Сценарий пушкинского бала
материал по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

В сценарии представлен быт пушкинской эпохи (обучение и воспитание, праздники, театр, парады, балы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный праздник «Дворянский быт XIX века»

(Посвящается юбилею со дня рождения А. С. Пушкина)

Цель – познакомить учащихся с дворянским бытом эпохи Пушкина

Задачи:

1. Познакомить с героями произведений Пушкина

2. Показать роль няни поэта Арины Родионовны

3. Познакомить с системой обучения и воспитания, с развлечениями

пушкинской эпохи.

4. Способствовать воспитанию в учащихся уважительного отношения к истории, литературе и культуре прошлого русского народа.

Оборудование:

1. Зал, оформленный в стиле XIX века.

2. Стенд «Пушкин – это наше все»

3. Презентация по теме вечера (Дворянский быт пушкинской эпохи)

4. Видеопроектор.

План вечера.

1. Вступление (о времени Пушкина, о роли няни в его жизни)

2. Стихотворение «Зимний вечер»

3. Сказка няни «Сел Иван царевич на своего коня и поскакал..»

4. Стихотворение «Няне»

5. Обучение и воспитание «Мы все учились понемногу…»

6. Парады.

7. Праздники (елка, Рождество, катание с горок, Сочельник, гадания, Крещение, балы и маскарады)

8. Сценка из драмы «Маскарад» М.Ю. Лермонтова

9. Пушкинские герои в гостях. Сценки из произведений Пушкина.

(«Дубровский», Капитанская дочка», «Евгений Онегин»)

10. Бал.

                                                Ход вечера

        Ведущий (учитель):

-Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Сегодня у нас совершенно необычный вечер, вечер погружения в пушкинскую эпоху. Сегодня мы узнаем, чем жили люди 19 века, как развлекались. Апогеем вечера будет бал, на  который съехались герои Пушкина.

        Каким же оно было, то время, которое породило такое гениальное явление, как Пушкин. Таким, что ничем особенным не отличалось.

        А истоки становления поэта в детстве. И в этом значительную роль сыграла няня Пушкина. Эта безграмотная женщина была удивительной сказочницей и сказительницей.

(Сценка, где Арина Родионовна сидит с вязанием. Пушкин пишет за столом. На столе книги, исписанные листы. чернильница с гусиным пером)

Это о ней поэт писал:

Мастерица ведь была

И откуда что брала…

И куды разумны шутки, прибаутки,

Былины православной старины.

        Маленький Пушкин заслушивался ее сказками

«Сел Иван царевич на своего коня и поскакал…»

        С не меньшим интересом он ее слушал и будучи взрослым в Михайловском во время ссылки, когда она украшала его одиночество долгими зимними вечерами.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

        Находясь вдали от нее, в Петербурге, поэт часто вспоминал свою старую добрую няню:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь» -

читаем мы в «Евгении Онегине»

        Более чем скромно отозвался Пушкин об обучении. Как же происходило обучение и воспитание в дворянских семьях?

        

          Ученик первый:

-Детей в дворянских семьях оставляли на попечение французов, которых беспрестанно принимали и отпускали.

          Вот что о таком воспитании пишет А.С. Пушкин в произведении «Русский Пелам» :

         Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек неглупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил меня поленом за то, что пролил я чернила на его жилет; третий, проживший у нас целый год, был сумасшедший, а в доме тогда только догадались о том, когда пришел он жаловаться Анне Петровне на меня и Мишеньку за то, что мы подговорили клопов со всего дому не давать ему покою и что сверх того чертенок повадился вить гнезда в его колпаке (Пушкин, «Русский Пелам»)

          Пушкин не очень доверял домашнему воспитанию. Он считал, что зачастую родители, особенно провинциальные помещики, не в силах дать детям хорошее образование. А французы! - кто только не брался за воспитание русских недорослей. Ходили анекдоты о французе, преподававшем французскую грамматику, который на вопрос, что такое модальные глаголы, отвечал, что он давно покинул Париж, а моды там переменчивы!

          В 1770 году один французский посол узнал в учителе своего кучера. Можно ли, спрашивал сотрудник одного сатирического журнала, рассчитывать на нравственное воспитание ребенка, отданного на руки такого воспитателя.

          Обучив дома мальчика читать и писать, его везли в город, в частный пансион, которые в России появились довольно рано. В пансионе воспитывалось иногда 10-15 учеников, которые жили и столовались на квартире преподавателя, и далеко не всегда обучение было хорошо поставлено.

          Аристократические семьи стремились определить своих детей в дорогие престижные заведения.

          Не всякий пансион имел права высшего учебного заведения. В таком случае следовало поступать в университет, т.к. во времена Александра I требовалось образование, чтобы сделать карьеру.

          Студент, получив самостоятельность, освободившись от опеки, переживал это бурно.

          Детство оканчивалось. Молодой человек вступал в новую, самостоятельную жизнь.

          Университет, служба и в 21 год совершеннолетие.

          Положение девушки было гораздо сложнее. До замужества она не имела самостоятельности. В университете тоже не имела права учиться. Образование получала или в детском пансионе, или дома.

        Второй ученик:

        

-Парад стал неотъемлемой частью петербургской жизни.

        Петербург просыпался рано. В 5 часов утра загорались окна царского кабинета, а офицеры начинали подготовку к ежедневному вахтпараду, за которым император следил строго.

        Почему император так страстно любил парады? Потому что парад есть торжество ничтожества, и всякий воин, перед которым пришлось потупить взор в день сражения, становится манекеном на параде,  в то время как император кажется божеством, которое одно только и думает и управляет.

        Парад – это театрализованное действие «однообразной красивости потешных марсовых полей», как писал Пушкин.

        И парад, и бал были основными структурообразующими элементами культуры пушкинского времени.

Третий ученик:

        

- В зимнее время в основном дворяне отдыхали, развлекались, разъезжались по балам.

«Елка была самым большим моим праздником, и я терпеливо ждал, пока папа, няня и живший  у нас дядя наряжали елку. Многие елочные украшения мы с папой готовили сами: золотили и серебрили грецкие орехи, резали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи, которыми обматывалась елка. На ее ветках вешались золотые хлопушки с кружевными бумажными  манжетами и с сюрпризом внутри.

        Румяные яблоки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке»  - так вспоминал елку в родном доме  современник Пушкина художник Мстислав Валерианович Добужинский.

        

        Обычай украшать елку пришел к нам из древности. Елка – это напоминание о том, как наши предки зажигали костры и приносили символическую жертву ради будущего урожая  - так называемое «рождественское полено». Потом о жертве забыли, но обычай собираться всей семьей и сжигать в очаге «рождественское полено (в виде елки), призывая в дом благодать и довольство, остался.

        Игрушки делали из теста в виде конфет, яблок, а зажженные свечи напоминали о костре, который жгли в древности. Под елку клали каждому члену семьи подарок, а во все время рождественского ужина должна была гореть свеча – все должно было обеспечить благополучный год и сытую жизнь.

Четвертый ученик:

        - С наступлением Рождества кончался пост и начиналось веселое время Святок – переодевания. Маскарады, святочные гаданья, шутливые стихи. Пушкин написал сатирические стихи по образцу святочных песен «Сказки «NOEL»

Рождества совпадал по времени с зимним солнцестоянием: самая длинная ночь проходила и начинали увеличиваться дни. Люди говорили: «Солнце на - лето, зима - на мороз». Святки обязательно связывали с переодеванием.

        В языческие времена такие действия имели символическое значение – обмануть злых духов, отвести от дома беду. К началу 19 века символика забылась, а переодевания остались и превратились в веселый маскарад.

        В отличие от Рождества, праздника семейного, Новый год отмечали балами и маскарадами, и публичными, и  домашними.

        Целая неделя проходила в веселых праздниках: балы, театральные представления. А в Москве прямо на льду Москвы-реки у Каменного моста устраивали состязания в быстрой езде на тройках. На площадях устраивали ледяные катальные горки. Это были совершенно особые сооружения. Вот как их описал   Павел Петрович Свиньин, писатель, художник, журналист пушкинского времени:

        «Ледяные горы основываются на деревянных столбах, иногда до 8 сажен и более в вышину, с коих делается постепенная покатость на несколько сажен в длину, также утвержденная на столбах. Они выкладываются кубическими кусками льда, которые после поливаются водою и, смерзшись, представляют совершенно гладкую поверхность, подобную зеркалу.. Простой народ катается с них на лубках, ледянках и санях, а кто не умеет управлять оными, тот садится в них с катальщиком, который наблюдает, чтобы сани держались в прямой линии.. Нельзя ни с чем сравнить удовольствия, когда видишь себя перелетающим в одно мгновение ока 40 или 50 саженей  - это кажется очарованием! Ввечеру горы освещаются фонарями; отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище не только для иностранца, но для самого русского: это совершенная фантасмагория!»

        

Пятый ученик:

- Наконец наступал Сочельник, вечер накануне Крещения Господня.

«Вот с Сочельник самый, в ночь,

Бог дает царице дочь» - читаем мы у Пушкина.

        В этот вечер девушки гадали о своей судьбе. Так и начинается баллада Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи: под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили:

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой;

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

        Татьяна Ларина, «русская душою», верила и снам, и  гаданьям святочным.

Морозна ночь, все небо ясно,

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно.

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит,

Но в темном зеркальце одна

Дрожит печальная луна.

Шестой ученик:

- Праздник Крещения отмечали в России особенно торжественно.

В Москве-реке делали четырех угольную прорубь, вокруг нее деревянное сооружение с изображением крещения Господня в реке Иордань. Совершался крестный ход.

        Весь этот ход состоял единственно из духовенства, за исключением только нескольких человек из мирян в светских платьях, которые шли впереди и несли хоругви на длинных шестах.

        Митрополит погружал крест в прорубь троекратно.

        После этого вода в реке почиталась освященною – ее набирали и бережно относили домой, кропили углы в доме, поили ею больных.

        В пушкинское время Иордань стали строить напротив Зимнего Дворца. Церемония была особенно торжественной

        Крещением оканчивался цикл рождественских праздников. Но весь зимний цикл завершала масленица и балаганы. Над площадью веселый гул голосов, писк свистулек, шарманки звук, гармони, удары бубнов.

        Праздники кончались веселым обрядом проводов зимы – сжигали чучело Масленицы. Наступала весна-красна, которая приводила с собою тепло, первые цветы, клейкие листочки.

Возрождалась к новой жизни природа.

        

Седьмой ученик:

- В 1830 году В.В. Энгельгардт открыл в своем доме первые в России публичные балы и маскарады.

        Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и иметь маскарадный костюм.

        Как всякая игра, маскарад имел свои правила и свое так называемое игровое пространство и время. Время от Святок до Великого поста. Пространство – бальные залы, украшенные по такому случаю особенным образом. Правила игры, которые никто из участников не мог нарушить – иначе какая же это игра? – допускали к участию в празднике только тех, кто явился в масках и костюмах.

(Костюмированные сценки )

        Отрывок из драмы М. Ю.Лермонтова «Маскарад»

Арбенин

 - Напрасно я ищу повсюду развлеченья.

Пестреет и жужжит толпа передо мной.

Князь

- Все маски глупые.

Арбенин

-Да маски глупой нет:

Молчит…таинственна, заговорит…так мило.

Вы можете придать ее словам

Улыбку, взор, какие вам угодно…

Князь

- Все так, - рассказывать легко…

Однако же я все еще зеваю…

Но вот идет одна… дай господи!

Маска

- Я знаю… тебя!

Князь

- И, видно, очень коротко.

Маска

- О чем ты размышлял,- и это мне известно.

Князь

- А в этом случае ты счастливей меня (заглядывает под маску)

Но если не ошибся я,

То ротик у нее прелестный.

Маска

- Я нравлюся тебе, тем хуже.

Князь

-Для кого?

Маска

- Для одного из нас.

Князь

- Поговорим и разойдемся.

Маска

- Право?

Князь

- Налево ты, а я направо…

        Восьмой ученик:

- Театр – страсть молодежи пушкинского времени. Театр посещали ежедневно. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета.

        Холостая молодежь жила театром. Молодая компания, к которой принадлежал Пушкин, особенно литературное объединение «Зеленая лампа», были страстными театралами. Пушкин  с друзьями не пропускал почти ни одного спектакля. Вокруг молодых актрис была  особая праздничная жизнь с интригами, свиданиями.

        «Театральная школа через дом от нас находилась, на Екатерининском  канале, - вспоминала Авдотья Яковлевна Панаева, дочь актера Брянского. – Влюбленные в воспитанниц, каждый день прохаживались бессчетное число раз по набережной канала мимо окон школы. Воспитанницы постоянно смотрели в окна и вели счет, сколько раз пройдет обожатель. Пушкин тоже был влюблен в одну из воспитанниц и  одну весну тоже прохаживался мимо окон школы.

        В день бенефиса от государя присылался подарок: первым артистам – бриллиантовый перстень, артисткам – серьги или фермуар. Моду подносить букеты и подарки ввели иностранные танцовщицы, появившиеся на петербургской сцене.

        Как и теперь, в театральном зале были партер, ложи и балкон, который называли галерея или раек. Однако партер выглядел иначе. В нем было два отделения, кресла или паркет, собственно партер, пустое пространство за креслами, где можно было стоять.

        Кресла обычно покупали на спектакль или даже абонировали на весь сезон.

        В первых рядах появлялись люди сановные, отцы города, за ними располагались щеголи, согласные платить за кресла дорого.

        Во времена Пушкина Спектакли начинались рано, обыкновенно в 6 часов, и заканчивались в 9 часов, так что»почетный гражданин кулис» успевал как раз с театра к разгару бала или маскарада.

        В театре каждый занимал место в соответствии со своим статусом. С изменением социального статуса менялось и место.

        Самый верхний ярус, раек, заполняли писцы, приказчики модных магазинов, камердинеры, конторские служащие, артельщики. Они громко выражали свое отношение к тому, что происходило на сцене, искренне переживали.

        Явившись в театр, пушкинский Онегин, разочарованный денди, мельком взглянул на сцену и изрек: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Дидло был приглашен на русскую сцену еще в конце 18 века, и к тому времени господствовал в театре.

        

        Ведущие артисты пушкинской поры – актриса Семенова и Балерина Истомина.

        В «Евгении Онегине» мы читаем:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

Д ругою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола.

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

        

        Театр формировал зрителя. Трагическая актриса Екатерина Семенова создавала величественные образы героинь, а Истомина своим удивительным танцем заставляла учащенно биться юные сердца пушкинских современников.

         (Представление героев произведений А.С.Пушкина)

        

Учитель:

- К нам на бал пожаловали герои пушкинских произведений, современники поэта и представители 18 века. Как только они появятся на сцене, так скоро вы их и узнаете.

        Отрывок из повести «Дубровский»

Дубровский

- Благодарю вас, что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если б вы на то не согласились.

Марья Кирилловна

- Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Дубровский

- Обстоятельства требуют…я должен вас оставить…. Вы скоро, может быть, услышите….Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться….Я не то, что вы предполагаете, я не француз Дефорж, я Дубровский

(Марья Кирилловна вскрикнула)

Дубровский

- Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Я расстаюсь с вами сегодня …сей же час…. Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском, что душа его умела вас любить, что никогда…(свист)

(Взял за руку, свист повторился)

- Простите, меня зовут, минута может погубить меня. (Отошел, снова подошел) Если когда-нибудь несчастие вас постигнет, обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня вашего спасения? (свист)

- Вы меня губите! Обещаетесь ли вы или нет?

Марья Кирилловна

- Обещаюсь

Отрывок из романа «Капитанская дочка»

Марья Ивановна

- Я так и обмерла, когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны. Но я уверена, что вы не зачинщик ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч.

Гринев

- А почему вы так думаете, Марья Ивановна?

Марья Ивановна

- Да так,…он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.

Гринев

- А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему, или нет?

Марья Ивановна

- Мне кажется, я думаю, что нравлюсь.

Гринев

- Почему же вам так кажется?

Марья Ивановна

- Потому что он за меня сватался

Гринев

- Сватался! Он за вас сватался? Когда же?

Марья Ивановна

- В прошлом году

Гринев

- И вы не пошли?

Марья Ивановна

- Как изволите видеть.

Роман «Евгений Онегин» (письма читают Евгений Онегин и Татьяна)

        

Глухая полночь. Строем длинным.

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала,

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуя себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд:

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

В движеньи все. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы: говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Меж тем и в лентах и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков.

        Е.Баратынский

        Учитель:

        - Какая радость – будет бал!

        Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека 19 века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом.

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков

                (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

        Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, дворяне поместные , окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими взрослыми дочерьми  - «на ярмарку невест».

        Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сиянье…

        Бал открывался полонезом

                        (Танцуют полонез, затем вальс)

        После полонеза – вальс. Это был очень простенький танец, на два такта, он вошел в моду в конце 18 века  - в самом начале 19 –го и сразу стал очень популярен.

        «Излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется. Ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел, как танцуется»

        Однако, «танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие»

Однообразный и безумный ,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

                (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

        (Танцуют мазурку)

        Главный танец бала – мазурка. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танца. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то; и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам

                (С. Пушкин « Евгений Онегин»)

(Танцуют котильон)

         Завершает бал котильон. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Котильон – это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый.

        Современники Пушкина знали, сколь разорительны для них роскошные праздники. В романе Пушкина «Евгений Онегин» отец героя, например, «давал три бала ежегодно// И промотался наконец». Известный острослов А. Л. Нарышкин сказал о великолепном бале, который он как придворный должен был дать в честь прусского короля, посетившего Петербург: «Я сделал то, что было моим долгом, но я и сделал это в долг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Пушкинский бал"

Городской конкурс....

Сценарий Пушкинского бала.

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пушкинский бал" для 9-11 классов....

Сценарий Пушкинского вечера для учащихся 5-6 классов

Сценарий Пушкинского вечера для учащихся 5-6 классов...

Сценарий Пушкинского бала для старшеклассников

Сценарий Пушкинского бала для старшеклассников...

Сценарий Пушкинского бала

Сценарий внеклассного мероприятия для проведения танцевального бала между классами...

Сценарий " Пушкинский бал"

Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, предлагаем  побывать на великосветском бале, увидеть ярмарку невест, рукоплескать знаменитым певицам, актерам и постановщикам театральных ...

Сценарий пушкинского бала 19 октября "Звоня в юбилейную славу"

Сценарий пушкинского бала, котроый можно организовать во всероссийский день лицеиста - 19 октября....