"Мысль семейная" на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы в 10 классе  разработан с целью содействия становлению и развитию ценностных представлений о семье , предполагает групповую работу С применением интерактивных  методов и творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Гиматдинова Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 4»

Елабужского муниципального района

«Мысль семейная» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

(открытый урок)

Дидактическое пространство: музыкальное сопровождение – Лев Лещенко «Родительский дом», В.Высоцкий.

Оформление:

Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к эпизодам романа

Оборудование: интерактивная доска

Цель:

 содействие  становлению и развитию ценностных представлений о семье.

Формируемые компетенции учащихся:

1.коммуникативные компетенции (умение создать ситуацию активного общения, позволяющему ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность, умение аргументировать свое мнение, умение слушать, понимать партнера по общению);

2. компетенции в обеспечении информационной основы деятельности;

3. личностные компетенции (способствовать сопереживанию, сочувствию, решать практические задачи, принимать решения)

1.Вступительное слово учителя:

- Как вы думаете, на чем держится жизнь человека? Что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, состоявшимся?  (Необходимо, чтобы у человека была семья, люди, которые могли бы его поддержать, понять

Бенжамен Франклин, американский просветитель и государственный деятель говорил: «Для того  чтобы быть счастливым, нужно лишь три условия – здоровье, хорошая семья и любимое дело (любимая работа). Все остальное не имеет значения»

Во все времена  человеку было свойственно выделять вещи и понятия, ценность (не материальная, а духовная) которых оставалась бы для него неизменно высокой.

- Какие это понятия? Назовите их : честь, любовь, гордость, патриотизм, дружба и семья.

Нельзя сказать, конечно, что это касается всех людей, но вряд ли в мире найдется достаточно большое количество представителей рода человеческого, способных отвергнуть  даже идею семьи.  Человек всегда начинает свой  жизненный путь в семье, даже если ему не известны имена тех, кому он обязан своим появлением на свет. Поэтому те взаимоотношения, которые были у человека с родителями (воспитателями, опекунами) наложат неизгладимый отпечаток на его характер и определят его дальнейшую судьбу. Чтобы жизнь человека складывалась удачно, особенно важно получить правильные понятия о вечных ценностях, упоминавшихся вначале, и получить их не где-нибудь, а в семье.

Сегодня мы проводим второй, обобщающий урок по теме «Мысль семейная на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Проблема семьи, или мысль семейная, волновала многих писателей разных времен. Какие произведения вы можете назвать? ( И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.Н.Островский «Гроза», И.А.Гончаров «Обломов», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и т.д.)

- На основе чего строится система персонажей романа «Война и мир»?

Система персонажей романа «Война и мир» строится на основе семейных гнезд – герои романа принадлежат к разным семейным кланам, каждый из которых является целым миром со своими устоями,  традициями, законами.

- Назовите три важнейших центра, объединяющих персонажей.

«Ростовы», «Болконские», «Курагины» - три важнейших центра, объединяющих персонажей. Вне семейных  групп остаются  фигуры исторических деятелей         - прежде всего Наполеона и Кутузова, представляющих два нравственных полюса романа- эпопеи..

Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет настоящей. Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой омут жизни. Интересы  любви, дружбы, ненависти, страстей входят у Толстого  как существенные в настоящую жизнь.

Мы с вами  уже начали знакомство  с семейными гнездами главных героев. А сегодня нам предстоит разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей».

2. Усвоение содержания произведения.

- Давайте вспомним начало 1 части 2 тома?

(Николай Ростов в начале 1806 года вернулся в отпуск)

- Каким желанием охвачен Николай Ростов?

(читаем(фрагмент текста проецируется на доску) : Ростов «по мере приближения к Москве все более и более приходил в нетерпение.

«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» - думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву….

-Вот он угол-перекресток…Вот и лавочки, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!»

Толстой передает чувства своего героя. Какой прием он при этом использует? На какие слова мы должны обратить внимание? (ключевые слова выделяем фонариком)

(прием повтора помогает автору передать желание героя скорее попасть домой, где каждый будет рад твоему приезду, увидеть милые, дорогие сердцу лица родных

- Что значит родительский дом для Николая Ростова?

(Дом для Ростова – это все)

Мы с вами уже знакомы с семьями Ростовых, Болконских и Курагиных.

Сегодня мы с вами поработаем строителями: построим дома для семей персонажей романа-эпопеи «Война и мир».

А теперь распределяемся  по группам. Все встали в круг. Рассчитайтесь по фамилиям: Ростовы, Болконские, Курагины.

 Объединяемся в группы по семьям.  Распределите роли:  ведущий( у кого самые темные волосы), хранитель времени- хронометрист (тот, у кого самые светлые глаза),  стенографист (тот, у кого самые длинные ресницы), художник (тот, у кого самые светлые волосы), выступающие (те, у кого самые длинные волосы), завхоз, чернорабочий

Задание  группам: построить дома для семей персонажей.

Прежде чем построить дом, закладывают фундамент

Фундамент (фундамент будет составлять главный стержень семьи – определите его одним словом. Выберите одно понятие, самое главное, определяющее, для каждой семьи.

Для справок: любовь, уважение, взаимопонимание, порядочность, ложь, расчет и др.)

Основное здание (семейный кодекс) состоит из кирпичиков, на которых вы запишете этические понятия, характеризующие атмосферу, царящую в доме, а также взаимоотношения родителей и детей, как родители понимают свой родительский долг)

Для справок: искренность, порядочность, всеобщий расчет, бездуховность, забота о служебной карьере детей, выгодное замужество или женитьба, дух равенства, бескорыстия, доверие, любовь, сдержанность, уважение к каждой личности, гостеприимство, безнравственность, откровенность, чувственность, злость, отчуждение, забота.

Подумайте, как могла бы выглядеть визитная карточка  каждой семьи, выберите (или предложите свой вариант) и запишите.

Для справок:

  • Кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит – одолжение.
  • Нам приятны только те, кто нужен.
  • Кто к нам ходит, делает приятное.

Перечислите всех членов семьи

Защита проектов.

Во время защиты  все этические понятия, которые вы использовали для характеристики семейного гнезда, подтвердить  конкретными эпизодами, сценами из романа, рассказать, когда, в каких ситуациях эти качества проявляются.

Итак, семьи Ростовых и Болконских изображаются в романе по принципу сходства, а семья Курагиных по принципу контраста.

Гимнастика для глаз.

Задание. Установите соответствие между персонажами (главами семейств) и  их описанием.

А. Князь Василий Курагин

Б. Граф Илья Андреевич Ростов

В.Князь Николай Андреевич Болконский

1. «Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, п.ч. редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира».

2. «Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении защищаться».

3. «Не обдумывал своих планов, но как светский человек никогда не упускал возможности использовать влиятельное лицо»

4. «…прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой».

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В

Мозговой штурм «Что значит для меня семья?»

 Предлагаю поразмышлять  над тем, что значит для вас семья, что каждый из нас получает в семье)

Вспомним правила мозгового штурма:

  1. Не критикуй
  2. Чем больше вариантов, тем лучше
  3. Подходить к проблеме с разных сторон
  4. Стараться не повторяться

(правила проецируются на интерактивной доске)

Возможные варианты ответов:

- возможность почувствовать надежное плечо

- поддержка в трудную минуту

- сочувствие

- хорошо, когда есть с кем разделить горе и радость

- дает ощущение полноты жизни

- дает уверенность

- опора в жизни

- гармония

- живительный источник

- чудо

- спокойствие

- умиротворение

- отдушина

- понимание

Заключительный этап урока.

Синквейн «Семья»

Звучит песня Льва Лещенко «Родительский дом»

Родительский дом- начало начал. Каждая семья имеет свои начала и понимает жизнь по-своему.

Семья. Родительский дом. Что может быть дороже для человека? Счастлив тот, кто имеет хорошую, добрую, надежную семью. Семья – это люди, любящие, понимающие, поддерживающие тебя

Итак, «настоящая жизнь» - это жизнь с интересами поэзии, любви, страстей».

По мысли Толстого – чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, где ложь.

Я думаю, что вы все поняли, какая семья ближе автору и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений.   Воспитывать и развивать нра...

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»

Урок  «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...

Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Урок литературы в 8-м классе.Форма проведения: дискуссия - соревнование              ...

Топонимика Москвы и Санкт-Петербурга на страницах романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация создана в ходе проектно - исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.  Может быть использована при изучении романа "Евгений Онегин" в 9 классе....