формирование основ литературного общения
опыты и эксперименты по литературе на тему

ФОРМИРОВАНИЕ  ОСНОВ У УЧАЩИХСЯ  ОСНОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_literaturnogo_obshcheniya.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся основ русского литературного общения

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения».

 Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию. «Школа – 2020». Какой мы ее видим? 

 Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

 Ученик должен  научиться действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают  основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. 

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). 

 Особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента. 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

К коммуникативным действиям относятся: 
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация; 
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; 
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. 

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. 

В  своей практике   использую  такие   приемы работы с текстом:
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». 
2.Прием составления граф-схемы.(Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

        

3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 
4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 
5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 
Литература имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому   ориентирую учащихся на поступок героя и его нравственное содержание.

Для формирования коммуникативных УУД  использую приемы, направленные на осмысление содержания текста:

6«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: 
 Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? 
 Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? 
 Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? 
 Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? 
 7. Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста даю целевую установку: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Знаком “V” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “+” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

“V” - знаю

“+” - новое

“?” - есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

8.«Составление кластера». (- графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания). В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия). Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И. С. Тургенева « Му - му » создается такой кластер :

9.Приём  «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Этот приём  использую  на любой стадии урока

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

10Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: 
Герасим 
добрый, трудолюбивый 
заботится, любит, работает 
не должен страдать из-за жестокости людей 
человек 

11.Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников-дискуссия. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать  форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой 

. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. 

12.На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например: 
- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». 
- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». 
 При изучении темы «Диалог» предлагаю разбиться на пары, каждая получает свое задание:

-разговариваем как старые друзья, которые давно не виделись;

-как начальник и подчиненный;

-как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

-как турист, оказавшийся в чужом городе;

-как учитель с учеником и т.п

Кроме такой формы, как учебный диалог существуют и другие, позволяющие развивать коммуникативные и творческие способности учащихся на уроках русского языка:

1.Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

Например, дано начало предложения: «Брат уехал в Москву …», а затем предлагается несколько вариантов закончить его:

-дома остались родители;

-чтобы там поступить в университет;

-потому что он никогда не был в Москве;

-проведать родственников и своего брата Сашу и т.п.

.2Работа над постепенным ступенчатым распространением предложения с помощью вопросов. Дано, например,  предложение: «Птицы вернулись». – «Какие птицы?» - «Перелетные птицы вернулись». – «Откуда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран».- «Куда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»,  «Когда вернулись?» и т.д.

Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями. Иногда практикую и обратный вариант этого упражнения – сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.

3.Работа с текстом (виды компрессии), что очень важно при подготовке к экзамену по русскому языку;

4.Редактирование предложений или текстов, содержащих речевые ошибки или недочеты.

5.Основные виды творческих упражнений, по составлению предложений следующие: -составление предложения по опорным словам (2-3 слова), назывные;

- составление предложения по опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений;

- составление предложения по предметной или сюжетной картинке;

- составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению, написание мини-сочинения;

6.Моделирование структуры текста с помощью памятки «Текст»

 определи:

- тему (о чем будешь писать, говорить);

- главную мысль (что хочешь сказать);

- название (если его нет), передай в нем тему, главную мысль;

- содержание и порядок предложений;

- план текста (микротемы, абзацы);

13..Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники  с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, русские народные сказки ,самостоятельно создают декорации. Детям интересно действие, характеры героев, костюмы, общение друг с другом.
 Дети сочиняют сказку в соответствии с требованиями к композиции этого жанра (зачин, три испытания, положительные и отрицательные герои, добро и зло, концовка). Сюжеты и героев придумывают или  используют  известные сюжеты народных сказок, творчески изменив их.

14.Групповая  форма работы.  « В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.  Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем. 

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх 

       Совместное изучение и пересказ текста в паре:

  • Прочитай текст по абзацам, попутно составляя его план.
  • Подготовь пересказ текста по составленному плану.
  • Распределите в паре роли слушателя и рассказчика: рассказчик выполняет пересказ текста, высказывая своё отношение к прочитанному; слушатель по ходу пересказ заполняет табло, а затем даёт развёрнутую оценку пересказа товарища.

Самостоятельное изучение текста, обсуждение и взаимопроверка в паре:

  • Прочитай про себя текст.
  • Какова основная мысль текста?
  • Выдели непонятные слова.
  • Найди напарника. В паре:

-сопоставьте ваше понимание главной мысли текста;

-выясните значение непонятных слов;

-задайте друг другу вопросы, направленные на понимание текста;

-обсудите ваше отношение к прочитанному. 

Считаю, что   дети не только должны научиться  читать, но и   понимать  текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать.

15.Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий.

. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью.    учатся упорядочивать свои знания,   организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, учатся создавать проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Учатся  отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, текстами и т.п.

              Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. 
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь и развивать их постоянно. Но она должна  помочь осознать молодому поколению, что каждый русский человек должен знать родной язык, грамотно писать и говорить, не нарушая литературные нормы; осознать, что язык нужен всем, всегда и везде;
 воспитать мыслящего человека-творца, для которого традиционные литературные нормы – одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, выдвигаемых потребностями духовной жизни общества.