Поурочные планы по литературе
план-конспект урока по литературе по теме

Цыбикова Владилена Владимировна

Предварительный просмотр:

5 кл.                        Тема: Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности.

                                           История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Цели: познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать

           своеобразие Тургенева – повествователя.

План урока:

  1. Слово о Тургеневе (5 мин)
  2. Сообщение о начале литературной деятельности (8 мин)
  3. История создания рассказа «Муму» (3 мин)
  4. Информация ученика о прототипах рассказа (4 мин)
  5. Знакомство с героями (18 мин)
  6. Обобщение по уроку (2 мин)

Словарная работа: Аннибалова (Ганнибалова) клятва, крепостничество, дворовые, челядь.

Оборудование: фотографии усадьбы Тургенева.

Ход урока

  1. Заочное путешествие в Спасское – Лутовиново.

Чтение учителем начала романа Б.Зайцева «Жизнь Тургенева» (см. Юность. 1991. №2)

       Орловская губерния не весьма  не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересечённые оврагами; лесочки, ленты берёз по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается заленившееся стадо – а вокруг вся трава вытоптана. Кое – где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы. Всё однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идёт ровно, без конца, без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца – начала. Васильки, жаворонки….благодать.

      Это предчерноземье. Место встречи северно – средней Руси с южной. Москвы со степью. К западу, заходя в Калужскую, к северу – в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. Святые появились в лесах севера. Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями.

      Село Спасское – Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными. Даже колонии были: разные имения и сёла, всякие Любовши, Тапки, Холодовы.

          Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев – для закупки лошадей с её завода, классический «ремонтер». Варвара Петровна сразу  в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто без дела и оставила у себя его портупею: чтобы крепче выходило. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 г. она  вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем Иван.

  1. Сообщение заранее подготовленного ученика

Доклад о семье и детстве И.С.Тургенева (материалы в учебнике)

  1. Сообщение учителя «Начало литературного творчества Тургенева»

Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, а затем в Петербургском университетах. Первый большой литературный опыт – не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева.

     По возвращении из – за границы (обучение в Германии) Тургенев начал службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству.

       Раннее творчество – это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев – довольно известный писатель. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Уже первый очерк из этого сборника «Хорь и Калиныч» (1847г.) удостоился высокой оценки читателей. В.Г.Белинский писал, что «в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил».

    Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев доа Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибаловская клятва».

     «Записки охотника», рассказ «Муму» (1852) – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

  1. Из истории создания рассказа «Муму»

В 1852 г. умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А зп напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных , Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

5. Сообщение ученика о прототипе Герасима (материал в учебнике)

6. Знакомство с героями

Аналитическое чтение начала рассказа. Читаем от начала до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили» (3 абзаца)

Вопросы:

- С какими героями мы знакомимся в начале произведения?

- Что мы узнаём о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?

- Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

- Чем среди крестьян выделялся Герасим?

- Какие слова передают отношения автора к герою?

- Почему «не полюбилось» ему сначала жить в городе?

- Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима? (Немой и могучий, как дерево…»; «как пойманный зверь…»; «как молодой и здоровый бык…».)

- Как относился Герасим к своим обязанностям?

- Как относились к нему окружающие люди?

- Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

7. Обобщение по уроку

Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.

Домашнее задание

Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.



Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный»

 «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Урок литературы в 5 классе.

Цели и задачи урока:

обучающие – расширение представлений учащихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»; попутное повторение понятий «текст» и «тема текста»;

развивающие – развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах, развитие памяти, внимания, развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;

воспитательные - привитие учащимся читательского, литературного вкуса, приобщение к национальным истокам русской литературы.

Оборудование:

На доске – портрет А.С.Пушкина; опорные слова: дуб зелёный, кот учёный, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка, королевич, царь, колдун, Баба – Яга, Кащей, Русь.

На партах учащихся – учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, отпечатанный материал о творчестве А.С.Пушкин.

Грамзапись вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Аудиозапись лёгкой инструментальной музыки.

Подарочное издание поэмы «Руслан и Людмила».

Ход урока.

Вступление.

Здравствуйте, ребята!

Скажите, чей портрет перед вами? (А.С.Пушкин). Какие впечатления у вас возникают с именем А.С.Пушкина?

Что вы о нём знаете?

Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все – и взрослые, и дети. В жизнь каждого из нас Пушкин входит, прежде всего, своими чудесными сказками.

Ребята, какова же тема нашего урока?

Обратите внимание на цели и задачи нашего урока?

Прочитайте вслух.

Мы попытаемся выполнить все поставленные цели и задачи.

2.Вспомним сказки А.С.Пушкина.

Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!

а) Литературная разминка.

Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации.

1. Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок и до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордашку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…

2. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

3. Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною дворянкой столбовою…

4. Не видать милого друга!

Только видит, вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля…

5. Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

б) Разминка по иллюстрациям «Угадайте героев сказок».

На доске иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина .

Немного поиграли, теперь поработаем.

3.Работа по теме урока.

1. Работа в парах: один ученик знакомится с материалом учебника об А.С.Пушкина, второй – дополнительно отпечатанный материал.

— Расскажите о том, что вы узнали нового об А.С.Пушкине.

(ответы детей).

4.Проверка усвоения нового материала.

Закончите фразу (предложение).

А.С.Пушкин родился в… году. (1799 г)

Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в …. (лицей находилось в Царском селе)

Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….(Пущин)

Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….(Державин)

Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

Именно здесь и в это время к нему приходит замысел этой поэмы….

5.Слово учителя.

1. Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина, которую вы верно назвали, «Руслан и Людмила».

Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи и вам тоже.

(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила», подарочного издания поэмы).

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

Но не будем торопиться.

2.Работа в группах.

По данным опорным (ключевым) словам (на доске) составить мини – текст и озаглавить его.

Чтение составленных учащимися текстов.

3.Учитель. Интересно вам послушать текст, который создал А.С.Пушкин с использованием этих слов?

(фонохрестоматия).

Запись в словарь учащихся:

Лукоморье – изгиб морского берега.

6.Беседа по прослушанному.

1. Ваши впечатления? Понравилось? Чем?

2. В каких словах, по – вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?

3. Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?

4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С.Пушкина?

7.Подводим итоги.

1. Ребята, что больше всего понравилось сегодня на уроке?

2. Что бы вы изменили?

3. Появилось у вас желание прочитать всю поэму?

4. Попробуйте переформулировать тему нашего урока и предложите свои варианты?

5. Скажите, все ли намеченные цели и задачи мы выполнили?

Всем спасибо, урок окончен.



Предварительный просмотр:

Урок-размышление на тему: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом" (Роберт Бёрнс стихотворение "Честная бедность")

Форма урока: Урок-размышление.

Цели урока: 

  • Ознакомить учащихся с шотландским поэтом Р. Бернсом и его стихотворением "Честная бедность", проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д.
  • Пробудить у учащихся живой отклик на проблемы и нравственные принципы поэта своего времени.
  • Воспитывать вдумчивого читателя, расширить и углубить познания учащихся, пробудить интерес к творчеству Р. Бернса и любовь к жизнелюбивой поэзии поэта.

Оборудование: портрет Р. Бернса, выставка сборников стихов поэта, материалы из биографии и т.д.

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр. У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим. Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня. Шотландские народные баллады будили его воображение. Здоровое реалистическое чутье поэта отвергало мистику и суеверия, содержащиеся во многих старинных легендах. Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии. Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения: молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Бернс справедливо считал для себя унизительным положение слезливого просителя, обивающего пороги высокопоставленных лиц. Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

"Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг". Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью. В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать.
Правдивой страницы
Лишь тот и боится,
Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

"Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах". И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик. Его жизнь, его будничные заботы и скромные радости, его повседневный труд впервые в поэзии Англии и Шотландии находили вдохновенное воплощение. Не стало и исключением его замечательное стихотворение "Честная бедность", в котором лирический герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства. Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —
Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство. Найдите в толковом словаре значение этих слов.

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.

Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.

** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,
Мы укрываемся тряпьём...
А между тем дурак и плут
Одеты в шёлк и вина пьют...

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,
Ему должны мне кланяться,
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется.

Чем достигается комический эффект? Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем? Поэт называет его "бревном". Это метафора.

На чем основаны данные метафоры? На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Как называется такой прием? Антитеза.

Какие образы и понятия противопоставляются?

Бедняки — богачи
Стыдится — гордится
Знать — простонародье.

Но поэт призывает смотреть и "судить не по платью"

Награды, лесть и прочее
Не заменяют ум и честь
И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза: бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах. Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.

Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было. Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком. Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

Образы "веселых нищих", радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте!

И вывод, который Бернс из этого делал, — один из основных лозунгов французской буржуазной революции 1789 года: настанет день, "когда кругом все люди станут братья":

Могу вам предсказать я,
Что будет день
Когда кругом
Все люди станут братья!

"Честная бедность" — одна из самых острых социально-политических песен Бернса, отличающаяся в то же время удивительной легкостью, остроумием и изяществом. По своему содержанию песня Бернса тесно переплетается с идеями просветителей и особенно с общественно-политическим опытом Французской революции. Недаром в ХIХ веке песню Бернса называли "английской Марсельезой". Начальная строка припева "При всём при том, При всём при том", мелодия и само название заимствованы Бернсом из одноименной шотландской народной песни, бытовавшей в разных текстовых вариантах. Жизнелюбивый пафос лирики Бернса зиждется на вере в полную гармонию чувства и разума. Стихи Бернса отличаются исключительной выразительностью и простотой. Образы его всегда конкретны, предельно ясны, тон искренний и задушевный. Написанные большей частью на популярные мелодии, стихи Бернса сами стали народным достоянием. Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака. Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса. И Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: "Бернс—это чистый родник поэзии". Некрасову не удалось осуществить это желание. Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны. Они, по словам А. Твардовского, "выполнены в том поэтическом ключе, который мог быть угадан им только в пушкинском строе стиха, чуждом каких бы то ни было излишеств, строгом и верном законам живой речи, пренебрегающей украшательством, но живописной, меткой и выразительной".



Предварительный просмотр:

8 кл.                             Тема: Басня И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя»

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова, со взглядами

           великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе;

           познакомить с новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие царя» и

           «Обоз», учить определять мораль басен, использовать слова морального

           вывода в определённых случаях повседневной жизни; работать над вырази-

           тельным чтением.

І. Оргмомент

ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение басни «Обоз» по ролям.

            В этой басне Крылов коснулся стратегии и тактики  Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1, выговоры от которого следовали один за другим. Басня об Отечественной войне 1812 года «превращалась в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.

Беседа по вопросам:

- О чём рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?

- В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение? Зачитайте.

- Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

ІІІ. Изучение новой темы.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2.  Вступительное слово учителя.

   Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем изучать «Лягушки, просящие царя» - является переработкой басни этого французского баснописца (Лафонтена), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т.п.

     Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по – своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очёркнутыми» (Белинский).

        Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».

  1. Чтение басни «Лягушки, просящие царя» и беседа по вопросам.

- Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» - гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)

- Каким рассказом начинается Басня? («…неугодно // Правление народно, … совсем неблагородно // Без службы и на воле жить»).

- В чём заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

(1:«Не суетлив, не вертопрашен,

     Степенен, молчалив и важен…

     Одно в царе лишь было худо:

     Царь был осиновый чурбан»)

- Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте ещё раз «деятельность» этого царя.

(2: Журавль – не чурбан:

     «Не любит баловать народа своего;

     Он виноватых ест: а на суде его

     Нет правых никого…»)

И пришёл на жителей «чёрный год».

- А что значит это выражение? Подтвердите определения – синонимы. (Страшный, тяжёлый.)

- В каких словах заключена мораль басни? Кто её произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.../… тот слишком тих, / …этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» - вещал им с неба глас.)

В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?

5. Слово учителя о языке басен Крылова.

   С наибольшей отчётливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений. Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную весёлость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм. Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях». Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою – то мужиковатою оригинальностью». У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно – психологическая дифференциация речи героев. Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочинённые самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.

6. Игра «Закончи строчку из басни Крылова».

«А Васька слушает…».

«Чтоб музыкантом быть, / Так надобно …».

«Хоть видит око, да зуб …».

«Ай, Моська, знать, она сильна …».

«Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело…».

ІV. Подведение итогов урока.

Викторина

  1. Из каких басен Крылова эти строчки?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                                                 («Ворона и лисица»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт

И выйдет из него не дело, а только мука.

                                                («Лебедь, Щука и Рак»)

У сильного всегда бессильный виноват.

                                                («Волк и Ягнёнок»)

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

                                                   («Кукушка и Петух»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

                                                   («Две собаки»)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

                                              («Квартет»)

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,

 То напроказишь вдвое хуже.

                                               («Обоз»)

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

 Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

                                                    («Свинья под Дубом»)

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит,

А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

                                           («Мартышка и Очки»)

Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

                                          («Лягушки, просящие Царя»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит догадаться

За дело просто взяться.

                                          («Ларчик»)

  1. «… Стоит догадаться // За дело просто взяться», и тогда вам откроется любой «ларчик», и вы сумеете ответить:

1 –й вариант: Что такое басня? (Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением.)

2 – й вариант: Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? (Процитированные части басен – мораль, содержит в себе нравоучительный смысл.)

Домашнее задание: 1) подготовить инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие Царя», выделив характерные черты персонажей.



Предварительный просмотр:

8 кл.                  Тема: Вступительное занятие: искусство чтения

Цели: подготовить учащихся к восприятию нового курса, создать активное рабочее

           настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях; заставить задуматься, как

           читать произведения художественной литературы, чтобы в каждом из них

           открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; работать

           над овладением антонимической лексикой со значением дифференциации

           чтения (чтение про себя и для себя – чтение вслух, для других; чтение –

           сопереживание – чтение оценочное, истолковывающее); учить развёрнутым

           высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и

          эмоциональной лексики со значением самооценки.

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІІІ. Изучение новой темы.

1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я.

   Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Наверное, больше чем островов и подводных рифов в океанах. Но ни один даже самый смелый капитан не поведёт свой корабль в плаванье, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своём пути. Представьте себе большой порт: одни корабли причаливают, другие отплывают, третьи стоят под погрузкой или разгрузкой, а между ними снуют портовые буксиры, катера и лодки. И вот, чтобы капитан смог провести свой корабль к причалу в этом хаосе больших и малых судов, ему присылают из порта лоцмана, человека, знающего и расположение причалов, и особенности работы этого порта, и график движения судов. Даже опытному капитану необходим лоцман в незнакомом порту.

      Надеюсь, вы поняли, почему я сравниваю книги с островами в океане? Да, да! В огромном море книг нелегко разобраться и высокообразованному человеку. Не случайно, с древних времён существует множество профессий, помогающих людям ориентироваться в океане человеческой мудрости. Это и литературоведы, и библиографы, которые собирают и систематизируют сведения о книгах, и библиотекари, которые хранят и выдают книги, и библиофилы, любители и собиратели книг.

    И, если вы не возражаете, я стану вашим лоцманом и помогу научиться читать и выбирать книги; постараюсь расширить ваши познания. Каждая книга содержит какую – нибудь тайну. Но нет на свете таких тайн, которые не смог бы раскрыть пытливый ум. Важно лишь правильно подойти к делу.

   Вы уже познакомились с волшебством слова. Смею думать, что вы теперь не просто ученики, а мастера, поэтому наши уроки станут теперь уроками мастерства. Ведь не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы прочесть книгу, раскрыв её тайны, надо быть мастером.

 - Какими же они будут, наши уроки литературы? Что значит «учиться литературе»? ... Уточню вашу мысль: учиться литературе – это значит учиться читать страницы, вышедшие из – под писательского пера, учиться читать особенное, художественное произведение.

   - Но умеем ли мы читать? Расскажите, как происходит это у каждого из вас, одинаково ли…

  Сравните своё чтение дома (скорее всего, вероятно, про себя) и в классе. В чём смысл того и другого чтения?

Давайте послушаем ребят, решившихся прочитать своё любимое произведение.

2. Ч т е н и е   2 – 3  п р о и з в е д е н и й (или фрагментов из него) подготовленными учащимися.

- Что же такое «искусство чтения»? Приблизились ли мы к нему?

3. О п ы т   «ч и т а т е л ь с к о й  б и о г р а ф и и ».

    Взрослея, мы обогащаем и нашу читательскую биографию.

Вот как об этом рассказал М. Горький в автобиографической повести «В людях». (Чтение фрагмента).

 А вот ещё один опыт подобной исповеди: В.Г.Короленко – «История моего знакомства с Диккенсом.» (Чтение фрагмента)

- Каково ваше мнение о страницах Короленко.

- А теперь попытайтесь очертить свою читательскую биографию.

    Т в о р ч е с к а я   р а б о т а «Моё читательское взросление» с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки (словосочетания записаны на доске): стал старше, вдумчивее, взыскательнее, тоньше в восприятии писательского слова…; если раньше любил читать…, то сейчас мне ближе…; мой первый писатель…; моя первая встреча с …, а затем…

2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с.3-4)

3. Беседа по вопросам.

- В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

- Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

4. Рассматривание учебника – хрестоматии.

   Классики русской литературы 19 в. и русские писатели 20 в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.

    Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.

    Рассмотрим учебник-хрестоматию: посмотрите оглавление и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.

     Чтение стихов (подготовленными учащимися), помещённых на форзацах учебников.

    Несколько слов нужно сказать о структуре книги и её содержании: состоит из 2-х частей; 1 часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы 18 века, из русской литературы 19 века; 2 часть завершает изучение произведений из литературы 19 века, знакомит нас с писателями – эмигрантами, Буниным и Куприным; пролетарским писателем 20 века Горьким; исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачёв, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелёва. Познакомимся мы с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времён до начала 19 века – рассказана не учёными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а весёлыми и остроумными людьми – писателями – сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко… Лучшая часть обширного наследия этих писателей – юмористов принадлежит литературной классике. Имя А.Т.Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Тёркиным», пройдём вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни. Встреча с А.П.Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А.Платонов восполнял урон, нанесённый душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно - человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».

   Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в то тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы В Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже весёлые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах… Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоём, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.

   Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». В.П.Астафьев убеждён, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя – рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.

                                   В очарованье русского пейзажа

                                   Есть подлинная радость, но она

                                   Открыта не для каждого и даже

                                   Не каждому художнику видна,-

писал Н.Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чём выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы постараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам – эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.

  А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У.Шекспира, Дж. Свифта, В.Скотта – классиков зарубежной литературы.

    Рассматривая хрестоматию, знакомясь с её разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчёркивая наиболее важное в произведении, творчестве того или иного писателя.

     Чтение и обзорный анализ 2 – 3 эпиграфов (на выбор учащихся).

Домашнее задание: закончить творческую работу  о своём читательском взрослении.

                                  подготовить  пересказ вступительной статьи (с.3-4 учебника)



Предварительный просмотр:

    8 кл.                  Тема: Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя

                                     Александра Невского.

Цели: познакомить учащихся с «Повестью о житии… Александра Невского»;

           показать, как в русской литературе в период монголо – татарского завоевания

           возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить

           узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над

           умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы

           Древней Руси, её художественный мир.

Ход урока

І. Оргмомент

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завёл разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т.д.

- В чём сходство и различие преданий и народных сказок?

Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.

ІІІ. Изучение новой темы.

  1. Беседа по вопросам.

– Как начиналась русская литература? Определите её хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки.

- Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее.

- Как надо произведения Древней Руси? В чём неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?

(Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, её художественный мир:

- неторопливость, обстоятельность;

- степенность, торжественность;

- велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность;

- исповедальность, монологичность;

- взволнованность, эмоциональность, лиризм;

- человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)

- Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен?

- Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?

(Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.)

  1. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.

- «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имея корня, засохло. Иное упало в терпение, и выросло терпение и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. кто имеет уши слушать, да услышит».

                                                                 («Притча Иисуса Христа о сеятеле»)

- «Радуйся, Пётр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!... Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своём со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

                                                                   («Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

                                                                     написана в жанре жития святых.)

- «Некий человек шёл из Иерусалима в Иерхон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той же дорогой, увидел его и прошёл мимо. Также шёл помощник священника, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошёл, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём».

                                                                       («Притча о добром самарянине»)

- «И нашёл быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка калёным железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

                                                                                   («Сказание о Кожемяке»)

- «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

                                                                               («Притча о блудном сыне»)

- «И сказал им:

- Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он раздобыть мёд и влить в кадку во второй колодец».

                                                                               («Сказание о белгородском киселе»)

- О каком Сергии идёт речь?

«Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове от благоверных родителей Кирилла и Марии… Когда ему исполнилось семь лет отдан был в учение…

Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни,  поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России»

                                                                                («Житие Сергия Радонежского»).

- Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

3. Слово учителя о традиции Киевской Руси в литературе 18 века.

В 1237 – 1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо – татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

    В самом начале монголо – татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо – Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдёт сегодня речь на уроке.

     Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220 – 1263) сложилась как дружинно – воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого. «Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноимёнен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр… непобедим, яко един Арита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240г.) и немцами на Чудском озере (1242г.). Библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двинуться; и не бе видети леду, покры бос я кровию». Подчёркивается доблесть князя, который «самому королю (шведскому королевичу Леспе) возложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексеевича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско –дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, - пишет автор, - от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно – богатырскими эпизодами развёртывается картина традиционно – литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Сло о житии и о представлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом» побоище .

  1. Комментированное чтение «Повести о житии Александра Невского» (с. 19 – 25 учебника) с последующей беседой.

- Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

- Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

- Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает?

- Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

- Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?

- Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести?

- Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? (С.25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!...» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

Домашнее задание: составить небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое» (задание 4, с. 26, раздел «Будьте внимательны к слову»); подготовить выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.



Предварительный просмотр:

8 кл.                                      Тема: Композиция и художественные особенности поэмы

                                                          «Мцыри».

Цели: дать возможность учащимся ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое

          и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова; в ходе

          аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы;

          работать над выразительным чтением.

Ход урока

І. Оргмомент

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Слово учителя.

        На предыдущем уроке я познакомила вас с воспоминаниями А.Н.Муравьёва о поэме Лермонтова, о том впечатлении, которое произвела поэма на писателя.

Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.

    А каково ваше первое впечатление от поэмы? Как, за счёт чего создаётся впечатление прерывистого дыхания страдающего человека?

2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.

ІІІ. Работа по новой теме.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.

     - Каким размером написана поэма? (4 – стопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения )

- Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?

- Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для 1 и 2 глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)

1. Немного лет тому назад,                                 2. Однажды русский генерал

    Там, где, сливаяся, шумят,                                  Из гор к Тифлису проезжал;

    Обнявшись, будто две сестры,                            Ребёнка пленного он вёз.

    Струи Арагвы и Куры,

    Был монастырь.

  Обратите внимание на размерность и спокойную повествовательную  интонацию  первых глав.

- Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?

- В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)

- Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (нет.)

- Почему?

- Кто является рассказчиком  в следующих 24 главах? Событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным рассказчика;  события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточенно на переживаниях,  мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

- Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.) 

- Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом?  (Третья глава начинается  с обращения к исповеднику. Следующие главы – с 4 по 8 – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)

- Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («… А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно всё более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод… Знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Всё это передаёт взволнованность, мечты и страдания героя.)

- Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

   Сочетание твёрдой поступи 4-стопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создаёт ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

- Продолжаем проверку цитатных планов.

3. Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришёл, благодарю.

    Я мало жил, и жил в плену.

4. Я никому не мог сказать

    Священных слов «отец» и «мать»!

5. Что за нужда? Ты жил, старик!

    Тебе есть в мире что забыть,

    Ты жил, - я также мог бы жить!

6. Ты хочешь знать, что видел я

    На воле?

Анализ поэтических особенностей 4 главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпою», «груды тёмных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

Примеры сравнений:

                                   …Холмы, покрытые венцом

                                   Дерев, разросшихся кругом,

                                   Шумящих свежею толпой,

                                   Как братья в пляске круговой.

                                   Я видел горные хребты,

                                   Причудливые, как мечты,

                                   Когда в час утренней зари

                                   Курился, как алтари,

                                   Их выси в небе голубом…

                               

                                   В снегах, горящих, как алмаз…

Примеры метафоры, сочетающейся с олицетворением:

                                Простёрты в воздухе давно

                                Объятья каменные их,

                                И жаждут встречи каждый миг…

Аллитерация:

                               Вдали я видел сквозь туман,

                               В снегах, горящих, как алмаз,

                              Седой, незыблемый Кавказ…

                     Мне тайный голос говорил,

                     Что некогда и я там жил,

                     И стало в памяти моей

                     Прошедшее ясней, ясней…

- Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованный в 1 главе эпическим рассказчиком.

Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» - и живая, одушевлённая природа, думы которой угадывает Мцыри.

Выразительное чтение 6 главы учащимися.

Работа над цитатным планом.

                                           7. И вспомнил я отцовский дом…

                                           8. Ты хочешь знать, что делал я

                                               На воле? Жил…

Работа по 8 главе.

Обратите внимание на то, что Мцыри, увезённый с родины ребёнком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.

В 8 главе автор особенно чётко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

                                        И в час ночной, ужасный час,

                                        Когда гроза пугала вас,

                                        Когда, столпясь при алтаре,

                                        Вы ниц лежали на земле,

                                        Я убежал. О, я как брат

                                        Обняться с бурей был бы рад!

Выразительное чтение 8 главы.

ІV. Подведение итогов урока.

- Чьё чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?

Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».

 

                                           



Предварительный просмотр:

   8 кл.     Тема: Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.      

                           Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении.

              Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Слово учителя.

Вы читали рассказ писателя Б.Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:

«На Маковице стоял монастырь – Троице – Сергиева Лавра, одна из четырёх лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса. поля явились, ржи, овсы, деревни. Ещё при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло – притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, - замечает писатель, - узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».

   Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши – горца, монастырю даётся совсем иная оценка.

Почему, по – вашему?

Сравним слова автора о монастырской жизни:

                                        Из жалости один монах,

                                        Больного призрел, и в стенах

                                        Хранительных остался он,

                                        Искусством дружеским спасён…

и слова Мцыри:

                             Я мало жил, и жил в плену

                             …Грозой оторванный листок,

                             Я вырос в сумрачных стенах,

                             Душой – дитя, судьбой – монах…

                             На мне печать свою тюрьма

                             Оставила…

                             Едва взошла заря,

                             В тюрьме воспитанный цветок…  

Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма… Чем, по – вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?

  1. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.

Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?

ІІІ. Анализ глав поэмы (продолжение)

- Как начинается речь Мцыри?

                                                     Ты слушать исповедь мою

                                                      Сюда пришёл, благодарю.

А как вы понимаете значение слова «исповедь»?

 Разберём это слово по составу; выделим корень –вед-; подберём однокоренные слова: ведать, поведать.

Толкование слова (индивидуальное задание): Исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?

Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри? (Проверка цитатных планов)

9. Мне было весело вдохнуть

    В мою измученную грудь

    Ночную свежесть тех лесов…

10. Хотя без слов,

      Мне внятен был тот разговор,

      Немолчный ропот, вечный спор

      С упрямой грудою камней.

 

11. Кругом меня цвёл Божий сад…

      Всё, что я чувствовал тогда,

      Те думы – им уж нет следа;

      Но я бежал их рассказать,

      Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

- Какая картина возникла в вашем воображении?

- Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте своё мнение.

- Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слёз» - капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» - создают ощущение наполненности и богатства жизни.)

                          12. Простая песня то была,

                                Но в мысль она мне залегла…

                           13. Держа кувшин над головой,

                                 Грузинка узкою тропой

                                 Сходила к берегу.

- Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

                                 14. Трудами ночи изнурён,

                                        Я лёг в тени.

                                        Я цель одну,

                                       Пройти в родимую страну,

                                       Имел в душе, - и превозмог

                                       Страданья голода, как мог.

       

                                    15. Но, верь мне, помощи людской

                                          Я не желал…    

-Сколько глав поэме посвящено эпизоды встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?

                                    16. Я ждал, схватив рогатый сук,

                                          Минуту битвы; сердце вдруг

                                           Зажглося жаждою борьбы

                                          И крови ….

                                 

                                   17. Удар мой верен был и скор.

                                          …. Бой закипел, смертельный бой!

                                     

                                   18. И я был страшен в этот миг…

                                ….. Но с торжествующим врагом

                               

                                  Он встретил смерть лицом к лицу,

                                  Как в битве следует бойцу!

                             

                               19. Но тщетно спорил я с судьбой:

                                    Она смеялась надо мной!

- Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?

      ( Ученикам, которым понравился   этот эпизод, предлагается  прочитать   его выразительно или наизусть ) 

- Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?  

                                 20. И страшно было мне, понять

                                        Не мог я долго, что опять

                                        Вернулся я к тюрьме моей…

                                   21. На мне печать свою тюрьма

                                         Оставила….

                                   22. Мир Божий спал

                                         В оцепенении глухом

                                        Отчаянья тяжелым сном.

- Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

                                     23. Я умирал. Меня томил

                                           Предсмертный бред.

                                     24. Так я найден и поднят был…

                                     25. Увы! – за несколько минут

                                           Между крутых и тёмных скал,

                                           Где я в ребячестве играл,

                                           Я б рай на вечность променял…

- С помощью каких средств автор передаёт читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)

- Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)

                                        26. И с этой мыслью я засну

                                              И никого не прокляну!..

ІV. Подведение итогов урока.    

  1. Беседа по вопросам.

- Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

- Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.

Е.И.Анненкова:

      «Мцыри» (1838 – 1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвёт с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против  доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.

      Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, же5ланную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость её – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он в праве был сказать:

                             Ты хочешь знать, что делал я

                             На воле? Жил…

     Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нём Лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; Лермонтовский страстный поиск пути. В нём – Лермонтовская обречённость»

  1. Творческая работа: мини – сочинение «Читая «Мцыри»  

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по поэме Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по литературе в 8 кл. Коровина В. Я.

УЧЕБНИК КОРОВИНОЙ В. Я. ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ....

Поурочные планы по литературе в 11 классе

Поурочные планы по литературе в 11 классе...

Поурочные планы по литературе в 5 классе

Поурочные планы по литературе в классе по учебнику Коровина, 2 часа внеделю...

Поурочные планы литературы в 10 классе

Поурочные планы по литературе в 10 классе...

Литература в 9 классе. Поурочные планы.

Литература в  классе. Поурочные планы....