Урок в 6 классе "Календарно-обрядовый фольклор"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Дюкова Оксана Васильевна
  1. Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора  в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.
  2. Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.
  3. Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.
  4. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

по литературе в 6 классе

Дюкова Оксана Васильевна

МБОУ «Мещеринская СОШ №2»

Тема урока: Обрядовый фольклор

Раздел программы: «Устное народное творчество»

Цели урока:

  1. Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора  в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.
  2. Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.
  3. Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.
  4. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», аудиозаписи русских народных обрядовых песен, тексты песен распечатаны на листочках – каждому ученику.

Приложение: презентация «Обрядовый фольклор»

1. Словарная работа (слайд 3)

ФОЛЬКЛОР

- (англ. folk-lore) устное народное творчество;

  • совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.

ОБРЯД

  • церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.

(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)

2. Слово учителя: (слайды 4,5)

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Народные обряды делятся на два цикла:

календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

3. Календарно-обрядовые песни (слайд 6)

     

   Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

  • Зимние праздники. (слайды 7,8)

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

   Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

      Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Приходила коляда»):

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,                                  (прослушивание аудиозаписи

Открывай окно, запускай Рождество!                                    «Приходила коляда…»)

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

      Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

      Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

  • Весенние праздники. (слайды 9,10,11)

Масленица.

      Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

   Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Встреча весны.

   В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали  песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

  • Летние праздники. (слайды 12,13)

Троица.

      Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами.  Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы.

(прослушивание аудиозаписи «Троицкая песня»)

Купальские обряды

Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

  • Осенние праздники (слайды 14,15)

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)

4. Подведение итогов урока:      

      После чтения песен проводится беседа по вопросам.

      — Какой фольклор называется обрядовым?

      — Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

      — Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

      — Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

      — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

           Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

5. Д/з. Изучить материалы учебника стр. 6 – 10, подготовиться работать по вопросам 1- 8, стр. 10-11

Литература:

  1. Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
  2. CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010
  3. Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003
  4. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
  5. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обрядовый фольклор Урок литературы в 6 классе Учитель: Дюкова Оксана Васильевна МБОУ «Мещеринская СОШ №2»

Слайд 2

Цели урока: Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв. Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов. Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Слайд 3

ФОЛЬКЛОР - (англ. folk-lore ) устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. ОБРЯД церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера. Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка

Слайд 4

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Слайд 5

Народные обряды делятся на два цикла: календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня) семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Слайд 6

Календарно-обрядовые песни и обряды Календарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, хороводные песни) Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Слайд 7

Зимние праздники. Святки. Продолжались с 24 декабря по 6 января. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Приходила коляда накануне Рождества, Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй! Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество! Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например: Открывайте сундуки, доставайте пятаки. Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Слайд 8

Один из обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу , доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем. Святочные песни и гадания

Слайд 9

На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами , ходили в гости , пекли румяные блины, пели, плясали и играли. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны

Слайд 10

Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы . Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны

Слайд 11

Встреча весны. Жаворонки В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

Слайд 12

В центре праздника – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Летние праздники Троица – зеленые святки Обряд кумления

Слайд 13

Летние праздники Купальские обряды Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

Слайд 14

Осенние праздники. Жатва. В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Именинный сноп Гумно

Слайд 15

Осенние праздники Во время сбора урожая пели житные песни

Слайд 16

Подведём итоги 1. Какой фольклор называется обрядовым? 2. Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? 3. Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? 4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? 5. Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Слайд 17

Изучить материалы учебника стр. 6 – 10. Подготовиться работать по вопросам 1 - 8, стр. 10 - 11 Домашнее задание

Слайд 18

Источники: Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001 CD -диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010 Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987 Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 Фото из личного архива Картинки с сайта http://images.yandex.ru/yandsearch



Предварительный просмотр:

«Приходила коляда накануне Рождества»

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

«Ой, масленая недалечка…»

Ой, масленая недалечка,

Ой, недалечка, люли, недалечка.

Осталося ждать три денёчка,

Ой, масленая любота моя,

Ой, масленая, это я иду,

Сыр-масла несу, блинов напеку,

Блинов напеку, гостей позову!

Ой, масленая, подкургузка*,

Проводим тебя – станет грустно.

Ой, масленая обманяка,

Отдадим тебя за монаха.

Ой, масленая, протянися,

За пень-колоду зацепися.

«Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Ой, жаворонки, жаворонушки,

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную

И с сохой**, и с бороной, и с кобылой вороной.

Троицкая песня

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Покосная песня

Да побувай, да побувай,

А мой милый на покосе.

Он и сено-траву кося,

Он косушку отбивая,

Про меня вспоминая,

Своей милой называя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Обрядовая поэзия и фольклор"

Урок в 6 классе по обрядовой поэзии...

презентация к уроку "Путешествие в страну Фольклорию"

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Фольклор"...

Урок по литературе "Обрядовый фольклор"

Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды....

Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...

МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора»

В  настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видет...