Урок в 6 классе "Календарно-обрядовый фольклор"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
- Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.
- Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.
- Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 53 КБ |
Презентация к уроку. | 697.5 КБ |
Приложение к уроку (тексты песен) | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по литературе в 6 классе
Дюкова Оксана Васильевна
МБОУ «Мещеринская СОШ №2»
Тема урока: Обрядовый фольклор
Раздел программы: «Устное народное творчество»
Цели урока:
- Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв.
- Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.
- Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии через прослушивание и исполнение русских народных песен.
- Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», аудиозаписи русских народных обрядовых песен, тексты песен распечатаны на листочках – каждому ученику.
Приложение: презентация «Обрядовый фольклор»
1. Словарная работа (слайд 3)
ФОЛЬКЛОР
- (англ. folk-lore) устное народное творчество;
- совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.
ОБРЯД
- церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.
Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.
(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)
2. Слово учителя: (слайды 4,5)
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Народные обряды делятся на два цикла:
календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
3. Календарно-обрядовые песни (слайд 6)
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
- Зимние праздники. (слайды 7,8)
Святки.
Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Приходила коляда»):
Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели, (прослушивание аудиозаписи
Открывай окно, запускай Рождество! «Приходила коляда…»)
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.
- Весенние праздники. (слайды 9,10,11)
Масленица.
Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)
Встреча весны.
В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.
(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»
- Летние праздники. (слайды 12,13)
Троица.
Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы.
(прослушивание аудиозаписи «Троицкая песня»)
Купальские обряды
Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.
- Осенние праздники (слайды 14,15)
Жатва, сенокос.
В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)
4. Подведение итогов урока:
После чтения песен проводится беседа по вопросам.
— Какой фольклор называется обрядовым?
— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.
5. Д/з. Изучить материалы учебника стр. 6 – 10, подготовиться работать по вопросам 1- 8, стр. 10-11
Литература:
- Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
- CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010
- Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003
- Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
- Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского народа 18 – 19 вв. Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов. Способствовать восприятию богатства старинной русской обрядовой поэзии. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
ФОЛЬКЛОР - (англ. folk-lore ) устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. ОБРЯД церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера. Напр. Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Народные обряды делятся на два цикла: календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня) семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
Календарно-обрядовые песни и обряды Календарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, хороводные песни) Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
Зимние праздники. Святки. Продолжались с 24 декабря по 6 января. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Приходила коляда накануне Рождества, Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй! Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество! Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например: Открывайте сундуки, доставайте пятаки. Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
Один из обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу , доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем. Святочные песни и гадания
На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами , ходили в гости , пекли румяные блины, пели, плясали и играли. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны
Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы . Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Весенние праздники Масленица – проводы зимы и встреча весны
Встреча весны. Жаворонки В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.
В центре праздника – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Летние праздники Троица – зеленые святки Обряд кумления
Летние праздники Купальские обряды Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.
Осенние праздники. Жатва. В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Именинный сноп Гумно
Осенние праздники Во время сбора урожая пели житные песни
Подведём итоги 1. Какой фольклор называется обрядовым? 2. Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми? 3. Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? 4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? 5. Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.
Изучить материалы учебника стр. 6 – 10. Подготовиться работать по вопросам 1 - 8, стр. 10 - 11 Домашнее задание
Источники: Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001 CD -диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010 Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987 Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 Фото из личного архива Картинки с сайта http://images.yandex.ru/yandsearch
Предварительный просмотр:
«Приходила коляда накануне Рождества»
Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
«Ой, масленая недалечка…»
Ой, масленая недалечка,
Ой, недалечка, люли, недалечка.
Осталося ждать три денёчка,
Ой, масленая любота моя,
Ой, масленая, это я иду,
Сыр-масла несу, блинов напеку,
Блинов напеку, гостей позову!
Ой, масленая, подкургузка*,
Проводим тебя – станет грустно.
Ой, масленая обманяка,
Отдадим тебя за монаха.
Ой, масленая, протянися,
За пень-колоду зацепися.
«Ой, жаворонки, жаворонушки…»
Ой, жаворонки, жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную
И с сохой**, и с бороной, и с кобылой вороной.
Троицкая песня
Кукушечка, любушечка,
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Кумитеся***, любитеся,
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Вы пойдете во зеленый сад,
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Покосная песня
Да побувай, да побувай,
А мой милый на покосе.
Он и сено-траву кося,
Он косушку отбивая,
Про меня вспоминая,
Своей милой называя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Обрядовая поэзия и фольклор"
Урок в 6 классе по обрядовой поэзии...
презентация к уроку "Путешествие в страну Фольклорию"
Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Фольклор"...
Урок по литературе "Обрядовый фольклор"
Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды....
Конспект урока по литературе "Элементы фольклора в поэме М.Ю.Лермонтова "Песнь ... про купца Калашникова"
Урок-исследование...
Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора
Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические, эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...
Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"
Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...
МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора»
В настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видет...