Методическое пособие
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Михайлова Татьяна Васильевна

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина;

Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»;

Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе.

Предмет: литература

Класс:     7 Б

Учитель: Михайлова Т.В.

Тема: Тема: История создания «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель» 

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина;

Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»;

Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении

 

Задачи:

Осуществление овладения учениками -

  • регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

- высказывать своё предположение на основе иллюстрации; -

  • познавательными УУД:

- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

  • личностными УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, аудиодиск, презентация к уроку, раздаточный материал, портрет А.С.Пушкина, картины с изображением осени, маленького ребенка, книги А.С.Пушкина, бланки для ответов

Предметные УУД: 

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина;

Сформировать представление о сборнике «Повести Белкина»;

Дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении

Метапредметные УУД: 

регулятивные

понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; планировать собственную деятельность

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Познавательные

сбор и выделение существенной информации

2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся.

Коммуникативные

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции

1 уровень – высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Личностные

осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы;

2 уровень – выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Способствовать осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить.

Умение ориентироваться в целях, задачах и средствах в условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников;

Получать различную информацию из различных источников;

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.


Ресурсы урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

3мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Беседа

Фронтальная

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Включение в деловой ритм

Включение в деловой ритм

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД: Самоопределение, самоорганизация

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками

2. Актуализация знаний

Мотивационно-целевой

4 мин

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Беседа, создание проблемной ситуации; комментирование картин;

использование ИКТ

Фронтальная

Выдвигает проблему.

На доске: портрет А.С.Пушкина, картина с изображением осени, с изображением маленького ребенка, книги А.С.Пушкина

Показывает слайды 1,2, 3

Организует формулировку темы урока детьми. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урока

Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через картины, фотографии, портрет.

Организация познавательной деятельности Сообщение на заранее заданную тему о Болдинской осени

Включаются в работу

Отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог.

Формулируют тему урока, задачи урока

Записывают тему урока в тетради

Регулятивные УУД:

Уметь определять тему урока; уметь формулировать цель, задачи на уроке с помощью учителя

;

Использование ИКТ, словесная, самопроверка

Фронтальная

3. Целеполагание         Познавательный

5 мин

Введение нового материала.                                                                                                                

Направляет ученика

Контролирует учеников

Работа на бланках:

Болдино- это ____________________________________________________________ А.С.Пушкина.

Находится в ___________________________________ губернии.

А.С.Пушкину пришлось задержаться в Болдино, потому что_______________________________________

Болдинская осень считается значимым, потому что_______________________________________________

Коммуникативные УУД:

умение публично выступать, делать доклад, презентацию

Познавательные УУД:

слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию; поиск и выделение необходимой информации;

Ученик делает сообщения на заранее заданную тему о Болдинской осени

Заполняют бланк по ходу презентации ученицы

4. Поисково- исследовательский

6 мин

5. Практический

20 мин


Организация работы в парах;

Работа по плану заданию

Организует парную и групповую работу

Делит класс на 3 группы- ряда

План- задание:

1 группа: О «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

1Какие повести входят в сборник «Повести Белкина»?

2В течении какого времени написаны повести?

3 Кто такой Белкин?

4 Откуда мы можем узнать о Белкине?

5 Какая роль ему отводится в повести?

2группа: «Жанровое своеобразие «Повестей Белкина»

1 Почему именно Белкину доверил Пушкин рассказать истории?

2 Почему А.С.Пушкин использовал прием «маскировки»?

3 Какое новшество вводит в русскую литературу А.С.Пушкин благодаря «Повестям Белкина»?

3 группа: «Значение имени и фамилии главного героя повести»

1 Что они означают имя и фамилия главного героя?

2 Соответствует ли внешний блик героя имени Самсон? Почему?

3 Какой стилистический прием использует автор при описании главного героя?

4 Где читатель наблюдает яркое проявление иронии в произведении

Группы получают задания

Работа групп

Работа пар по заданному плану

Коммуникативные УУД: Создание устного высказывания, организация работы в паре, преодоление конфликтов

Познавательные УУД:

Умение находить ответы на вопросы, используя информацию;

владение смысловым чтением, умение анализировать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи.

 Коммуникативные УУД: Создание устного высказывания, организация работы в паре, преодоление конфликтов;

 Регулятивные УУД: Определение цели, выдвижение версий, работа по плану.

Вводит понятие образ «маленького человека»

Слайд 8

Включает аудиозапись. Дает задание: запись в тетрадях ключевых слов, характеризующих станционных смотрителей.

Организует работу 3 группы

Работа групп 1,2

Работа 3 группы

Познавательные УУД: проявление инициативности и самостоятельности при работе с информацией. 

Личностные УУД: развиваем умения высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, адекватно отображать свои мысли в речевом высказывании.

Парная, групповая

работают в парах по заданному плану.

Выполняют задания по группам

Выписывают определение понятия.

Прослушивают и записывают в тетради ключевые слова

6. Физминутка. (2 мин.)

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.

7. Рефлексивно- оценочный

8 мин

Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной

деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; формирование рефлексивной самооценки своих способностей и возможностей.

Личностные УУД:

умение проявлять интерес, стремление к самообразованию и самооценке

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Беседа, монологические ответы; работа на бланках по схеме

Фронтальная

По схеме рассказывают:

1 Сегодня я узнал…

2 На уроке я работал…

3 Я оцениваю свои знания…..потому что…

Домашнее задание 1 мин

Задание на дом

Запись в дневнике

Фронтальная

Комментирует ДЗ.

Записывают ДЗ в дневниках.

Личностные УУД: Формировать самосознание; желание применять на практике новые знания; стремление к самообразованию

1 Найти и прочитать притчу о блудном сыне

2 Подготовить пересказ эпизода: Какие картины украшали комнату станционного смотрителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...