Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Смиренова Светлана Юрьевна

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tihaya_moya_rodina.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово

муниципального района Сызранский Самарской области

       

 

Открытый урок литературы 7 класс.

Форма проведения: урок-мастерская.

Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение.

Тема: «Тихая моя Родина»

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы          Смиренова С.Ю.

«Тихая моя Родина»

(Урок литературы – мастерская в 7 классе)

Личностно-ориентрованное обучение

«Стихотворения русских поэтов XX века о Родине»

Цель урока: знакомство со стихами поэтов XX века о Родине и их анализ.

Задачи урока:

1.Формировать умение выразительного чтения стихотворения наизусть.

2.Формировать умение отбирать материал для историко-биографического комментария.

3.Развивать навыки анализа стихотворения.

4.Развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты: уметь выразительно читать стихотворение перед публикой, умение отбирать материал для историко-биографического комментария, уметь анализировать стихотворение.

УУД: 

1) познавательные:  отвечать на вопросы учителя; находить и отбирать нужную информацию; анализировать стихотворение;

2) регулятивные:  уметь распределять рабочее время; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

3) коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

4) личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Оборудование: компьютер, подключенный к телевизору, презентация, песня «Тихая моя Родина»

Ход урока

  1. Определение цели урока.

Слушаем песню.

- Вы прослушали песню на стихи Николая Рубцова  «Тихая моя Родина» Какое настроение в песне? О чем она? Посмотрите на картины русских художников, какой темой они объединены?(Тема Родины)

-Как вам кажется, чему будет посвящен  наш урок?

Так какова же тема  урока? ( Тема Родины в стихах поэтов 20 века)

  1. Определение целей урока.

-Каковы цели нашего урока? ( Выяснить, что каждый их представленных поэтов вкладывает в понятие Родина. Выразительно прочитать стихи, связать представленные произведения с биографическими сведениями о поэте, проанализировать стихи)

  1. Представление поэтов.

-Вы разделены на группы, и каждая группа подготовила выступление о своем поэте, которое должно  привести нас к ответу на вопрос «В чем заключается смысл слова Родина для каждого из поэтов?»

План урока:

А)Историко-биографическая справка

Б) Чтение стихотворения наизусть

В)Аналитическая беседа

Николай Михайлович Рубцов.

Аналитическая беседа

-А теперь давайте обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина». (Чтение наизусть подготовленным учеником).

1. Какая Родина у Рубцова? (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова ? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом).

3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо».  (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

Валерий Яковлевич Брюсов.

Аналитическая беседа.

-Прочитаем стихотворение  Брюсова «Первый снег». Понравилось ли вам оно?

1. Каким чувством проникнуто это стихотворение?  (Автор восхищается заснеженной Москвой. Она искренне удивлен преображению, которое произошло всего за одну ночь.)

 2. Какие детали подчеркивают восхищение первым снегом?( Рисуя детали преображенного города, автор использует метафоры  «мир из серебра», «мир очарований», всё «озарено волшебством»)

-Что вкладывает Брюсов в понятие Родина?  (Это его родной город, Москва)

Сергей Александрович Есенин.

Аналитическая беседа

-Прочитайте стихотворение С. Есенина «Топи да болота».

1. В каких строчках выражена основная мысль стихотворения? (Автор покинул свою малую родину, но не перестал любить ее.)

2.Какие чувства переполняют автора (сожалеет, что покинул, любуется красотой)?

3. Почему С. Есенин так любил природу средней полосы России?

- Что для Есенина Родина?(Его деревня)

Николай Алексеевич Заболоцкий.  

Аналитическая беседа

-А теперь давайте прочитаем стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой».

1. Весна – это время пробуждающейся природы. Какие приметы весны называет поэт?

3.Какие образы создает поэт?

4. Почему поэт называет природу «суровой»?

5. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

 -Какую черту родной природы подчеркивает Заболоцкий? (Заболоцкий восхищается простотой русской природы)

  1. Работа в группах.

Анализ стихотворений по плану:

План анализа стихотворения (план составляется вместе с обучающимися)

1. Автор и название стихотворения. Историко-биографический комментарий. (когда по какому поводу написано).

2. Тема (О чем стихотворение?)

3. Основная мысль(идея) (Что хотел автор донести до читателя?) 

4.Каким настроением, чувством проникнуто стихотворение?

5. Образы стихотворения. С помощью каких выразительных средств речи они созданы?

-Умение находить выразительные средства речи проверяется на основном государственном экзамене в 9 классе. Давайте вспомним их определения:

Метафора –это переносное значение слова.

Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

Эпитет – это определение при слове, влияющее на его выразительность.

Сравнение – это образное сопоставление двух предметов или состояний.

  1. Выступление представителей от групп с анализом стихотворения.

Анализы стихотворений (приблизительный ответ обучающихся) «Тихая моя Родина»

 В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами. Поэт изображает милые сердцу места, используя разнообразные литературные средства: эпитеты -  «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».

«Первый снег»

Автор восхищается заснеженной Москвой. Она искренне удивлен преображению, которое произошло всего за одну ночь. Он поражен, очарован, как будто впервые видит окружающий мир. Вчера березки были ещё «черно-голые» - эпитет, а сегодня они «горят в жемчугах»- метафора. Рисуя детали преображенного города, автор использует метафоры  «мир из серебра», «мир очарований», всё «озарено волшебством».Поэт чувствует себя счастливым, он обретает вдохновение и радость жизни.
 
«Топи да болота»

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой любуется открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой взвенивает лес», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты».

Автор, хотя и покинул свою малую родину, но не забыл её, он сумел донести до читателя красоты своего родного края.

«Я воспитан природой суровой…»

Тема этого стихотворение -  единение человека и Родины, родной природы. Заболоцкий хотел показать читателю своё восхищение простотой русской природы: в начале стихотворения он использует эпитет «суровая природа», сравнения «одуванчика шарик пуховый», «подорожника твердый клинок». Поэт создаёт удивительную картину окружающего мира,  используя олицетворения «государство ромашек», «поющий ручей», эпитет «туманные звезды»

Автор подчеркивает свое единство с природой в строчках:

 Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

  1. Рефлексия. Составление индивидуального графика: уровень познавательного интереса и личной  активности на каждом этапе урока.

Этап урока

Определение темы,

целей урока

Историко-

биографическая

 справка

Чтение

стихотворения наизусть

Аналитическая беседа

Работа в группе

Выступление группы

Познавательный

интерес

Личная

 активность

  1. Д/З Сочинение «Каков смысл в слове Родина заложен для меня?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"

Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»

Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».

Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...

Открытый урок "Воспитание достойного гражданина своей Родины".

Патриотизм совсем не значит, ты на Родине. Патриотизм - это когда Родина в тебе....

Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"

Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...

Урок литературы по теме: «Тема Родины в творчестве А. А. Блока»

Значение образа России в творчестве А. Блока, совершенствование навыков анализа поэтического текста....

Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"

Отзыв на открытый урок литературы в 5 классе по теме "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"...