Учебный проект по литературе. "Смогла ли бесчеловечная война обесчеловечить Сашку?" (по повести В. Кондратьева "Сашка")
проект по литературе (11 класс)

Кузнецова Галина Ивановна

В. Кондратьев рассказал о тяжёлых боях подо Ржевом в 1942 году. Кто-то из критиков написал, что главный герой прошёл испытание властью, любовью, дружбой. Мы с учащимися анализируем эти проблемные ситуации в проекте и приходим к выводу, что герой достойно, с честью  выдержал все испытания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-situatsiya_po_povesti_v._kondrateva_sashka.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-ситуация: «Смогла ли  бесчеловечная война обесчеловечить Сашку?»

( по повести В. Кондратьева «Сашка»).

Цель: осознать трагический и страшный лик войны и понять ценность каждой человеческой жизни;

осмыслить, что и в бесчеловечной, кровавой войне человек должен оставаться человеком.

  1. Слово учителя и ввод в проблему.

В. Кондратьев в повести «Сашка»  рассказывает о боях подо Ржевом в 1942 году. По словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, что «можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны».

Как вы считаете, для В. Кондратьева жизнь на войне важнее показать через изображение боёв или через повседневный быт войны?

2. Работа микрогрупп в зоне поиска и общее обсуждение. Каждая группа обсуждает данную проблемную ситуацию в течение 5 минут и сообщает о своём выводе, не повторяясь, дополняя друг друга.

3. Слово учителя и постановка проблемы.

Писатель показал обыденную правду тяжёлого фронтового быта, избежал поэтизации и возвеличивания войны, открыл нам правду о войне, пропахшей кровью и потом. Не случайно один из главных мотивов повести заключается в словах Сашки: «Все поля в наших».

Смогла ли бесчеловечная война обесчеловечить Сашку?

4. Чтобы разрешить эту проблему, предлагаются проблемные ситуации. Один из критиков писал, что Сашка на войне проходит испытание властью, любовью, дружбой.

Итак, выдержал или нет Сашка испытание

ВЛАСТЬЮ?               ЛЮБОВЬЮ?                 ДРУЖБОЙ?

      История с                         Встреча                        Краткая фронтовая

пленным                      с Зиной                           дружба с лейтенантом

              немцем                                                                         Володей

5. Работа в зоне поиска и общее обсуждение в течение 8 минут. Высказывание своего мнения учащимися микрогрупп.

6. Вопросы, направляющие мыследеятельность учащихся на разрешение проблемных ситуаций, а значит, и основной проблемы.

6.1. Почему         Сашка не выполнил приказ комбата – не расстрелял пленного немца?

6.2. Как вы понимаете слова автора: «…есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах»?

6.3. Почему он уходит из госпиталя, не попрощавшись с Зиной?

6.4. Что вы можете сказать о Сашке по его словам: «…неподсудна Зина…Просто война…И нету у него зла на неё».

6.5. Почему Сашка принял вину на себя в истории с майором?

6.6. Осуждаем или оправдываем  его за этот поступок?

7. Слово учителя и новая проблема.

Итак, В. Кондратьев показывает, что в бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Сашка как боец и человек выдержал многие испытания с честь и достоинством. Попробуем разрешить ещё одну нравственную проблему. В. Кондратьев пишет в повести: «…Надо Сашок. Понимаешь, надо, - говорил Сашке ротный, «перед тем как приказать что-нибудь», «хлопал Сашку по плечу». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано как следует».

Сашка делает всё как надо или сверх надо?

8. Работа в зоне поиска и общее обсуждение в течение 5 минут.

Рефлексия: сделайте свой выбор и обоснуйте.

Вы согласны, что есть совесть и есть иная совесть, совесть или есть или её нет?

Д/Р. Разделяешь ли ты позицию К. Симонова?

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Учебный проект "Cолдат войны не выбирает"

Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  ра...

Учебный проект к 100-летию со дня начала Первой мировой войны "Русскому отдельному экспедиционному корпусу во Франции посвящается" Руководитель проекта Биркин А.В.

Данный проект поввящен Русскому Отдельному Экспедиционному корпусу, героически сражавшемуся на Западном фронте во Франции в период Первой мировой войны.  Цель работы:Сохранение памяти о героях Ос...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Конспект урока литературы в 7 классе "Война и мир в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Цели урока: 1. Рассмотреть антитезу войны и мира, столкновение этих понятий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; показать гуманистический, антивоенный пафос повести.2. Способствовать разви...

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...