План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Винокурова Валентина Николаевна

 

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений, как повесть «Ася» И.С.Тургенева и рассказ И.С.Бунина «Солнечный удар», показать отличие модернистского и реалистического изображения мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_russkoy_literature_hh_v.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект урока по русской литературе ХХ в.  

Тема утраченной любви в литературе реализма («Ася» И.С.Тургенева)

и модернизма («Солнечный удар» И.А.Бунина)

Цель урока: освоение учащимися особенностей литературного процесса на рубеже веков XIX – XX веков.  

Задачи:1.Закрепление знаний  основных тенденций эпохи рубежа веков на примере повести И.С.Тургенева «Ася» и рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар». 2.Формирование навыков анализа художественного текста, сопоставительного анализа.

Материалы к уроку: повесть И.С.Тургенева «Ася» и  рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»

Термины: реализм, модернизм

                                            Эпиграф:    Ты и блаженство, и безнадёжность…

                                                                                                  Ф.И.Тютчев

        Ход урока

I.Слово учителя:

   Любовь… Самым сильным и захватывающим в нашей жизни является любовь. Этой теме посвящено немало произведений  русской и зарубежной  литературы. Сегодня мы с вами будем говорить об утраченной любви и обратимся к разным произведениям, написанным в разное время, но об одном и том же, у них одинаковый сюжет, они обладают схожей проблематикой. Одно написано абсолютным реалистом  XIX века, а другое написано модернистом на рубеже XIX-XX веков. Это история о том, как мужчина теряет любовь. И, конечно, вы сразу догадались, о том, что первое произведение И.С.Тургенева «Ася», а вот второе я попросила вас прочитать, это рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар». На примере этих произведений  с одинаковым сюжетом мы проследим  отличие модернистского и  реалистического изображения мира.

  Необходимо отметить, что Бунин и Тургенев, хотя жили в разное время, пережили любовную катастрофу.

1-ученик: «Я ничего не видел на свете лучше Вас…  Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеет границ и умрут только вместе со мною, - так писал И.С.Тургенев Полине Виардо Гарсия. 1 ноября – день, в который состоялось это знакомство, навсегда  остался для него незабываемым. И как вы знаете, с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен  этому чувству, многое принеся ему в жертву. Жениться на Полине Виардо он не мог, она была замужем. Но своё чувство восторга перед талантом певицы он наиболее полно выразил в одном из лучших своих поэтических творений  - в стихотворении в прозе «Стой!». Это к ней обращены слова: «Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда в моей памяти!.. Вот она – открытая тайна, тайна  поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно бессмертие! Другого бессмертия нет – и не  надо. В это мгновение ты бессмертна…» Полине Виардо Тургенев доверил перевод своих стихотворений на французский язык. Во время болезни Тургенева она помогала писателю в его работе.

2-ученик: Любовная катастрофа (разрыв с гражданской женой Варварой Пащенко в 1894 году) нанесла глубокую травму душе И.А.Бунина. Отныне женщины так и будут для него всегда таинственными существами, а любовь  - одной из мучительнейших загадок мира. Принципиальная непознаваемость женщины определяет трагичность любви, ибо любовь всегда остаётся стремлением к нереализуемому. «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает, - скажет он потом.

    Катастрофичность любви у Бунина вытекает из самого её характера. Это разрыв с буднями жизни и выход в совершенно иное измерение. Это падение в бездну и одновременно устремление к самому средоточию живой жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении.

II. Групповая  работа. Класс делится на две группы .Учащимся предлагается заполнить таблицу.  (таблицу заполнить можно с учениками)

                    1 группа        2 группа

      Повесть И.С.Тургенева «АСЯ»

          Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»

1.От чьего лица ведётся повествование?

1.От чьего лица ведётся повествование?

2.Где  и когда происходит действие?

2.Где  и когда происходит действие?

3.Как состоялось знакомство героев (Аси и господина Н.Н.)?

3. Как состоялось знакомство героев (поручика и героини)?

4.Что мы знаем об Асе и Н.Н.?

4.Что мы знаем о поручике и героине?

5.Какие роли Ася принимает?  Как  объяснить такое поведение?

5.Как объясняет  героиня своё  поведение?

6.Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели…Так бы и утонули в это синеве…»?

6. Как вы понимаете слова Героини:  «На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного  удара…

7.Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства?

7Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства?

8. Чем заканчивается произведение?

8. Чем заканчивается произведение?

                    1 группа        2 группа

      Повесть И.С.Тургенева «АСЯ»

          Рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»

1.От чьего лица ведётся повествование?

Повествование идёт от первого лица, от лица пожилого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

1.От чьего лица ведётся повествование?

Повествование идёт от третьего лица, это помогает через внешние детали передать внутреннее состояние героя.

2.Где  и когда происходит действие?

Основное  действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чужую среду, с тем чтобы яснее выявить их характеры. Повесть написана в 1857 г.. Значит, действие повести относится примерно к1837году.

2.Где  и когда происходит действие? Волга.

На пароходе и в гостинице, город неизвестен.

3.Как состоялось знакомство героев (Аси и господина Н.Н.)? Герои встретились случайно, на студенческой пирушке. Прежде всего возникает голос Аси, лицо её закрыто от взгляда, но Гагин понравился Н.Н.

3. Как состоялось знакомство героев (поручика и героини)?  Неизвестно.

4.Что мы знаем об Асе и Н.Н.?

Её полное имя Анна. Об Асе мы узнаём от Гагина. Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны…

Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку…

Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен, «жил без оглядки», путешествовал без цели, без плана. «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя».

4.Что мы знаем о поручике и героине?

Героиня

Не знаем их имён, не знаем, откуда они.

У героини есть муж и трёхлетняя дочка.

Поручик. Только портрет. Обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами…

5.Какие роли Ася принимает?  Как  объяснить такое поведение?

Ася то представляется солдатом, марширующим с ружьём, шокируя этим чопорных англичан, то разыгрывает роль благовоспитанной барышни, то представляется герою простой русской девушкой… В ней просыпается любовь к Н.Н.

5.Как объясняет  героиня своё  поведение?

«На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного  удара…

Объяснить невозможно…

6.Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве…»?

Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.  «Вот образ любви, по Тургеневу: любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей», - писал литературовед  М.Гершензон.

6. Как вы понимаете слова Героини:  «На меня будто затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного  удара…

Поручик поражён, что происходит с ней, она даже не помнит, где он сел. Но она не может  сопротивляться тому, что с ней происходит, этой страсти, этому солнечному удару.

7.Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства?

Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – упоение радостью сближения, в нём «зажглась  жажда счастья». Состояние героя автор передаёт через пейзаж. «Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу …

7Как автор передаёт состояние героя в тот момент, когда в нём просыпаются чувства?

Состояние героя автор передаёт с помощью деталей. Поручик возвращается в комнату гостиницы и видит недопитую чашку кофе, которая стоит на столе, пахло её хорошим одеколоном..

8. Чем заканчивается произведение?

Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает самого человека.

8. Чем заканчивается произведение?

Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг.

Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

III.Слово учителя: Вы видите, что для И.С.Тургенева очень важно объяснить характер героев. Ася принимает разные роли, господин Н.Н. не понимает её, ещё большие сомнения возникают тогда, когда он слышит беседу Аси и Гагина, убеждается в том, что они не брат и сестра.

-  Как могут быть разрешены его сомнения? (Конечно, предыстория. Как только Гагин рассказывает Н.Н., кто такая Ася, всё становится ясным).

   Сюжет таков, что с тех событий, которые описывает рассказчик, проходит 20 лет. Тогда герою было 20 лет, значит сейчас ему 40. Он не женат и не может забыть свою Асю.

Задача писателя-реалиста -

 … стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

И.С.Тургенев

Основное свойство писателей –модернистов –

 Стремление к обновлению устаревших художественных систем (объединяет различные нереалистические течения); тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей.

Совсем иначе  всё происходит в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар». Давайте посмотрим, как он это сделал? Дело в том, что Бунину не надо ничего объяснять, потому что для модернистов человек необъясним, его нельзя объяснить. То, что случилось с героем этого рассказа, загадка, «солнечный удар». В основном действии событий нет. В экспозиции, мы видим, разговор поручика с этой женщиной. Они едут в гостиницу и проводят там ночь. Утром героиня объясняет ему, что случилось. Это солнечный удар. В очень хорошем расположении духа герой возвращается в гостиницу и здесь происходит завязка. Через детали он понимает, что любит её. Сам поручик понятия не имел, что с ним может подобное случиться. Это такой же солнечный удар, человек не ведает себя, он не знает, что с ним происходит.

IV.   Перед вами черты реализма и модернизма, они перемешаны. Вам необходимо выбрать те черты, которые характерны для повести И.С.Тургенева «Ася», а затем для рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар». Есть ли такие черты, которые относятся и к первому и ко второму произведению.

- стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях  и развитии;

- восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;

-склонность к сложному формальному эксперименту;

- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

-внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека;

-представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства.

- универсальность в изображении человека;

- социальный и психологический детерминизм; [от лат. determinare - определять]

 (учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира).

- историческая точка зрения на жизнь.

V.  Вывод

   Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Изображение любви было для него важным творческим приёмом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», то есть богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова». В учебнике-хрестоматии приведены оценки, которые дают господину Н. Н. критики Д. И. Писарев и Н. Г. Чернышевский. Познакомимся ещё с одной точкой зрения на смысл любовного сюжета в повести, высказанной литературоведом Г. А. Бялым:

«Любовь представлялась писателю стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Именно такой предстаёт любовь в повести «Ася»: она проявляется как стихийная сила, овладеть которой, «подчинить её себе и заставить служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновенье, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля. В статье «Русский человек на rendez-vouz» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что в несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порождённая социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далёк от такого понимания вопроса. У Тургенева герой невиновен в своём несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать её… но уж тогда было поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня»».

(Из книги Г. Бялого «Тургенев и русский реализм»)

 На примере двух произведений  разных веков, посвящённых теме утраченной любви,  мы увидели,  что для модернистов человек есть загадка, которую никаким рационализмом, никакой средой  объяснить  нельзя. Вот отличие модернистского и реалистичного взгляда на мир. Нет чёткого деления.  Но также необходимо отметить, что взаимодействие реализма и модернизма в I пол. XX века оказалось главным двигателем литературного процесса.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»

Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов  односоставных предложений....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"

Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...