Интерактивная станционная игра на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Сорокина Юлия Анатольевна

документ включае в себя конспект урока, методический комментарий к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sorokina.docx736.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС

Фамилия Имя  Отчество   Сорокина Юлия Анатольевна

Предмет   литература

Класс   пятый

Тип урока  урок рефлексии по ФГОС (систематизации и обобщения полученных знаний)

Тема урока

Изобразительно-выразительные средства языка

Цель

повторить и систематизировать знания по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», создать памятку по теме

Задачи

Сформулировать и записать следующие понятия в памятки: изобразительно-выразительные средства, эпитет, сравнение, метафора, звукопись, олицетворение; подобрать эпитеты к символу команды; подобрать сравнение к стихии команды через ассоциацию; найти метафоры в поэтическом тексте; самостоятельно выйти на понятие  «звукопись», дать термину определение, найти приемы звукописи в тексте; придумать движения, олицетворяющие ту или иную стихию; употребить изобразительно-выразительные средства при текстопорождении.

Планируемые результаты

Личностные: развитие эмоциональной сферы через восприятие прекрасного; воспитание любви к родной природе; создание внутренней мотивации к учению.

Метапредметные: овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; умение сопоставлять и сравнивать предметы, явления, понятия; развитие навыков аналитического чтения произведений.

Предметные: знать и уметь использовать термины: средства выразительности, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись; находить средства выразительности в поэтическом произведении (элементы анализа стихотворения).

Понятия изобразительно-выразительные средства, эпитет, сравнение, метафора, звукопись, олицетворение

Межпредметные связи русский язык

Технология сотрудничества, здоровьесбережения

Оборудование урока: интерактивная презентация, рабочие листы (у каждого ученика), 4 сундучка с предметами (электронная свеча, ракушка, птица, растение) – по 1 на группу, бумажные «замки» с заданиями – по 1 на группу.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Постановка учебной задачи. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Посмотрите на свои «путеводные листы», которые мы будем заполнять на сегодняшнем уроке, превращая их в красивые памятки. Как вы думаете, какой теме они будут посвящены? Рассмотрите внимательно последнюю страничку, на которой мы видим стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха». Когда мы читали, анализировали стихотворения на предыдущих уроках, на что мы обращали внимание?

А как назвать все эти средства одним термином? Что они придают тексту?

Если объединить ваши ответы в одну формулу, сформулируем  тему нашего урока и нашей памятки: «Изобразительно-выразительные средства языка». Запишем недостающие слова в верхнее пустое поле будущей памятки.

Дают ответы: возможно, будем говорить об эпитетах, метафорах, сравнениях, потому что на предыдущих уроках мы учились находить такие средства в поэтических произведениях.

Дети предполагают: средства выразительности, художественные средства, средства «красоты» и т.п.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Записывают тему урока (название памятки) в путеводные листы.

Определение темы урока

(регулятивные).

II. Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, какова главная цель урока?

- Что мы должны будем вспомнить, чтобы заполнить «памятки»?

Формулируют цель и задачи (помощь учителя): вспомнить средства выразительности, которые изучались ранее, создать памятку «Изобразительно-выразительные средства».

Подведение под понятие (познавательные);

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (коммуникативные).

III. Групповая работа

Таким образом, мы с вами будем повторять термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства. Но для начала давайте сформулируем, что мы понимаем под средствами выразительности.

Правильно, давайте запишем определение в первое «окошечко» памятки.

Дают ответы: это средства, «украшающие текст», придающие ему особую наглядность, образность, выразительность, красоту.

Записывают определение.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (познавательные).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (коммуникативные).

Посмотрите на наш путь «памяти»: мы пройдем с вами пять этапов – пять терминов – пять средств художественной выразительности. Мы видим, что первой нас зовет волна. Волна-это символ движения. Движения нашего урока, и чтобы направить его в нужное русло, давайте подберем красивые определения символу своей команды, которые вы видите на столах (в виде распечатки сложенной и поставленной «домиком»)

Как в теории литературы называются такие определения?

Запишем определение термина «эпитет» в памятку.

Предлагают свои варианты:

Волна - красивая, лазурная, сказочная и т.д.

Огонь – янтарный, переливающийся и т.д.

Ракушка – хрустальная, древняя, волшебная и т.д.

Растение – изумрудное, летнее, душистое и т.д.

Отвечают на вопрос: эпитеты.

Записывают определение термина.

Анализ объектов с целью описания; выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (коммуникативные).

Мы преодолели первый этап и заполнили первую ячейку памятки и отложили информацию себе в память, словно в сундучок. И на своих столах вы видите тоже сундучки. Но они не простые, они с секретом, и этот секрет нам предстоит разгадать. А чтобы его разгадать, нужно открыть замки, которые защищают содержимое сундучков. А чем можно открыть замки?

Чтобы разгадать «код» этих замков, нужно выполнить следующее задание: найдите на обороте отрывки стихотворений, внимательно их прочитайте.

В этих стихотворениях есть сопоставление символа или названия вашей команды с чем –либо, найдите его, то есть своеобразный «код», «кодовое словосочетание», «шифр».

Внимательно слушаем отрывки стихотворений и проверяем, правильное ли «кодовое слово» нашла команда, чтобы «открыть» свой замок. Если чей-то замок не будет открыт, мы все вместе не сможем пройти дальше через это препятствие, эти двери и узнать, что скрывают наши сундучки. Почему так? Потому что мы все взаимосвязаны: огоньки из команды огня могут разбушеваться и сжечь прекрасные цветочки из команды флоры, а команда воды может «потушить» огоньков, ветер же разносит семена, гонит волны на берег, разжигает маленькую искру в пламя.

Молодцы, все справились, кодовые слова подобраны, замки открыты, осталось найти самое важное слово – ключевое слово для всех команд, чтобы всем вместе открыть сундучки. Итак, как называет средство выразительности, примеры которого вы нашли в стихотворениях? Нечто скрытое, спрятанное, основанное на сходстве?

Правильно, это метафора. Записываем определение метафоры в памятки.

Теперь вы можете открыть сундучки, потянув за ленточку (в сундучках лежат символы каждой команды: электронная свеча – огонь, ракушка – вода, птица – ветер, растение – флора).

Предлагают варианты: замок можно открыть ключом, кодом, кодовым словом или словосочетанием.

Команды по очереди читают отрывки стихотворений, после чего называют ключевое слово, которое «открывает замок»:

Команда воды

С неба звёзды нам светили,
Снизу искрилась волна,
И
метелью влажной пыли
Обдавала нас она.

Ф. И. Тютчев «По равнине вод лазурной...»

Команда ветра

Пой песню, поэт,

Пой.

Ситец неба такой

Голубой.

С. А. Есенин «Баллада о двадцати шести»

Команда флоры

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…»

Команда огня

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

С. А. Есенин «Душа грустит о небесах...»

Метафора

Развитие устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей (познавательные).

Я вижу, вы все посмотрели, потрогали, пощупали и даже понюхали предметы-символы ваших команд. А с чем они у вас ассоциируются? Какие возникают ассоциации?

Как в литературе называется такой прием, основанный на сходстве?

Запишем определение сравнения в памятку

Предлагают свои варианты ответов:

Крылья, как ветер

Свеча, словно драгоценный камень

Трава, будто волосы лешего

Ракушка, как волшебный гребень и т.п.

Сравнение

Развитие устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей (познавательные).

Переходим к следующему этапу. Мы видим изображение цветка. Но чем оно необычно?

Как мы назовем такой прием в литературе, когда неживое «одушевляется», наделяется душой? Правильно. Записываем термин в следующее окно памятки.

Давайте почувствуем в себе поэтов, творцов слова и олицетворим те природные явления, которые связаны с названиями ваших команд. 30 секунд придумываем движения, олицетворяющие свою стихию, прочувствуем как бежит речка и как поднимаются волны, как распускается цветок и ветер играет в кронах деревьев, как пляшут языки пламени. Показываем придуманные движения группой, остальные команды повторяют под звучащую музыку стихий.

Высказывают свое мнение: оно похоже на лицо девушки, за изображением цветка скрывается силуэт, оно «одушевлено» и др.

Олицетворение.

Записывают определение в памятки.

Динамическая пауза в контексте урока: движение, ассоциативное представление в движении природных явлений, высказывание своих ассоциаций: море шепчет, волны поют, гром ворчит и др.

Формирование информационной компетенции работы с иллюстрациями (метапредметные).

Развитие эмоциональной сферы через вербальные и двигательные ассоциации (личностные).

Мы сейчас слушали стихии, двигались под их ритм. А скажите, какие звуки сопровождали то или иное явление? Как звучал гром? Ветер? Море? Давайте произнесем эти звуки? Можно ли узнать явление природы по звукам? Можно ли «рисовать» звуками?

Как вы думаете, как называется такое средство выразительности в литературе, когда поэт рисует звуками? Давайте подберем синонимы к слову «рисует» (пишет, изображает). Как назвать этот прием одним словом? (Если не получается выйти на термин, предлагается ассоциация с термином «живопись» )

Запишем определение этого термина: звукопись.

Найдите примеры звукописи в отрывках стихотворений, которые вы видите на слайде

Передача звуков явлений  природы.

Предполагают: звукорисование, звукоописание.

Звукопись.

Записывают термин в памятку.

Работают с поэтическими текстами, находя примеры звукописи в стихотворных отрывках.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний пе
рвый гром,
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, 
Лелею тра
вы, лелею нивы.

(К. Д. Бальмонт «Я вольный ветер…»)

Формирование навыков работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать общее решение (метапредметные)

Формирование умения строить речевое высказывание (познавательные)

Развитие устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей (познавательные).

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

И последнее задание сегодняшнего занятия. Попробуйте передать свои эмоции от урока в паре строк – стихотворных или прозаических, используя полученные сегодня знания, украшайте свои строки эпитетами, метафорами и другими изобразительно-выразительными средствами.

В группах составляют «отклик», «отзыв», используя средства выразительности.

Регулятивные умения (самооценка),

Предметные (использование полученных знаний на практике, текстопорождение)

Вот мы и заполнили нашу памятку. Дома вы вложите ее в тетрадь и будете пользоваться ей на уроках литературы и русского языка.

Давайте послушаем, почувствуем, насколько красиво, образно стихотворение, наполненное изобразительно-выразительными средствами.

Звучит актерское чтение стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха» под музыку.

Слушают актерское чтение стихотворения

Развитие навыков аналитического чтения, умений работы с текстом, преобразовании информации (метапредметные).

Домашнее задание

Вы услышали актерское чтение стихотворения, кто-то может даже увидел и почувствовал те образы, звуки, запахи, которые передают средства выразительности. Дома выпишите изобразительно-выразительные средства из этого произведения в оставшееся пустым на последней страничке памятки поле.

Спасибо за урок, до свидания!

Методический комментарий к уроку

Актуальность и оригинальность урока видится нам в следующем:

  1. Ю.М. Лотман писал: «Надо вырабатывать душу, поскольку опасен интеллект без совести».  Очевидно, современная школа не справляется с этой задачей. Об этом свидетельствуют, например, данные серьёзных исследований проблем современного Детства, которые проводились в последние годы в Психологическом институте Российской академии образования и в Институте психологии РАН. Назовем только один вывод: в иерархии ценностных ориентаций «детей цифровой эры» эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места, а на первые, начиная с 2007 года, выходят интеллектуальные, волевые и соматические. Урок направлен на усвоение понятий не через готовое преподнесенное знание, а через глубокое «прочувствование» тех смыслов, значений, функций, которые несут изобразительно-выразительные средства языка.
  2. Решение проблемы единства аффекта и интеллекта, рационального и эмоционального в свете поставленной перед школой  задачей формирования и воспитания целостного человека становится одной из центральных и решается в представленном уроке. Процессу усвоения каждого понятия сопутствует определенный вид деятельности, основанный на восприятии мира через органы чувств и через эмоции. Так, например, на этапе закрепления термина «сравнение» мы обращаем ученика к его ассоциативно-вербальной сети; при работе с понятием «олицетворение» вводим двигательные ассоциации на уровне эмоций и соматики; центральное понятие «изобразительно-выразительные средства» выводится через представление о прекрасном, образном.  В этом же проявляется и направленность урока на реализацию системно-деятельностного подхода: от деятельности мы переходим к понятию и закрепляем его через деятельность: аналитическую, ассоциативную, игровую, репрезентативную.
  3. Оригинальность определяется и формой урока, а также теми приемами, которые используются для достижения поставленной цели. Весь урок – это путь от задания к термину, от термина к его определению, от определения к закреплению на практике, при этом этапы пути подвижны. Маршрут урока поддерживается путеводными листами и интерактивной презентацией.

Урок построен через обращение к устойчивым лингвокультурным концептам: 4 стихии (земля, вода, огонь, воздух) – 4 команды (огня, ветра, воды, флоры) – 4 обращения к командам (огоньки, ветерки, капельки, цветочки) – 4 символа, с которыми происходит работа – деревянная птичка (символ ветра), электронная свеча (символ огня), искусственное растение в горшочке (символ земли), ракушка (символ воды). В контексте урока обращается внимание на гармоничное единство стихий, их взаимодействие (командная работа, технология сотрудничества), проводится ассоциативная параллель между гармонией мира/природы и гармонией стихотворения, описывающего природу, в чем раскрывается потенциал урока для решения задач духовно-нравственного развития.

        Несмотря на деление урока на этапы (новый термин – новый этап – новый вид деятельности), не нарушается логика построения урока, так как каждый элемент урока проистекает из предыдущего и неразрывно связан с предстоящим.

На уроке используются современные методы и технологий организации учебно-воспитательной работы с учащимися: это технология сотрудничества, это лингвоконцептоцентрический подход (см.выше), это здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза, вписанная в контекст урока, смена видов деятельности). Подобные технологии стимулируют познавательную мотивацию учащихся, этому же способствуют и отдельные приемы: активное целеполагание, ассоциативный прием, «прочувствование» урока через осязание (работа с символами команд – предметами), восприятие  практически через все органы чувств («видеть» – визуальный ряд презентации, красочные карточки с заданиями и путеводные листы; «слышать» – аудиальный ряд (звуки стихий, актерское чтение стихотворения), «осязать» и «обонять» – символы-предметы, ветви черемухи). Подобные приемы позволяют измерять не только предметные результаты, но и метапредметные: работа с текстом, иллюстративным рядом, умение репрезентировать собственные умения, демонстрировать богатство лексического запаса и объем ассоцитивно-вербальной сети.

Итогом урока является рефлексия, вписанная в контекст урока: учащимся предлагается написать отклик, отзыв, впечатление от урока (1-2 строки), которые бы включали изобразительно-выразительные средства. Так учитель может оценить эмоциональную составляющую урока (как чувствовали себя учащиеся, какое у них настроение, какие эмоции) и предметную (насколько учащиеся овладели изобразительно-выразительными средствами и как они умеют их применять на практике).

Приложение 1. Внешняя  и внутренняя сторона памятки (уменьшенная копия)памятка 1-1.jpgпамятка2-1.jpg

Приложение 2. Заполненный вариант памяткипамятка2 (1)-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интерактивный плакат - игра к уроку «Аппаратные и программные средства глобальной компьютерной сети» , 9 класс

В материале показаны возможности использования триггеров в презентациях Power Point/...

Статья "Интерактивные игры на уроках литературы"

Статья "Интерактивные игры на уроках литературы" поможет учителю в организации уроков...

Интерактивный тест к интегрированному уроку литературы и ОПК в 8 классе "Знаешь ли ты Житие Сергия Радонежского"

Интерактивный тест "Знаешь ли ты Житие Сергия Радонежского"? Можно использовать на уроках литературы в 8 классе по разным программам при изучении указанной темы, а также на занятиях по ОПК п...

Методическая копилка "Интерактивные игры на уроках литературы в 5 - 7 классах"

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диа...

Использование интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")

Применение интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")...