Рекомендации к работе над темой итогового сочинения 2018-2019
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

В презентации даны методические приемы  к работе над темой сочинения по концептам "Мечта и реальность", "Доброта и жестокость","Искусство и ремесло", "Месть и великодушие", "Отцы и дети". Разработку использовать на консультациях по подготовке к итоговому сочинению 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_nad_temoy.ppt504 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические рекомендации к работе над темой сочинения (Итоговое сочинение 2018-2019) Разработка Дубовицкой Екатерины Алексеевны

Слайд 2

Структура сочинения Вступительная часть состоит из 2-3 предложений, которые определяют основную проблему избранной темы и задают тон всей работе. Основная часть раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы тематики работы и аргументирует приведенные доводы. В заключении делается вывод и оценка приведенных доказательств.

Слайд 3

Рекомендации по выбору темы Прежде всего, нужно ознакомиться с тематическими направлениями, предложенными организаторами и найти в понравившейся теме «опорное» слово или выражение, которое несет основной смысл темы. После этого можно попробовать сформулировать тему своими словами и спросить себя, что можно сказать по этому поводу. Далее попытаться ответить на заданный вопрос несколькими предложениями и записать их в черновик. На следующем этапе попробовать привести доводы, противоположные первоначальным, и попытаться доказать их неправильность.

Слайд 4

Тема-вопрос Найди в теме имя существительное Определи, о ком или о чем надо писать конкретно. Например, Что такое доброта ? Что такое месть? Что такое талант ? Что такое «конфликт поколений»?

Слайд 5

Тема-вопрос: что такое доброта? Доброта – это духовно-нравственное качество человека, душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам людей, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Явный признак доброты - это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Слайд 6

Тема-вопрос : что такое месть? Месть – это чувство или вредящие действия, целью которых является причинение вреда в ответ за оскорбление, обиду, страдание. Синонимы : мщение , ответка , отдача , отместка , отмщение , отплата , расплата

Слайд 7

Тема-вопрос: что такое великодушие? Великодушие – это качество высокой духовной культуры, щедрость души, благородство, снисходительность. Это умение поступать личными интересами для других. Синонимы : бескорыстность , благородность , благородство, великосердие, величие души, возвышенность, нравственное величие, щедрость

Слайд 8

Тема-вопрос: что такое талант? Талант… Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле. Иногда используют его для поощрения приятелей за самые простые действия, часто – в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» . Что же это такое?

Слайд 10

Тема-вопрос: что такое «конфликт поколений»? Конфликт – острый спор, столкновение интересов, целей, взглядов, позиций партнеров по общению. А конфликт поколений – это разногласие между личностными особенностями людей, принадлежащих к разным возрастным группам. Сила каждого народа в сохранении традиций, уважении к старикам и перспективах молодёжи. Но столь же извечной является и проблема непонимания между родителями и детьми в поведении, в музыке, в целях жизни.

Слайд 11

Тема -вопрос Найди подлежащее и сказуемое в вопросе. В тезисе подлежащее поставь на 1 место, сказуемое на второе. Подбери сказуемое оценочного содержания. Например, какова роль семьи в жизни человека? Роль семьи в жизни человека огромна.

Слайд 12

Тема-вопрос Найди вопросительное слово в теме. Перенеси его на конец тезиса (ответ должен соответствовать по структуре этому вопросу) Например, На чем строятся взаимоотношения в семье?- Взаимоотношения в семье строятся на доверии .

Слайд 13

Практическая работа О чем мечтают герои русской литературы? Герои русской литературы мечтают о … В чём ценность искусства? Ценность искусства состоит в … Чем великодушие отличается от благородства? Великодушие отличается от благородства тем, что…

Слайд 14

Проверка Одни герои русской литературы мечтают о счастье, любви, другие же – о власти, деньгах, признании в обществе. Ценность искусства состоит в духовном богатстве, красоте, в отображении правды жизни. Великодушие и благородство – это качества высокой духовности и культуры, понятия взаимосвязанные. Великодушие отличается от благородства тем, что оно гораздо шире и включает в себя это понятие. В нем и высокая нравственность, умение правильно поступать, прощать, преступать через личные интересы.

Слайд 15

Тема - вопрос Если в вопросе есть частица ли. То ответ на вопрос должен быть без частицы ли. Чаще всего утвердительный! Не забудь подлежащее поставить на 1 место. Например, могут ли способности превратиться в талант? Способности могут превратиться в талант.

Слайд 16

Практическая работа Верно ли утверждение Екатерины II : «Во всяком возрасте почитай родителей». Можно ли оправдать месть? Может ли мстительный человек быть счастливым? Можно ли оправдать жестокость? Может ли мечта одного человека изменить реальность?

Слайд 17

Тема-цитата формулировка тезиса «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ Искусство, мудрость могут быть достигнуты, потому что им нужно учиться.

Слайд 18

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» УСЛОВИЕ-ВРЕМЯ Искусство и мудрость могут быть достигнуты, когда им учатся. УСТУПКА- ЦЕЛЬ Для того чтобы достичь искусства, мудрости, им нужно учиться. ПОЯСНЕНИЕ Учась, можно достичь искусства и мудрости.

Слайд 19

ВСТУПЛЕНИЕ Использование оригинальной цитаты , обращенной к слушателю или читателю ; Проведение анализа какого-либо понятия , входящего в формулировку темы (из словаря, мое понимание); Обоснование причины обращения к этой теме (проблеме); Эмоциональный ввод в тему сочинения (оценочная лексика) - ряд вопросов: Почему? Зачем? Как? Что значит?

Слайд 20

Основная часть Примеры из художественной литературы должны подтверждать тезис. Раскрытие вашей позиции по проблеме должно быть правильно оформлено ( название произведения, фамилия автора, анализ эпизода , а не просто пересказ! )

Слайд 21

Заключение Связано ли заключение со вступлением? Возвращение к началу разговора (Так к какому выводу мы пришли, отвечая на вопрос: …); Обращение к оригинальной цитате; Обращение к читателю: призвать к поступку или задать риторический вопрос , на который каждый из нас должен дать ответ самостоятельно; Хорошо осмысленное заключение должно содержать не больше 5-6 предложений.

Слайд 22

Проверка соответствия критериям. Правильно ли понята тема? Соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения «зачета») Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2, обязательный для получения «зачета») Соблюдены ли правила построения сочинения? (тексте должно быть 4 или 5 абзацев; есть ли переходы от одной части к другой; логичны ли переходы; есть ли выводы, завершающие части сочинения и работу в целом; связано ли заключение с вступлением)

Слайд 23

Практическая работа Напишите вступление к одному из вопросов: Какими качествами обладает добрый человек? Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»? Могут ли способности превратиться в талант?

Слайд 24

Домашнее сочинение Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Итоговое сочинение 2018-2019

Итоговое сочинение (изложение)2018-2019 учебный годМинистр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.  Как и в предыдущие го...

Итоговое сочинение 2018-2019 учебный год

В презентации рассматриваются критерии оценивания и комментарии к открытым тематическим направлениям 2018-2019 учебного года, дается алгоритм написания сочинения....

Подготовка к итоговому сочинению 2018-2019. Мечта и реальность. По Куприну

Данный материал будет полезен при подготовке к итоговому сочинению по направлению "Мечта и реальность". Для работы взят рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019

В данной подборке даны не только объемные произведения, но и небольшие, легко запоминающиеся рассказы. Также сопоставляются произведения 19 и 21 века, посвященные темам доброты и жестокости, отцов и д...