Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)
статья по литературе на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyapina_tonkih._izuchenie_skazok_pushkina.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ляпина А.В., Тонких И.А.

ИЗУЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа.

Ключевые слова: сказка, фольклорный и литературный источники, символический образ рыбки, вера в счастье, Божий Промысел.

Художественная литература ставит перед собой несколько задач. Она помогает детям познакомиться с окружающим миром, получить знания. Читая художественное произведение, ребёнок учится понимать внутренний мир человека, знакомится с нравственными идеалами. Он получает представления об этических категориях, о добре и зле. Художественная литература позволяет привить любовь к красоте окружающего мира через красоту и богатство художественного слова. Общение с литературным текстом должно быть вдумчивым, бережным и умелым. Одним из важных педагогических средств формирования личности является сказка.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» [7, с. 29]  

«Сказки» А.С. Пушкина – это те произведения для детей, с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Это огромный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, своё духовное развитие. Именно поэтому они давно стали любимым чтением обучающихся и завоевали прочное место в школьной программе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.

Всё ли просто и понятно в «Сказках» Пушкина? Несмотря на значительный опыт методики преподавания литературы в изучении сказок остаются проблемы, требующие серьёзного внимания и осмысления со стороны учителя литературы: проблема игнорирования различных аспектов гуманитарного знания (культурологического, этико-философского, лингвистического) в планировании системы уроков. В методических пособиях и разработках педагоги-словесники стремятся раскрыть разные аспекты сказок Пушкина, однако чаще делают это без должной опоры на современные литературоведческие концепции, или рассматривают отдельные сказки в условиях конкретного классного коллектива, или в своих разработках ориентируются на абстрактного читателя.

В школьные программы включены «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  (под ред. Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана, Е.В. Бунеева), «Сказка о золотом петушке» (под ред. В.Г. Маранцмана и М.Б. Ладыгина). «Сказку о рыбаке и рыбке» методисты предлагают изучать во втором классе (пособия по литературе для начальной школы под ред. Е.В. Бунеева, Л.Ф. Климановой, С.В. Кутявиной, Л.А. Ефросиной). Мы считаем наиболее целесообразным включить это произведение в курс 7 класса (уроки внеклассного чтения), так как в сказке затрагиваются глубокие и серьёзные нравственные проблемы: о человеке и его счастье, о пути к нему, о «промысле» человеческом и Промысле Божьем, о месте русского человека и его души в беспредельной жизни от быта до бытия, которые не могут быть осознаны учениками начальной школы. Также мы считаем наиболее целесообразным изучение «Сказок» А.С. Пушкина в контексте фольклорных и литературных источников, что позволит обучающимся увидеть национальное своеобразие сказки поэта и освоить более широкий культурный контекст.

Подробнее рассмотрим «Сказку о рыбаке и рыбке», которая считается исключительным памятником чутья А.С. Пушкина к «подлинно-русской национальной стихии» и венцом его поэтического мастерства в этой сфере. Это один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. «Пушкин пленился ясностью и нравственною чистотою этого народного рассказа, - писал Вс. Миллер, - и их своей художественной мастерской возвратил народу алмаз в форме бриллианта чистейшей воды» [1, с. 138]

Сказка написана А.С. Пушкиным болдинской осенью 1833 года (датирована 14 октября). Основу её составил сюжет, получивший широкое распространение в фольклоре многих народов, но полностью перенесённый автором на русскую народную почву. Считается, что толчком к созданию этого пушкинского произведения послужила встреча с В.И. Далем в Оренбурге, когда на пути в Бердскую слободу Пушкин рассказал спутнику сказку о Георгии Храбром и волке, впоследствии им обработанную и напечатанную, а тот ему сюжет о рыбаке и рыбке. Месяц спустя поэт пришлёт Далю в Оренбург рукопись своей сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин» [3, с. 51] Основываясь на этой записи, принято думать, что именно Даль сообщил Пушкину содержание сказки о золотой рыбке; сам же Даль мог её слышать непосредственно из уст народа; известно, что Даль обладал богатейшим собранием русских сказок, которое в дальнейшем послужило главным фондом знаменитого сборника Афанасьева.

Однако следует заметить, что сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» известен в очень многих традициях, он интернационален. Есть эта сказка и в русской традиции, она вошла в сборник А.Н. Афанасьева под названием «Золотая рыбка». В ней рассказывается о старике и старухе, которые жили «в великой бедности», старик поймал рыбку, и она стала исполнять желания старухи. Близок по сюжету вариант сказки под названием «Жадная старуха», где желания стариков выполняет дерево.

Сказка Пушкина близка западноевропейской традиции. Ближе всего она к «Сказке о рыбаке и его жене» под № 19 из сборника братьев Гримм. Отмечая сходство сказки Пушкина и немецкой, исследователь Н.Ф. Сумцов выявил  некоторые характерные черты отличия. [6, с. 296]. В черновике имеется один эпизод, отсутствующий в окончательном варианте. Впервые он был прочитан и опубликован С.М. Бонди в его книге «Новые страницы Пушкина» (М., 1931). В сказке, как известно, последнее желание старухи – стать владычицей морскою. В рукописи же появляется ещё одно желание старухи – стать «римскою папой».

Такой эпизод есть в вышеупомянутой сказке братьев Гримм; там старик со старухой и чудесная рыба (камбала); старуха становится папой и возвращается в прежнее состояние, когда пожелала стать Богом. Очевидно, как отмечает С.М. Бонди, в процессе работы над «Сказкой о рыбаке и рыбке» Пушкин соблазнился мыслью использовать немецкий источник, и он сделал старуху римским папой, но в чистовом варианте Пушкин отказался от этого эпизода.

По мнению И.Г. Минераловой, сюжетообразующим началом немецкой сказки является образ заколдованного принца – рыбы камбалы и желание жены рыбака стать римским папой, а потом Богом. Внешняя произвольность в соединении образа рыбы камбалы и образа римского папы на самом деле оказывается ассоциативно мотивированной. Апокриф о богородицыной рыбе рассказывал как раз о происхождении рыбы камбалы: «После смерти Христа на кресте Богородица вернулась к себе и, горюя безмерно о своём сыне, принялась есть приготовленную к обеду рыбу. Ангел, явившийся ей, утешал, её, говоря: «Сын твой жив и воскреснет, как оживёт сейчас эта рыба, что съедена наполовину». Не успел сказать ангел этих слов, как рыба махнула хвостом и, выскользнув со сковороды, ушла в море. Вот почему рыба камбала такая» [5, с. 81-82].

Образ рыбы камбалы усиливал апокрифические ассоциации линией: рыба – камбала – римский папа – Бог. Ведь «римский папа» - образ почти безмерной и беспримерной власти земной. В последнем желании жены старика стать Богом соприкасаются Воля Божья и непомерная человеческая спесь, гордыня, которая побеждается лишь вмешательством Бога. Таким образом, в сказке братьев Гримм чрезвычайно силён и для сведущих очевиден религиозный компонент, и он используется в сказке с такой силой и в таком ракурсе, который вообще не характерен для русской фольклорной и литературной сказочной традиции. Скорее всего именно это обстоятельство побудило Пушкина отказаться от эпизода про папу римского.

Немецкой сказке соответствует мотив последовательного усиления волнения моря и изменения его цвета при каждом новом требовании старухи. Такую же градацию в изменении пейзажа моря мы находим и у Пушкина. Море в сказке не только фольклорное синее море, но и восходящий к романтическому опыту Пушкина литературный образ «свободной стихии» [4, с. 140-141]. Нарастающий гнев волшебной рыбки символически изображается через реалистические зарисовки моря, где постепенно рождается буря. Море – символ вечности, которую не дано покорить жадной старухе.

«Интересно, что при анализе сказки критики и литературные эксперты приходят к мнению, что сказка берёт начало в праславянской мифологии. Близ города Танаис был найден рельефный рисунок, изображающий богиню Анахиту. Это богиня священных вод изображена в двух образах: женщины и рыбки. Не её ли поймал старик в свой невод, не она ли исполняла желания жадной старухи? Кроме очевидной причины – жадность старухи не может быть не наказана, морская владычица не могла позволить свершиться такому унижению» [8, с. 42].

Рассмотрим отличия сказок. В сказке братьев Гримм отсутствует корыто (расколотое корыто – знак незащищённости человеческой жизни от напора стихий, знак ветхости, неспособной уберечь вещь от времени), по-разному именуются рыбки: у Пушкина – золотая рыбка, у Гриммов – камбала. Образ камбалы более страдательный, балладно-сентиментальный, а образ золотой рыбки народнопоэтический.

Стоит отметить, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» присутствуют ярко выраженные фольклорные мотивы: это  и сам язык повествования – сочный, народный; и такие детали, как использование сакрального в архаическом мифологическом контексте числа 33 (тридцать лет и три года), и, наконец, желание старухи не просто «жить в Окияне-море», но быть «владычицей морскою», то есть богиней.

Другое изменение, внесённое Пушкиным в сюжет, придаёт сказке совершенно новый идейный смысл. Во всех народных вариантах осуждается стремление забитого, смиренного человека из народа подняться выше своего убогого состояния. Старик вместе со старухой становится сначала богатым крестьянином, затем барином, царём – и в конце оба возвращаются к прежней нищете, наказанные за желание старухи стать самим богом. Пушкин усилил мотив покорности мужа. В его сказке судьба старика отделена от судьбы старухи: он так и остаётся простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по социальной лестнице, тем тяжелее становится гнёт, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что хочет быть барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьёт и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню, ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топориками её старика; владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка служила ей и была у неё на посылках. Это, по мнению С. Бонди, «придаёт сказке Пушкина глубоко прогрессивный смысл» [2, с. 524]. Сама же золотая рыбка в сказке символизирует справедливость, благодаря которой в конце концов приобретают полную ясность и определённость все человеческие качества: достоинство и спесь, терпение и ненасытная жадность, сострадание к тяжкому кресту безмерной «сказочной» власти и порицание человеческой гордыни.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» конфликт перенесён из семейного, родового – в универсум. Таким образом, пушкинское произведение – это и стилизация народной сказки, где волшебное и сатирическое сосуществуют, где наказуемы человеческие пороки, а добродетель торжествует, но это и глубоко философская, опирающаяся на мудрость устной народной словесности, афористически точная, кажущаяся простой чрезвычайно, поэма великого русского гения о человеке и его счастье, о пути к нему, о «промысле» человеческом и Промысле Божьем, о месте русского человека и его души в беспредельной жизни от «корыта» (быта) до бескрайнего моря-окияна-мироздания (бытия). Именно так преобразуется в индивидуальном стиле А.С. Пушкина расхожий фольклорный сюжет, в котором немецкими фольклористами и сказочниками расставлены совершенно иные акценты.  

Сравнительный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» на уроке внеклассного чтения в 7 классе.

«Смилуйся, государыня рыбка…»

Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что;

чтение осмысленное и прочувственное – совершенство.

А.С. Пушкин

<На доске иллюстрации к сказке «О рыбаке и рыбке» Н.А. Ращектаева, И.Я. Билибина и В.А. Серова>

Слово учителя:

- Мы продолжаем осмысление сказок А.С. Пушкина. Создавая их, поэт совсем не предназначал этот жанр детям, не рассчитывал на детскую аудиторию. Он говорил о великом и непреходящем; о «грозных вопросах морали», о прекрасной гармонии вселенной – и о странных исканиях внутри космического миропорядка.

- Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Какие вопросы возникли в ходе чтения? (рассуждения учеников)

- С какими русскими и европейскими сказками в сюжетном плане ассоциируется данное произведение А.С. Пушкина? 

- Исследователь М.К. Азадовский считал источником «Сказки о рыбаке и рыбке» немецкую сказку братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», с которой вы познакомились дома. Сегодня на уроке мы проведём сравнительный анализ этих двух сказок.

- Что нового, оригинального вносит Пушкин, разрабатывая сюжет своей сказки?

- Почему сказка, рассказывающая о причудах старухи, называется «О рыбаке и рыбке»? (на этот вопрос учащиеся письменно отвечают в конце урока).

(В ходе беседы ученики заполняют таблицу. Анализируя образы героев сказки А.С. Пушкина, работают по вариантам).

Сказка «О рыбаке и рыбке»

Сказка «О рыбаке и его жене»

  1. Старуха и старик (указатель на статус «основателей рода», признак мудрости). Дарами рыбки пользуется только старуха для себя.

- Посмотрим, каковы же герои пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» (иллюстрации помогают ученикам нагляднее представить образы героев)

  1. Жена (нейтральное, указывает на родственные отношения). Дарами рыбы пользуется рыбак и его жена. Она каждый раз «берёт мужа под руку» и показывает результаты его просьб.

Работа по вариантам:

1 вариант следит за развитием образа старухи. 2 вариант следит за развитием образа старика.

- Какие ассоциации возникают со словами «рыбка» и «рыбак»? Что символизирует «рыбка»? (обращение к словарям символов и знаков).

  1. Рыбка золотая (духовно богатый, щедрый). Обучающиеся находят символическое значение рыбы и рыбной ловли, выясняют роль эпитета «золотой».
  1. Рыба – камбала (заколдованный принц). Апокриф о богородицыной рыбе (религиозный аспект).
  1. Обращение старика к рыбке

«Смилуйся, государыня рыбка!» (подчёркнуты царственные сущности даров золотой рыбки; уменьшительный суффикс свидетельствует о добром расположении старика к ней и придаёт национальный колорит повествованию).

  1. Обращение рыбака к рыбке    

«Рыба, рыбка, рыбинка,

Ты, морская камбала!»

  1. Старик ловит неводом (древняя русская традиция).
  1. Рыбак ловит удочкой (европейская традиция).
  1. Судьба рыбки

«Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море».

  1. Судьба рыбы

«Опустилась она на дно и оставила за собой длинную струйку крови» (как напоминание о страдании, более явен религиозный аспект.)

Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (оркестровое вступление «Океан-море синее»).

- С какой природной стихией ассоциируется у вас эта композиция? Какое настроение преобладает и как музыка сочетается с настроением сказки?

- Как вы думаете, почему рыбка перестала выполнять желания старухи?

-  В заключение урока обучающиеся письменно отвечают на вопрос, поставленный в начале урока. Почему сказка, в которой рассказывается о капризах злой старухи, называется «О рыбаке и рыбке»?

Домашнее задание: мы познакомились со сказочным творчеством А.С. Пушкина на примере нескольких сказок. Также вы знаете немало народных сказок. Попробуйте написать свою сказку на любую интересную вам тему.  

Таким образом, метод сравнительного анализа позволяет найти ответы на глубокие и серьёзные вопросы, поставленные в сказке. Школьники смогут увидеть не только проблему жадности старухи, но и проблему счастья, выбора пути к нему, они осознают, что человек – ловец своего счастья;  что тот, кто пользуется чужим трудом, в итоге остаётся у «разбитого корыта». В процессе анализа обучающиеся придут к выводу, что золотая рыбка выступает как критерий справедливости, олицетворяет высший суд над человеческими качествами; достоинство, терпение, ненасытная жадность и гордыня.

Примечания

  1. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина / М.К. Азадовский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.-Л., 1936. С. 134-163.
  2. Бонди С.М. Сказки Пушкина / С.М. Бонди // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. Т. 3.  М.: Худож. лит., 1960. С. 527-528.
  3. Бонди С.М. Черновики Пушкина: Статьи 1930—1970 гг. М.: Просвещение, 1978.  С. 49—54.
  4. Макогоненко Г.П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833).  Л.: Худож. лит., 1974.  376 с.
  5. Минералова И.Г. Детская литература. М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 176 с.
  6. Сумцов Н.Ф. А.С. Пушкин. Исследования. Харьков, 1956.
  7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1985. - 557 с.
  8. Щербаков В. Золотая рыбка Танаиса Беспорского / В. Щербаков // Наука и религия. 2007. № 11. С. 41-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в средней школе

Тесты, тексты, дополнительные материалы...

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Царскосельская тематика на уроках литературы в средней школе.

Данные материалы, используются на уроках по творчеству Анны Ахматовой, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Сергея Есенина....

Проблемы и способы изучения личности Ф.Ф. Ушакова на уроках истории в средней школе

Изучение личности Ф.Ф. Ушакова несомненно имеет огромную важность в курсе изучения истории. К сожалению, жизнь и деятельность святого праведного воина, непобедимого адмирала Федора Федоровича Ушакова ...

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...