Материалы к урокам по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Архангельская Светлана Александровна

Эти материалы я вывожу через проектор на экран. Очень помогают в работе при изучении творчества писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изображение войны 1812 года.

…свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений.

Л.Н.Толстой

Наполеон 3-1-2.

- На чем основано единство французской армии?

Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…-…делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию.

Л.Н.Толстой

Оставление русскими своих земель: Смоленск (3-2-4 купец Ферапонтов) – Богучарово – Москва(3-1-23)

«Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние правила войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сожжений, удар Бородина и опять отступление, пожал Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война, - все это были отступления от правил» «…как будто существуют какие-то правила для того, чтобы  убивать людей…»

        «был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

        «Партизаны уничтожали великую армию по частям»

Бородинское сражение

Мужики ополченцы надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти».

Тимохин: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».

Андрей Пьеру: «Считаю, что от нас, действительно, будет зависеть завтрашний день…от того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина, - и в каждом солдате».

Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!»

  1. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?
  2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?
  3. Почему князь Андрей «Тимохин и вся армия» уверены в победе? «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение».
  4. Справедливы ли слова князя Андрея: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои , они преступники все по моим понятиям.  И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить»?
  5. Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? «Солдатом быть, просто солдатом…»
  6. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея.
  7. Какова роль пейзажей в описании сражения?(3-2-30_39)

«И благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Домашнее задание:

  1. Ответ на вопросы о Бородинском сражении.
  2. Подобрать материал о Кутузове и Наполеоне.

Кутузов и Наполеон в романе

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой

Исторические взгляды Л.Н.Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

  1. Народ (в понимании Толстого) – главная решающая сила в истории.
  2. Основной критерий оценки исторической личности – отношение к народу, понимание его.
  3. Простота, добро и правда – основные элементы величия.

Кутузов

Наполеон

  1. Полководец народной войны,

 воплощение народной мудрости

и патриотического чувства;

  1. Полное подчинение интересам

России и народа:

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

в) близость к простым людям, знание

и понимание их чувств;

г) проявление мудрости и таланта

полководца в поддержке в поддержке

 нравственного духа русского войска;

д) гуманное отношение к побежденным;

     3. Верность долгу и армии;

     4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова

  1. Командующий армией грабителей,

мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».

  1. Законченное

проявление

культа личности, мания величия:

а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

б) лицемерие, фальшь, позерство;

в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

г) война – игра, а люди – пешки, которые следует лишь правильно расставить и правильно двигать;

д)жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

        3. Предательство по отношению к

своей армии.

4.Сатирические краски при

написании портрета Наполеона.

« …против воли государя и по воле народа… был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

« «Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед нею, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как Бенигсена. Она видела,что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону «дедушки».(3-3-4)

Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил:он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым прстым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. … Простая. Скромная и поэтому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история» (4-4-5)

«Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его» (4-4-5)

«…представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего… И Кутузов умер».

«Он, предназначенный проведением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!»(3-2-38)

«Последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, который учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание. … Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

(4-3-18)

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Истинное                                                    Ложное

)

Эпилог романа

- Как решается главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить?

- Какой путь выбирают герои романа?

- Как по-вашему, семья Пьера и Наташи – хорошая семья?

- Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н.Ростова самые страшные?

- Как вы думаете, этот эпилог закрытый или открытый? Почему фабульный эпилог заканчивается слезой ребенка?

История создания романа «Война и мир»

1. История создания романа «Война и мир».

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

  1. Роман создавался с 1863 по 1869г. «В каждый день оставляешь в чернильнице кусочек себя»

Первоначально задуман роман «Декабристы».

«Я затеял месяца 4 назад роман. Героем которого должен быть возвращающийся декабрист».

(1856 (амнистия) – 1825 «…эпоха заблуждений и несчастий моего героя» – 1812 « Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости»– 1805 «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»)

«Три поры» - «1805 год» - «Все хорошо, что хорошо кончается» - «Война и мир»

Толстой: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические люди, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась целая библиотека книг»

  1. «Я старался писать историю народа…»

1 том: События 1805 г. Война России совместно с Австрией на ее территории.

2 том: 1806-1811. Русские войска находятся в Пруссии.

3-4 том: 1812-1813 гг. Отечественная война, которую Россия вела на родной земле.

Эпилог: 1820г.

И т о г о: 15 лет.

Раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов:

- роль дворянства в государстве;

- личность истинного гражданина Родины;

- эмансипация женщин

И др.

  1.  «Мир» - не только «не война».  Это общность, единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - разъединение людей, их вражда.

«Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды» (Луначарский)

Антитеза в названии определяет группировку образов в романе:

«Люди мира»: Болконские, Ростовы, Пьер Безухов, Кутузов (ненавидящие войну, ложь, лицемерие, эгоизм – то, что разъединяет людей)

«Люди войны»:Курагины, Наполеон, Александр I (несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

Понятия «войны» и «мира» намного шире. С.224

«Я буду писать историю людей более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…» - Л.Толстой

Художественные особенности романа

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика. Все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!

                                                                                         Н.Страхов, критик

  1. Эпический охват событий. Место действия: Москва, Петербург, поместья Лысые Горы и Отрадное, военные действия в Австрии и России.

В романе свыше 550 лиц. «Захватить все».

  1.   «Роман-река», по которой можно плыть в любом направлении (Петя Ростов – Андрей Болконский – Пьер Безухов);
  2. Жанр: роман-эпопея. ( Но: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» - Л. Толстой).

«…оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов» - И.С.Тургенев

  1. Живая жизнь: маленькие девочки, ворующие сливы из сада во время великих событий,  заносчивые императоры, первый бал, поле военных действий, охота, карточная игра, сны, семейные радости, потеря ближних, рождение детей, любовь и предательство, разочарования и новые надежды…
  2. Использование прототипов (Пьер Безухов – Лев Толстой; князь Андрей Андреевич Болконский – дед писателя Н.С.Волконский; княжна Марья – мать писателя Мария Николаевна; Николай Ростов – отец писателя граф Николай Ильич Толстой и др.)
  3. Автор постоянно присутствует на страницах романа. Мы сразу ощущаем отношение автора к героям. Авторская «чистота нравственного чувства» помогает нам глубоко понять человека.

Толстой обнажает перед читателем свои мысли о человеке и истории, о роли личности в истории, о жизни, о вере и т.д.

  1. Эпизоды-сцены перемешиваются с эпизодами-размышлениями (с 3 тома);
  2. Философичность. Толстой: «Я всегда занимался философией, философия всегда занимала меня».
  3. Своеобразный взгляд на историю и роль личности в истории, «мысль народная» определяют художественное изображение героев.
  4. Диалектика души (развитие, духовные искания); Толстой: «Главное – это работа внутренняя, душевная. И чтобы была показана не окончательная работа, а процесс работы».
  5. Семейный генотип.
  6. Психологический портрет: от внешнего к внутреннему. В сложении больше выражения, чем в лице. Толстой изучал физиологическое, характерное для человека: «Для меня важный физиологический признак – спина и её связь с шеей. Нигде столько не увидишь неуверенности в себе и подделку чувств».
  7. Художественные детали (Элен – голые плечи и т.д.)
  8. Природа как воплощение естественного, вечного, истинного. Противопоставлении природы «искусственной» жизни.
  9. Эпитеты объемны, имеют не только художественное значение, но и смысловое( небо – высокое, вечное; любимые герои – живые; Наполеон – маленький;
  10. Антитеза ( война – мир, салон А.П.Шерер – дом Ростовых, Семья Ростовых – семья Курагиных, Наполеон – Кутузов и т.д.)
  11. Сны – символы (обнажают суть вещей);
  12. Сложный синтаксис. Сложность жизни не может быть передана простыми предложениями.
  13. Речевая характеристика персонажей занимает последнее место в творчестве Толстого. Он ей часто не придаёт никакого значения. Он считает, что лучше словам не доверять.
  14. Художественное время – настоящее. Истории героев вне временной законченности. Открытый эпилог (фабульный эпилог(1ч.) заканчивается слезой ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

материалы для таблицы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Материалы для учеников 10 класса для составления таблицы к уроку по теме "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова". В таблице должно быть четыре столбца: основной период (он назван и отме...

Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть  разные аспекты образа города ....

Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Подготовительные вопросы к сочинению:1. Какую теорию разработал Раскольников?2. Как Достоевский рисует в романе "Преступление и наказание" мир униженных иоскорбленных?3. Какая роль отводится в романе ...

Дидактические материалы к урокам литературы по теме "Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данные материалы помогут при иучении произведения М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Материалы к уроку по роману "Война и мир" (князь Андрей)

Данные материалы предназначены для проведения урока литературы в 10 классе....

Материалы к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Интегрированный урок (литература, история, МХК) .Тема урока: «Москва 30-х г.г.20 века: отражение реальности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».Цель урока: сопоставить  ...