Урок – погружение (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») Тема: «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Теняева Любовь Николаевна

Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прикоснуться к их шершавым стенам?

     Давайте отправимся в виртуальное путешествие.

Старые замки… Они хранят множество тайн, поражают своей  неприступностью и красотой, одни  из них наводят  ужас,  другие манят лабиринтом тайных подземелий. Неприступные  стены хранят многовековую историю их обитателей и скрывают от посторонних глаз привидения,  которые до сих пор блуждают под их каменными сводами.

     Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую легенду о его строительстве, происшествиях и обитателях!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lestnitsa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             УРОК-погружение

                              по рассказу В. Г. Короленко  «В дурном обществе»

                                       Вверх по лестнице, ведущей вниз

     I.  Погружение в тему.

     Ребята, вы любите мечтать?

     Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прикоснуться к их шершавым стенам?

     Давайте отправимся в виртуальное путешествие.

Старые замки… Они хранят множество тайн, поражают своей  неприступностью и красотой, одни  из них наводят  ужас,  другие манят лабиринтом тайных подземелий. Неприступные  стены хранят многовековую историю их обитателей и скрывают от посторонних глаз привидения,  которые до сих пор блуждают под их каменными сводами.

     Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую легенду о его строительстве, происшествиях и обитателях!  

     В каком произведении, которое вы недавно прочитали, все события связаны со старым замком и его тайнами?

-Записать на слайде:     УРОК  по рассказу В. Г. Короленко  «В дурном обществе»

Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях, описанных в рассказе, вы узнаете, что станет с главным героем, когда он прикоснётся к тайне замка  и как впоследствии она изменит его судьбу.  

  Вся наша жизнь состоит из определённых этапов или ступеней, преодолевая которые мы стремимся дальше, узнавая что-то новое  и интересное для себя, становясь взрослее и мудрее.

Сегодня мы вместе с главным героем спустимся в подземелье и посмотрим, что там происходит.

Вы увидите, что ступени, ведущие главного героя в подземелье, могут вести не вниз, в темноту, а вверх, к свету.

-Записать тему урока:     Вверх по лестнице, ведущей вниз.

II. Работа с текстом произведения.

-Что ж, ребята, начнём  наше путешествие. Перед вами старый польский город…Он  вам ничего не напоминает?

1. Описание города.

-В каком городе происходят события рассказа?

-Какой реальный польский город скрывается под этим названием? Как он связан с жизнью писателя?

-Опишите городок Княжье-Вено.

На слайде: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное  украшение города. Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь,  грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

  С севера и юга городок ограждается широкими водяными гладями и топями. Пруды год от года мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах.»

2. Выразительные средства языка.

С помощью каких определений нарисована картина города? (с. 26 – Сонные, заплесневелые пруды,  серые хатки, подслеповатые хатки, ушедшие в землю, унылая бесконечная песня)

-Как называются эти прилагательные, дающие образное определение предмета? (эпитеты)

-Найдите в описании городка олицетворения (Мост кряхтит и шатается, берёзы шепчутся, ветер волнует и звенит бесконечной песней, камыши волновались)

-С кем сравнивается мост и камыши?  (мост кряхтит и шатается, точно дряхлый старик, камыши волновались, как море)

-Для чего автор использует эти  выразительные средства языка при описании города, где живёт главный герой? Какое настроение у вас возникает, когда вы читаете это описание?

-Что привлекает внимание на фоне этого серого скучного города?  (замок) Да, мы продолжаем путешествие и приближаемся к старому замку…

3.Старый замок

-Опишите его. Кому он раньше принадлежал?

-Какую тайну хранят развалины замка?

-С какого момента замок стал противен главному герою?  (с.27-28)

Что говорили в городе о подземельях замка?  (с. 30 – они пользовались дурной славой)

4. Работа со словарём.

-Давайте посмотрим, что означает слово «дурной»

слайд:  Дурной  (по словарю С. И. Ожегова) – 1.Плохой, неблагоприятный;

2. Предосудительный, безнравственный.

-Подберите синонимы к словосочетанию «дурная слава»

Тайное всегда манит к себе, вот и мы приближаемся к старой часовне….

5. Старая часовня.

-Что привело главного героя в заброшенную  часовню? Почему его не испугали слухи, ходившие о часовне? Что он там увидел? Оправдались ли его предчувствия?

-Действительно, предчувствия не обманули главного героя, не случайно его так влекло сюда, именно с момента знакомства с детьми подземелья начинается его восхождение по ступеням жизни.

III. Ступени жизни.

1. Итак,  ступень 1-семья

-Пришло время поближе познакомиться  с главными героями и их семьями. Вы знаете, что любую семью можно представить в виде семейного древа.

(Достать из коробки первое дерево)

А) Это семья пана судьи, аристократа, представителя высшего сословия.  На первый взгляд, это была вполне благополучная, крепкая, счастливая семья.

-С какого момента счастье семьи было нарушено? Почему я употребила глагол «была», ведь семья –то осталась? (смерть мамы, с.26,32)

-(убрать с дерева листик «мама»)

Что происходит с паном судьёй после смерти жены? (с. 31-32, замкнулся в своём горе, между сыном и отцом выросла стена отчуждения, горе не сплотило их, а разъединило)

(Лист «отец» отвернуть в сторону)

-Соня – младшая сестра Васи, они очень любят друг друга. Какие обстоятельства мешают им быть более близкими людьми? (с. 33 –нянька и резвость Васи)

(лист «Соня» отвернуть в сторону)

-Получается, что Вася, несмотря на видимое благополучие семьи, одинок и несчастен. Он говорит о себе: «С шести лет я испытывал ужас одиночества»

-ступень  1: семья: «ужас» одиночества)

(Достать из коробки второе дерево)

Б) Это семья пана Тыбурция, одного из представителей  «дурного общества», он вор и бродяга, человек без денег и крова.

-Расскажите о нём.  Какие качества для него характерны? (проницательность, энергия и ум)

 -На что автор обращает внимание в его портрете?  (глаза)

Как он относится к детям: Валеку и Марусе?

-Что говорили о происхождении пана Тыбурция? (с. 29-«…никто не знал, откуда у пана Тыбурция  явились дети…»)

-Как отзываются  о пане Тыбурции дети? Эту семью можно назвать крепкой?

-В чём отличие этих семей?

-Перед вами 2 семьи: в одной – несмотря на видимое благополучие, живёт несчастье, их разъединило горе, и между отцом и Васей выросла стена непонимания и отчуждения. В другой – несмотря на отсутствие денег и крова, все заботятся друг о друге, беда объединила их в единое целое.

-Ребята,   давайте нарисуем словесные  портреты детей.

2. Портрет

 -Что такое портрет в художественном произведении?  (формулировка, с.65)

-Портретная характеристика героев повести построена на противопоставлении или антитезе. Давайте охарактеризуем Васю и Валека по следующему плану:

1. Отношения в семье.

2. Отношение к жизни.

3. Эмоциональный настрой.

4. Отношения с другими людьми.

Вася                                                                                  Валек

1. Разобщённость с отцом                   1.Авторитет пана Тыбурция

2. Незнание правды жизни                  2.Понимание своего социального положения

3.Резвость, жизнелюбие                      3. Сдержанность, грусть.

4.Общительность                                 4. Замкнутость

-Соню и Марусю автор характеризует по следующему плану:

1. Внешность.

2. Смех

3.Одежда

4. Волосы

Соня                                                                                              Маруся

1. Кругла, как пышка,                              1. Крошечный цветок, выросший без                    упруга,  как мячик …                                лучей солнца … как былинка  

2. Звонко смеётся                                      2. Смех, как самый маленький

                                                                         серебряный колокольчик

3. Красивые платья                                   3. Старое платье

4. Чёрные косы с красной атласной       4. Роскошные белокурые волосы без ленты

   лентой.

-Какие чувства испытывал Вася к Марусе? Кого она ему напоминала?

        -(  Начертить стрелки от имён героев, чтобы они пересеклись. На пересечении написать – знакомство)

3. Знакомство

Каждый из героев проживает свою жизненную историю, но судьба сводит их вместе, и пан Тыбурций говорит: «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

Именно с этого момента знакомства Васи с Валеком и Марусей начинается его восхождение вверх по ступеням жизни. Вася, спускаясь всё ниже в подземелье и узнавая жизнь его обитателей, становится мудрее и нравственно поднимается выше.

-Давайте вместе с вами пройдём ступени его восхождения

-Что удивило Васю в разговоре с Валеком при первой встрече? (с. 40- «Я тебе не компания…твой отец – пан судья…»)

-В какой момент знакомства Васи с детьми подземелья его  представление о беззаботном мире начало потихоньку разрушаться?  (с. 41 – 2 абзац –«Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома…»)

Ступень 2: мысли о социальном неравенстве

-Что изменил Вася в нерадостной жизни Валека и Маруси? (с. 43)

-Что стало для Васи загадкой «страшней всех призраков старого замка»? (с.45- «Чувство щемящего до боли сожаления сжимало моё сердце…»)

Ступень 3: сострадание и жалость

-Какие доводы Валека заставили Васю посмотреть на своего отца с другой стороны? (с. 46 –«Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него…»)

Ступень 4: другое восприятие близких людей

-Расскажите историю о том, как Валек  украл булки для Маруси.  Как вы смотрите на этот поступок?   Как Вася оценил этот поступок?   (с. 49-50 – «Я не мог играть по-прежнему, безмятежно, острое сожаление, доходило до сердечной боли…», «Горько плакал от глубокого горя…» )

Ступень 5: острая боль от несправедливости жизни

-Почему Вася, несмотря на то, что его терзали «смутные вопросы, ничего не рассказал отцу? (с.54)

ступень 6: верность дружбе

-Что решил сделать Вася,  когда Маруся заболела, чтобы обрадовать её?  (с. 54-56)

ступень 7: милосердие

4. Кукла

Итак, кукла…Её появление в одном месте и исчезновение в другом произвели неизгладимое впечатление на разных героев (с. 57-58)

-Кому принадлежит кукла? Как Соня рассталась с ней?

-Как Маруся встретила появление куклы?

-Как отец Васи отнёсся к исчезновению куклы?

-Как ведёт себя Вася при разговоре с отцом (с.60)

-Какие чувства испытывает мальчик?  (с. 61-«В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва осознанное чувство покинутого ребёнка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне»)

-Кто спасает положение?

-Как вы думаете, мог ли Вася  в случае с куклой поступить по-другому?

-Как вы оцениваете его поведение?

Парадоксально…Это всего лишь кукла, но она кардинальным образом повлияла на события в рассказе и изменила многое в жизни героев.

 Для Маруси она стала последней, да пожалуй, и единственной радостью в её короткой жизни.

 Валек ещё раз убедился в безграничной преданности Васи и его милосердии.

 Пан Тыбурций проникся уважением к мальчику из высшего сословия за его умение чувствовать боль других.

Пан судья по-новому взглянул на своего сына, поняв, что перед ним – человек, достойный уважения.

-Давайте подведём итог, что же изменилось в жизни Васи и его семьи после знакомства с детьми подземелья?

-Как выдумаете, какое общество является дурным на самом деле: то,  в котором живут обитатели старого замка, или то, которое сделало их нищими и бездомными?

-Какой нравственный урок получил Вася на всю жизнь? (Обет на могиле Маруси, с. 64))

ступень 8: стремление восстановить справедливость в обществе

VI. Рефлексия

-Ребята, а чему вас научили герои рассказа?

Вся наша жизнь – это непрерывная лестница. Мы стремимся вперёд, выбираем свой путь, свою дорогу, которая должна вести нас не вниз, к уже пройденным ступеням, а вверх, к добру, справедливости, милосердию, благородству. Главное – удержать высоту, не скатиться вниз. Чем выше вы сумеете добраться, тем нравственней и чище  будет наше общество. Ведь общество – это мы, это каждый из вас. Задумайтесь…

В завершение урока мне хотелось бы подарить каждому из вас символическую лестницу вашей жизни. Выберите, пожалуйста,  символы,  означающие цель, к которой вы будете стремиться, прикрепите  этот символ к вершине своей лестницы.

-Для кого солнышко – главный символ, поднимите руки. Как вы понимаете вашу цель? (Солнышко- это желание людей помогать, согревать, дарить хорошее настроение, быть добродушными)

-Звёздочка. Кто из вас выбрал этот символ. Объясните, что он значит для вас? (Звёздочка помогает людям найти правильную дорогу и не даст сбиться с пути, она поможет найти главные нравственные ориентиры и ценности)

Руки. Кому ближе этот символ? (Он означает, что вы всегда готовы протянуть руку помощи защитить)

-Сердечко. Что важно для вас?  (Этот символ означает сердечность , милосердие, отзывчивость, душевность)

Итак, цель выбрана,  и вам есть к чему стремиться…

                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»Тема:Проблемы   взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.Цель:1.Показать идею произведения через приём р...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Бел Кауфман "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ"

Бел КАУФМАН "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ" инсценировка...

Бэл Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10 классе....

конспект и презентация урока по литературе по рассказу В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Урок "Дом дл ребенка" имеет воспитательную направленность. Основан на нравственных посылах повести Короленко...