Урок – погружение (по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе») Тема: «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прикоснуться к их шершавым стенам?
Давайте отправимся в виртуальное путешествие.
Старые замки… Они хранят множество тайн, поражают своей неприступностью и красотой, одни из них наводят ужас, другие манят лабиринтом тайных подземелий. Неприступные стены хранят многовековую историю их обитателей и скрывают от посторонних глаз привидения, которые до сих пор блуждают под их каменными сводами.
Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую легенду о его строительстве, происшествиях и обитателях!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lestnitsa.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-погружение
по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Вверх по лестнице, ведущей вниз
I. Погружение в тему.
Ребята, вы любите мечтать?
Наверное, каждый из нас в мечтах представляет себя другим, лучше и успешней, в мечтах мы можем побывать в незнакомых городах и далёких странах. А вы когда-нибудь мечтали побывать в старых замках, прикоснуться к их шершавым стенам?
Давайте отправимся в виртуальное путешествие.
Старые замки… Они хранят множество тайн, поражают своей неприступностью и красотой, одни из них наводят ужас, другие манят лабиринтом тайных подземелий. Неприступные стены хранят многовековую историю их обитателей и скрывают от посторонних глаз привидения, которые до сих пор блуждают под их каменными сводами.
Каждый замок имеет свою уникальную, неповторимую легенду о его строительстве, происшествиях и обитателях!
В каком произведении, которое вы недавно прочитали, все события связаны со старым замком и его тайнами?
-Записать на слайде: УРОК по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях, описанных в рассказе, вы узнаете, что станет с главным героем, когда он прикоснётся к тайне замка и как впоследствии она изменит его судьбу.
Вся наша жизнь состоит из определённых этапов или ступеней, преодолевая которые мы стремимся дальше, узнавая что-то новое и интересное для себя, становясь взрослее и мудрее.
Сегодня мы вместе с главным героем спустимся в подземелье и посмотрим, что там происходит.
Вы увидите, что ступени, ведущие главного героя в подземелье, могут вести не вниз, в темноту, а вверх, к свету.
-Записать тему урока: Вверх по лестнице, ведущей вниз.
II. Работа с текстом произведения.
-Что ж, ребята, начнём наше путешествие. Перед вами старый польский город…Он вам ничего не напоминает?
1. Описание города.
-В каком городе происходят события рассказа?
-Какой реальный польский город скрывается под этим названием? Как он связан с жизнью писателя?
-Опишите городок Княжье-Вено.
На слайде: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута – и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.
С севера и юга городок ограждается широкими водяными гладями и топями. Пруды год от года мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах.»
2. Выразительные средства языка.
С помощью каких определений нарисована картина города? (с. 26 – Сонные, заплесневелые пруды, серые хатки, подслеповатые хатки, ушедшие в землю, унылая бесконечная песня)
-Как называются эти прилагательные, дающие образное определение предмета? (эпитеты)
-Найдите в описании городка олицетворения (Мост кряхтит и шатается, берёзы шепчутся, ветер волнует и звенит бесконечной песней, камыши волновались)
-С кем сравнивается мост и камыши? (мост кряхтит и шатается, точно дряхлый старик, камыши волновались, как море)
-Для чего автор использует эти выразительные средства языка при описании города, где живёт главный герой? Какое настроение у вас возникает, когда вы читаете это описание?
-Что привлекает внимание на фоне этого серого скучного города? (замок) Да, мы продолжаем путешествие и приближаемся к старому замку…
3.Старый замок
-Опишите его. Кому он раньше принадлежал?
-Какую тайну хранят развалины замка?
-С какого момента замок стал противен главному герою? (с.27-28)
Что говорили в городе о подземельях замка? (с. 30 – они пользовались дурной славой)
4. Работа со словарём.
-Давайте посмотрим, что означает слово «дурной»
слайд: Дурной (по словарю С. И. Ожегова) – 1.Плохой, неблагоприятный;
2. Предосудительный, безнравственный.
-Подберите синонимы к словосочетанию «дурная слава»
Тайное всегда манит к себе, вот и мы приближаемся к старой часовне….
5. Старая часовня.
-Что привело главного героя в заброшенную часовню? Почему его не испугали слухи, ходившие о часовне? Что он там увидел? Оправдались ли его предчувствия?
-Действительно, предчувствия не обманули главного героя, не случайно его так влекло сюда, именно с момента знакомства с детьми подземелья начинается его восхождение по ступеням жизни.
III. Ступени жизни.
1. Итак, ступень 1-семья
-Пришло время поближе познакомиться с главными героями и их семьями. Вы знаете, что любую семью можно представить в виде семейного древа.
(Достать из коробки первое дерево)
А) Это семья пана судьи, аристократа, представителя высшего сословия. На первый взгляд, это была вполне благополучная, крепкая, счастливая семья.
-С какого момента счастье семьи было нарушено? Почему я употребила глагол «была», ведь семья –то осталась? (смерть мамы, с.26,32)
-(убрать с дерева листик «мама»)
Что происходит с паном судьёй после смерти жены? (с. 31-32, замкнулся в своём горе, между сыном и отцом выросла стена отчуждения, горе не сплотило их, а разъединило)
(Лист «отец» отвернуть в сторону)
-Соня – младшая сестра Васи, они очень любят друг друга. Какие обстоятельства мешают им быть более близкими людьми? (с. 33 –нянька и резвость Васи)
(лист «Соня» отвернуть в сторону)
-Получается, что Вася, несмотря на видимое благополучие семьи, одинок и несчастен. Он говорит о себе: «С шести лет я испытывал ужас одиночества»
-ступень 1: семья: «ужас» одиночества)
(Достать из коробки второе дерево)
Б) Это семья пана Тыбурция, одного из представителей «дурного общества», он вор и бродяга, человек без денег и крова.
-Расскажите о нём. Какие качества для него характерны? (проницательность, энергия и ум)
-На что автор обращает внимание в его портрете? (глаза)
Как он относится к детям: Валеку и Марусе?
-Что говорили о происхождении пана Тыбурция? (с. 29-«…никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети…»)
-Как отзываются о пане Тыбурции дети? Эту семью можно назвать крепкой?
-В чём отличие этих семей?
-Перед вами 2 семьи: в одной – несмотря на видимое благополучие, живёт несчастье, их разъединило горе, и между отцом и Васей выросла стена непонимания и отчуждения. В другой – несмотря на отсутствие денег и крова, все заботятся друг о друге, беда объединила их в единое целое.
-Ребята, давайте нарисуем словесные портреты детей.
2. Портрет
-Что такое портрет в художественном произведении? (формулировка, с.65)
-Портретная характеристика героев повести построена на противопоставлении или антитезе. Давайте охарактеризуем Васю и Валека по следующему плану:
1. Отношения в семье.
2. Отношение к жизни.
3. Эмоциональный настрой.
4. Отношения с другими людьми.
Вася Валек
1. Разобщённость с отцом 1.Авторитет пана Тыбурция
2. Незнание правды жизни 2.Понимание своего социального положения
3.Резвость, жизнелюбие 3. Сдержанность, грусть.
4.Общительность 4. Замкнутость
-Соню и Марусю автор характеризует по следующему плану:
1. Внешность.
2. Смех
3.Одежда
4. Волосы
Соня Маруся
1. Кругла, как пышка, 1. Крошечный цветок, выросший без упруга, как мячик … лучей солнца … как былинка
2. Звонко смеётся 2. Смех, как самый маленький
серебряный колокольчик
3. Красивые платья 3. Старое платье
4. Чёрные косы с красной атласной 4. Роскошные белокурые волосы без ленты
лентой.
-Какие чувства испытывал Вася к Марусе? Кого она ему напоминала?
-( Начертить стрелки от имён героев, чтобы они пересеклись. На пересечении написать – знакомство)
3. Знакомство
Каждый из героев проживает свою жизненную историю, но судьба сводит их вместе, и пан Тыбурций говорит: «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».
Именно с этого момента знакомства Васи с Валеком и Марусей начинается его восхождение вверх по ступеням жизни. Вася, спускаясь всё ниже в подземелье и узнавая жизнь его обитателей, становится мудрее и нравственно поднимается выше.
-Давайте вместе с вами пройдём ступени его восхождения
-Что удивило Васю в разговоре с Валеком при первой встрече? (с. 40- «Я тебе не компания…твой отец – пан судья…»)
-В какой момент знакомства Васи с детьми подземелья его представление о беззаботном мире начало потихоньку разрушаться? (с. 41 – 2 абзац –«Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома…»)
Ступень 2: мысли о социальном неравенстве
-Что изменил Вася в нерадостной жизни Валека и Маруси? (с. 43)
-Что стало для Васи загадкой «страшней всех призраков старого замка»? (с.45- «Чувство щемящего до боли сожаления сжимало моё сердце…»)
Ступень 3: сострадание и жалость
-Какие доводы Валека заставили Васю посмотреть на своего отца с другой стороны? (с. 46 –«Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него…»)
Ступень 4: другое восприятие близких людей
-Расскажите историю о том, как Валек украл булки для Маруси. Как вы смотрите на этот поступок? Как Вася оценил этот поступок? (с. 49-50 – «Я не мог играть по-прежнему, безмятежно, острое сожаление, доходило до сердечной боли…», «Горько плакал от глубокого горя…» )
Ступень 5: острая боль от несправедливости жизни
-Почему Вася, несмотря на то, что его терзали «смутные вопросы, ничего не рассказал отцу? (с.54)
ступень 6: верность дружбе
-Что решил сделать Вася, когда Маруся заболела, чтобы обрадовать её? (с. 54-56)
ступень 7: милосердие
4. Кукла
Итак, кукла…Её появление в одном месте и исчезновение в другом произвели неизгладимое впечатление на разных героев (с. 57-58)
-Кому принадлежит кукла? Как Соня рассталась с ней?
-Как Маруся встретила появление куклы?
-Как отец Васи отнёсся к исчезновению куклы?
-Как ведёт себя Вася при разговоре с отцом (с.60)
-Какие чувства испытывает мальчик? (с. 61-«В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва осознанное чувство покинутого ребёнка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне»)
-Кто спасает положение?
-Как вы думаете, мог ли Вася в случае с куклой поступить по-другому?
-Как вы оцениваете его поведение?
Парадоксально…Это всего лишь кукла, но она кардинальным образом повлияла на события в рассказе и изменила многое в жизни героев.
Для Маруси она стала последней, да пожалуй, и единственной радостью в её короткой жизни.
Валек ещё раз убедился в безграничной преданности Васи и его милосердии.
Пан Тыбурций проникся уважением к мальчику из высшего сословия за его умение чувствовать боль других.
Пан судья по-новому взглянул на своего сына, поняв, что перед ним – человек, достойный уважения.
-Давайте подведём итог, что же изменилось в жизни Васи и его семьи после знакомства с детьми подземелья?
-Как выдумаете, какое общество является дурным на самом деле: то, в котором живут обитатели старого замка, или то, которое сделало их нищими и бездомными?
-Какой нравственный урок получил Вася на всю жизнь? (Обет на могиле Маруси, с. 64))
ступень 8: стремление восстановить справедливость в обществе
VI. Рефлексия
-Ребята, а чему вас научили герои рассказа?
Вся наша жизнь – это непрерывная лестница. Мы стремимся вперёд, выбираем свой путь, свою дорогу, которая должна вести нас не вниз, к уже пройденным ступеням, а вверх, к добру, справедливости, милосердию, благородству. Главное – удержать высоту, не скатиться вниз. Чем выше вы сумеете добраться, тем нравственней и чище будет наше общество. Ведь общество – это мы, это каждый из вас. Задумайтесь…
В завершение урока мне хотелось бы подарить каждому из вас символическую лестницу вашей жизни. Выберите, пожалуйста, символы, означающие цель, к которой вы будете стремиться, прикрепите этот символ к вершине своей лестницы.
-Для кого солнышко – главный символ, поднимите руки. Как вы понимаете вашу цель? (Солнышко- это желание людей помогать, согревать, дарить хорошее настроение, быть добродушными)
-Звёздочка. Кто из вас выбрал этот символ. Объясните, что он значит для вас? (Звёздочка помогает людям найти правильную дорогу и не даст сбиться с пути, она поможет найти главные нравственные ориентиры и ценности)
Руки. Кому ближе этот символ? (Он означает, что вы всегда готовы протянуть руку помощи защитить)
-Сердечко. Что важно для вас? (Этот символ означает сердечность , милосердие, отзывчивость, душевность)
Итак, цель выбрана, и вам есть к чему стремиться…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Урок – суд по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»Тема:Проблемы взаимопонимания, доброты, справедливости и милосердия в повести.Цель:1.Показать идею произведения через приём р...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...
Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3
Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...
Бел Кауфман "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ"
Бел КАУФМАН "ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ" инсценировка...
Бэл Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"
Презентация к уроку внеклассного чтения в 10 классе....
конспект и презентация урока по литературе по рассказу В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Урок "Дом дл ребенка" имеет воспитательную направленность. Основан на нравственных посылах повести Короленко...