М. Ю. Лермонтов «Бородино»: первое знакомство со стихотворением.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шайхинурова Ирина Музакиевна

Цель урока: дать общие сведения о Бородинском сражении; развивать в детях чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет                   литература

Класс                        5

Тема  урока:         М.Ю. Лермонтов «Бородино»: первое знакомство со        

                             стихотворением.

Цель урока: дать общие сведения о Бородинском сражении;                                 развивать в детях чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое своей Родины.

Демонстрационный материал: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, репродукции        картин русских художников: Рубо «Бородинская битва», Обед «М.И. Кутузов», Шустер «Взятие редута»,                             Кившенко «Военный совет в Филях», Верещагин «Наполеон на Поклонной горе».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона  Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце». Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию, он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа все чаще и чаше слышались недовольные голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения родины? Такой полководец в России был: имя его не один раз повторялось и в армии, и среди народа - Михаил Илларионович Кутузов- ученик великого Суворова.

Кутузов понимал, что отступать больше нельзя - позади Москва, и он решил дать французской армии генеральное сражение. В 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русские войска заняли оборону. Здесь у стен Москвы должна быть решена судьба России и всей Европы. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь доселе непобедимой французской армии.  С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона, которое неизменно сопутствовало ему.

Бородинскому сражению и посвятил свое стихотворение М. Ю. Лермонтов, назвав его кратко и выразительно - «Бородино».

  1. Словарная работа (проводят  консультанты )

                                                            Редут                  Картечь

                                                            Лафет                 Бивак

                                                            Кивер                  Булат

                                                            Уланы                Драгуны

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения под музыку Баха.

  1. Живая картина  чувств:
  1. Почему поэт назвал свое стихотворение «Бородино»?
  2. Почему рассказ о Бородинском сражении ведется от имени старого солдата?
  3. Как вы себе представляете старого солдата?

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися, учитель попутно объясняет, как следует читать отдельные части произведения.

  1. Домашнее задание:

- Прочитать стихотворение и выучить наизусть,

- Подготовить рассказ о старом солдате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".

Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтич...

Технологическая карта урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения"

Урок: литератураТема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения". Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочн...

Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...