Л.Андреев "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Дворкина Алевтина Владимировна

Цель  урока:   познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_l.andreev_kusaka.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 7 классе

Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

Цель  урока:   познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах;

Задачи:

 - обучающие: формировать в ходе урока навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения;

-развивающие: развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли;

-воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся;

 Тип урока: комбинированный;

Оборудование: компьютер, портрет Л. Андреева

Эпиграф:                                                             «Мы в ответе за тех, кого приучили»

                                                                        ( Антуан  де  Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Как трудно, трудно

Расставаться, зная, что никогда

Не встретишь друга вновь,

А у тебя всего то и богатства

Одна лишь дружба, да любовь

Когда душа, с душой настолько слиты

Что раздели их и они умрут

Когда существование земное

В разлуке с другом непосильный труд

Судьбы неумолимая гроза…

- Так писал о дружбе  поэт Муса Джалиль.  Друг – это человек, который никогда не предаёт тебя, не бросит. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Чарльз Дарвин писал в своих трудах, что есть животные, которые «любят нас, людей, больше, чем самих себя». Это собаки!

-У кого из Вас есть собака?

-За что Вы их любите?

    Благородство и преданность собачьих сердец безгранична. Это они доказывали десятки, сотни , тысячи раз. Признанием их заслуг являются памятники, которые люди ставят собакам.

     Считают, что первый памятник был поставлен в IV веке до н.э. у города Коринфа. Собака разбудила гарнизон города, когда враг неслышно подкрадывался к нему. А один из самых знаменитых памятников стоит в Париже. Он сооружён 1,5 века назад. На каменном постаменте огромный пёс, к которому доверчиво прижимается ребёнок. Неизвестно как малыш очутился на перевале, очень далеко от жилья. И только Барри чувствовал, что надо спасти малыша. Он ушёл вовремя: ребёнок уже потерял сознание, но был жив. Барри лёг рядом, стараясь согреть малыша, долго и упорно лизал своё лицо. И мальчик очнулся. Он обхватил шею Барри. И тогда Барри стал медленно и осторожно тащить его. Так пёс его доставил к людям.

    Памятник Барри – символический памятник собакам, исполнившим свой долг.

Собаки были рядом с человеком и в Великую  Отечественную войну: вывозили раненных, были связистами, летали в космос и просто преданно служили людям. А в мирное время собака опять приходит на помощь человеку!

Но уже сейчас есть 1 памятник, который поставлен всем собакам. Мне, кажется, его можно назвать «памятником в честь собачьего сердца».

(Сообщение учащегося)

Это памятник стоит в Японии, недалеко от Токио, на станции Шабуя. Этот памятник был поставлен в память о собаке Хатико, которая ежедневно провожала хозяина, уезжавшего на работу в Токио. И ежедневно в определённое время встречала его. Хозяин заболел и умер в одной из токийских больниц.

Но Хатико не смог смириться с этим . Он ежедневно приходил на станцию и оставался там до последнего поезда, в надежде, что хозяин когда-нибудь приедет. Так продолжалось 10 лет, до того дня, когда пёс Хатико трагически погиб на этой станции. В газетах появилось сообщение о верном псе, и тогда по всей Японии начался сбор денег на памятник Хатико.

Учитель

       И естественно, ребята, о таком животном, как собака невозможно не писать. И о собаках написаны поэмы и исследования, научные трактаты, повести, рассказы, даже романы. Нет такого культурного народа, который не имел бы своей кинологической литературы, нет, пожалуй, ни одного писателя, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам. Так, например, Аристотель, живший два с лишним тысячелетия назад, оставил подробное описание восьми породных групп собак. А в поэме Гомера, в семнадцатой песне, говорится о собаке Аргосе, принадлежащей царю Одиссею.

- Ребята, вспомните, а в русской литературе кто из писателей создал прекрасные образы четвероного друга? (А.П. Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Булька», И.С.Тургенев «Муму»).

I. Мотивация учебной деятельности:

Чтение стих. Бориса Заходера

- О ком это стихотворение?

-Давайте определим его тему.

- Кого вам напомнило это стихотворение?

 (Конечно героиню рассказа Андреева «Кусака»)

-Что же сегодня мы будем изучать на уроке?  Записываем тему: «всё живое имеет душу…»

А в качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Лиса из сказки Антуана де Сент – Экзюпери  «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приучили».

Сообщение учащегося

Л.Н.Андреев родился в 1871 году в Орле, в семье землемера. Учился в Орловской гимназии, затем на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов. После смерти отца семья Андреева нуждалась и жила на его скупые заработки. А.М.Горький помог выпустить его первую книгу рассказов, которая была очень популярна. Талант Андреева отмечали Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, Короленко. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности ( « Кусака », « Петька на даче », « Ангелочек»). Л.Н.Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. У него своя позиция. О рассказе « Кусака » он говорит так: « В рассказе живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

  1. Словарная работа. (слайд)

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

  1. Анализ рассказа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа? Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? ( Злоба)

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)

- Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Найдите в тексте фрагмент, соответствующий тому, что вы видите на экране.

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью?  Зачитайте отрывок ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

Что произошло в 4 части рассказа?

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?( Зачитать диалог из рассказа)

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Работа над пятой частью рассказа.

- Как теперь выглядит собака? (Промокшая, грязная)

- Как она ведёт себя?

- Как природа усугубляет состояние собаки?

- Почему собака выла?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».  В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

 «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

(Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима,

 то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2;

 «Поднялся часты дождь…» гл. 5)

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

-И в заключение предлагаю вам прислушаться к стихам  Эдуарда Асадова

Чтение стихотворения учащимся.

Итог урока.

Собака - друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Я надеюсь, что  после сегодняшнего урока, вы будете помнить о том, что вы в ответе за тех, кого приручили! Мне бы хотелось, чтобы вы пришли сегодня домой, обняли своего домашнего питомца и сказали: « Я тебя никогда не предам».

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Леонида Андреева «Кусака»?

Глаза покинутой собаки 
Мне снятся ночью... как тут быть? 
Ее обидеть может всякий 
И даже попросту убить. 
Для комнатных нужна порода, 
А для дворовых - злобный нрав 
Ее обидела природа 
Достоинств этих ей не дав 
Хозяева прогнали прочь, 
И я не в силах ей помочь! 

В моей квартире коммунальной 
Она помехой будет всем. 
Но плач ее призывный, дальний 
Мне душу вымотал совсем! 
И вот, настойчиво и глупо 
Я всех прошу, забыв покой 
Плесните ей немного супу! 
Погладьте ласковой рукой. 
Хоть на часок пустите в сени! 
Пускай погреется она! 

Она поймет, она оценит, 
До смерти будет вам верна! 
О, одиночество огромность 
И невозможно потерять 
Собачью вечную готовность 
Любить, служить и доверять 
Пусть человек добрее будет! 
Не прихоть это, не пустяк 
Внимательно вглядитесь люди 
В глаза покинутых собак! 
(Эдуард Асадов)

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
(Борис Владимирович Заходер)