ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Королева Светлана Евгеньевна

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 2

Актуальность темы В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой снижение уровня грамотности в подростковой и молодежной среде.

Слайд 3

Актуальность темы Школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая проводить досуг перед экраном телевизора или компьютера. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии.

Слайд 4

Актуальность темы Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Слайд 5

Актуальность темы Так возникла необходимость формирования читательской компетентности ученика как гармоничной личности, которую должна воспитать школа.

Слайд 6

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) «Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума ». Н.М.Карамзин

Слайд 7

PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Тестирование проходит 1 раз в 3 года Участвуют подростки до 15 лет

Слайд 8

МОНИТОРИНГ PISA Грамотность Чтение Математическая грамотность Естественнонаучная и компьютерная грамотность

Слайд 9

Страны с высоким уровнем образования (2015 год) ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Китай Корея Сингапур Япония

Слайд 10

Страны с высоким уровнем образования (2015 год) ЕВРОПА Финляндия Эстония Швейцария Польша Нидерланды

Слайд 11

Результаты исследований PISA Уровни читательской грамотности Исследование PISA Низкий уровень 54 % Средний уровень 35 % Высокий уровень 11% Россия из 70 стран заняла 43 место!

Слайд 12

«…Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… Н а данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры ». Национальная программа поддержки и развития чтения

Слайд 13

Метапредметные результаты освоения ФГОС ООО «… овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»

Слайд 14

ОГЭ русский язык – задания 6, 8, 15.3 ЕГЭ- задание 25

Слайд 15

Всероссийские проверочные работы

Слайд 16

Задания ВПР по работе с текстом

Слайд 17

Цель опыта создание условий для формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как средства развития метапредметных результатов обучения.

Слайд 18

Задачи: изучить различные стратегии смыслового чтения; разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения; способствовать повышению мотивации обучения через создание ситуации успеха.

Слайд 19

Новизна опыта применение совокупности элементов известных методик; апробация инновационных форм работы.

Слайд 20

Что такое смысловое чтение? Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Мысль заложена внутри слова, текста, задания.

Слайд 21

Смысловое чтение вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд 22

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения Основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием

Слайд 23

Стратегия смыслового чтения Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся много работает самостоятельно под руководством учителя В целом насчитывается около ста стратегий чтения и, согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.

Слайд 24

Этапы работы с текстом и стратегии деятельности Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста ( предтекстовая деятельность) во время чтения текста (текстовая деятельность) после чтения текста ( послетекстовая деятельность

Слайд 25

Стратегии предтекстовой деятельности Мозговой штурм. Батарея вопросов: вопросы для припоминания. Учить видеть слово. Анализ заголовка текста до начала чтения. Работа с эпиграфом.

Слайд 26

Стратегия «Мозговой штурм » Урок литературы в 9 классе Тема урока рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Целью стратегии является обращение к личному опыту, для того чтобы подготовить учащихся к личному восприятию произведения: Обращение к личному опыту. - Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди? - Рассказ называется «Судьба человека». Вопрос к ученикам: Как вы думаете, о чем это произведение? - По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдет речь сегодня на уроке? - Писатель 20 века, хутор Кружилин , военный корреспондент газеты «Правда» и « Красная Звезда», рассказы « Нахаленок » и «Судьба человека», награжден Нобелевской премией. Предтекстовая деятельность

Слайд 27

Стратегии текстовой деятельности Чтение вслух (попеременное чтение). Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками. Чтение про себя с пометками. Диалог с текстом Прогнозирование. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. Ответы на вопросы по тексту. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Слайд 28

Стратегия «Чтение с пометками» Текстовая деятельность

Слайд 29

Текстовая деятельность ЗИС-5 — советский грузовой автомобиль , грузовик 1930-40-х годов, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.

Слайд 30

Текстовая деятельность С 22 июня 1941 года (день внезапного нападения гитлеровцев) советская армия терпела многочисленные потери и отступала. 19 ноября 1942 года в ходе операции «Уран» после мощной артиллерийской подготовки проведено окружение немецко - румынских войск в Сталинграде , капитулировавших 2 февраля 1943 года . С этого периода начинается наступление советских войск.

Слайд 31

Текстовая деятельность «…а сам крылатки посылал редко…» (письмо с фронта)

Слайд 32

Текстовая деятельность Дать прикурить - перен. то же, что задать жару ; заставить двигаться , суетиться ; проучить ◆ Ты дай им там прикурить, // Товарищ старший сержант, // Я верю в душу твою, // Солдат Николай Расторгуев, «Солдат»

Слайд 33

Стратегии послетекстовой деятельности Составление плана. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам- «Двойной дневник». Пересказ. Конспект

Слайд 34

Стратегия «Двойной дневник» Послетекстовая деятельность Фрагмент текста Комментарий - «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской...» Они как будто выразили боль всего русского народа, пережившего страшную войну. - «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Поведение Соколова олицетворяет непобедимость его воли, силу русского солдата, преданность Родине. - «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.

Слайд 35

Вывод: Использование данных стратегий на разных этапах работы с текстом способствует формированию у учащихся навыков смыслового чтения.

Слайд 36

Устное собеседование – допуск к ОГЭ С этого года степень сформированности навыков смыслового чтения у учащихся 9-х классов проверяется на итоговом устном собеседовании

Слайд 37

Задания Собеседования составлены согласно Концепции преподавания отдельных предметов в Российской Федерации (2016г) Устное собеседование – допуск к ОГЭ

Слайд 38

Устное собеседование – допуск к ОГЭ Цель Собеседования - проверить коммуникативную компетенцию обучающихся основной школы (все школьные предметы), которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенции (русский язык).

Слайд 39

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Образовательное учреждение несёт ответственность за развитие у обучающихся коммуникативной компетенции

Слайд 40

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Учить детей говорить: читать вслух, пересказывать текст, строить монологическое высказывание, вести диалог должен каждый учитель на каждом своём уроке. Каждый учитель должен требовать и соблюдать сам нормы грамотной эталонной речи. Это обязанность не только учителя русского языка и литературы.

Слайд 41

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Все учителя-предметники (не только учитель русского языка) ответственны за то, как ребёнок поведёт себя на Устном собеседовании, будет ли он допущен к сдаче ОГЭ.

Слайд 42

Смысловое чтение – метапредметный результат Смысловое чтение как метапредметный результат освоения Основной образовательной программы основного общего образования реализуется на всех уроках по всем предметам в 1-9 классах, и потому необходимо обучение стратегиям смыслового чтения

Слайд 43

«Рецепт» семейного чтения. Предлагает санкт-петербургский психолог А.П. Кашкаров , автор замечательных книг «Детское чтение. Пособие для отцов» (2010), «Чтение в средней школе. Как вырастить читающего человека» (2013)

Слайд 44

«Рецепт» семейного чтения: 20 граммов общения, 30 граммов терпения, 70 щепоток внимания и 100 ложек желания.

Слайд 45

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...