Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogdanova_l.a._osnovy_smyslovogo_chteniya.doc | 980.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба».
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Программа курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» рассчитана на 35 часов в 5, 6, 7, 8, 9 классах (1час в неделю).
Рабочая программа имеет цель:
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данный курс нацелен на реализацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом, являющейся составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба».
Ведущий принцип:
принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Как часть образовательной программы развития УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы:
- демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В основе реализации программы курса «Основы смыслового чтения» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.
В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного образования.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
На ступени основного общего образования выпускники школы приобретут в процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Содержание учебного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование, 5 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1. | Текст: поиск информации | 16 | Находить нужную информацию в текстах художественных произведений. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Научиться ставить перед собой цель чтения. Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. |
2. | Текст: преобразование и интерпретация | 19 | Научиться определять главную тему. Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей. Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме. Объяснять порядок частей текста. |
35 |
Тематическое планирование, 6 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | 15 | Находить нужную информацию в справочниках и словарях. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Определять содержание предметного плана текста по заголовку. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Определять назначения разных видов текстов. Ставить цели чтения, направленные на поиск полезной в данный момент информации. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | 8 | Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме. Выбирать из текста или придумывать заголовки частей. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы. |
3 | Текст: оценка информации | 12 | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. |
35 |
Тематическое планирование, 7 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | 9 | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы. Определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте, откликаться на содержание текста различать темы и подтемы специального текста. Выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | 9 | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текст. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. |
3 | Текст: оценка информации | 17 | Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
35 |
Тематическое планирование, 8 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | 13 | Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | 9 | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
3 | Текст: оценка информации | 13 | Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
35 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | 4 | Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | 20 | Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. |
3 | Текст: оценка информации | 11 | В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. |
35 |
Реализация практической части учебной программы курса
Основы смыслового чтения/ Класс | Количество часов | Из них выделено на выполнение | |||
сочинение | изложение | Другие формы зачета (устное выступление, план, конспект ит.д.) | Анализ текста | ||
5 | 35 | 2 | 2 | 4 | 4 |
6 | 3 | 1 | 3 | 3 | |
7 | 1 | 3 | 4 | 1 | |
8 | 6 | 3 | |||
9 | 8 | 1 |
Календарно-тематическое планирование, 5 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: поиск информации | |||
1. | Что такое текст? | ||
2. | Что значит работать с текстом? | ||
3. | Поиск информации в литературном тексте. | ||
4. | Поиск информации в литературном тексте: Анализ текста | Анализ фрагмента художественного текста | |
5. | Поиск информации в научно-популярном тексте | Устное выступление «А вы знаете, что….» | |
6. | Поиск информации в научно-популярном тексте: Анализ текста | ||
7. | Как мы читаем? Цели чтения: познавательная | ||
8. | Познавательная цель текста: Анализ текста | Анализ научно-популярного текста по вопросам | |
9. | Цель освоения и использования текстовой информации | ||
10. | Цель освоения и использования текстовой информации: .Анализ текста | Составление вопросов к тексту | |
11. | Работа с информацией в инструкциях | ||
12. | Работа с информацией в инструкциях: Анализ текста. | Сочинение «Как приготовить салат….» | |
13. | Внимание к слову | ||
14. | Слова в контексте | ||
15. | Заголовок текста. | ||
16. | Заголовок текста: Анализ текста. | Изложение с подбором заголовка | |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
17. | Что такое эпиграф? | ||
18. | Тексты с использованием таблиц схем, диаграмм.. | ||
19. | Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов. | ||
20. | Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов: Анализ текста | Анализ текста по вопросам | |
21. | Тема текста | ||
22. | Главная мысль текста. | ||
23. | Главная мысль текста: Анализ текста | Анализ текста по вопросам | |
24. | Деление текста на смысловые части. Микротема. | ||
25. | Деление текста на смысловые части. Микротема: Анализ текста | Выделение абзацев в тексте | |
26. | Композиционная завершенность текста | ||
27. | Композиционная завершенность текста. Анализ текста | ||
28. | Информация в наглядно-символической форме Логограф. | ||
29. | Информация в наглядно-символической форме Логограф. Анализ текста | Построение логографа к тексту | |
30. | Строение текста | ||
31. | Строение текста. Анализ текста | ||
32. | План текста. Простой план: Анализ текста | Подробное изложение по простому плану | |
33. | Сложный план: Анализ текста | ||
34. | План текста. Простой план и сложный план: Анализ текста | Сочинение-описание по сложному плану | |
35. | Резерв |
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: поиск информации | |||
1. | Поиск информации для решения поставленной цели. Работа со словарями | ||
2. | Работа со словарями: Анализ текста | Анализ словарной статьи | |
3. | Типы текстов | ||
4. | Назначение разных типов текста | ||
5. | Связь темы текста и основной мысли с названием. Анализ текста | Изложение-описание помещения | |
6. | Стили речи. Речевая ситуация | ||
7. | Стили речи. Анализ текстов | ||
8. | Разговорный стиль | ||
9. | Разговорный стиль. Анализ текста | ||
10. | Тексты книжных стилей: Анализ текста | Сочинение-описание предмета | |
11. | Тексты книжных стилей Анализ текста | ||
12. | Тексты книжных стилей. Анализ научного текста | Творческая работа «Тексты функциональных стилей» | |
13. | Связь типа текста и его назначения | ||
14. | Связь типа текста и его назначения. Анализ текста | ||
15. | Сопоставление текстов и внетекстовых компонентов | ||
Текст: преобразование и интерпретация | |||
16. | Интерпретация научного текста | ||
17. | Интерпретация научного текста | ||
18. | Составление примерного плана текста по заголовку | Составление разных типов плана к тексту | |
19. | Составление примерного плана текста по заголовку: Анализ текста | ||
20. | Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста | ||
21. | Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей | ||
22. | Беглое чтение, определение его основных элементов | ||
23. | Нахождение в тексте требуемой информации | Реферативное сообщение | |
Текст: оценка информации | |||
24. | Главная и избыточная информация в тексте | ||
25. | Главная и избыточная информация в тексте. Анализ текста | Анализ текста | |
26. | Работа с текстом. Оценка информации | ||
27. | Оценка информации: Анализ текста | ||
28. | Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос) | ||
29. | Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос): Анализ текста | Сочинение-ответ на поставленный вопрос | |
30. | Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос. | ||
31. | Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос: Анализ художественного текста | Сочинение-рассуждение по художественному тексту | |
32. | Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения | ||
33. | Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Анализ текста | Анализ текста | |
34. | Критическое понимание текста. Понимание душевного состояния героя. | ||
35. | Критическое понимание текста. Понимание душевного состояния героя. Анализ текста |
Календарно-тематическое планирование, 7 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
1. | Специальные тексты | ||
2. | Конспект | ||
3. | Конспект: Анализ текста | Конспект статьи учебника | |
4. | Тезис | ||
5. | Тезис: Анализ текста | Тезисы статьи учебника | |
6. | Выписки | ||
7. | Выписки: Анализ текста | Выписки из статьи учебника | |
8. | Различение темы и подтемы специального текста | ||
9. | Различение темы и подтемы специального текста. Работа с текстом. | ||
Текст: поиск информации | |||
10. | Выделение главной и избыточной информации | ||
11. | Выделение главной и избыточной информации. Работа с текстом | Сжатое изложение | |
12. | Прогнозирование последовательности изложения идей текста. | ||
13. | Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Работа с текстом | ||
14. | Разные источники информации по заданной теме. | ||
15. | Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста | ||
16. | Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста | ||
17. | Самостоятельная организация поиска информации | ||
18. | Самостоятельная организация поиска информации: Интерпретация и Анализ текста | Реферативное сообщение | |
Текст: оценка информации | |||
19. | Разные точки зрения. | ||
20. | Разные точки зрения: Создание текста-схемы | Анализ текста | |
21. | Информация из разных источников и жизненный опыт. | ||
22. | Анализ разных источников информации. | ||
23. | Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста | ||
24. | Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
25. | Сопоставление информации | ||
26. | Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. | ||
27. | Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Работа с текстом | ||
28. | Система аргументов для обоснования определенной позиции. | ||
29. | Система аргументов для обоснования определенной позиции. Анализ текста | Изложение с элементом сочинения | |
30. | Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). | ||
31. | Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). Анализ текста | ||
32. | Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им. | ||
33. | Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им: Анализ текста | Изложение с элементом сочинения | |
34. | Собственная точка зрения. | ||
35. | Собственная точка зрения: Анализ с текста |
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
1. | Создание и интерпретация текста | ||
2. | Заголовок текста | ||
3. | Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. | ||
4. | Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
5. | Анализ разных источников информации | ||
6. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
7. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
8. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
9. | Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста | ||
Текст: поиск информации | |||
10. | Поиск информации | ||
11. | Поиск информации: Интерпретация и анализ текста | Анализ текста | |
12. | Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста. | ||
13. | Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ текста | ||
14. | Поиск внетекстовых компонентов | ||
15. | Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста | ||
16. | Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.) | ||
17. | Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.): Интерпретация и анализ текста | Анализ текста | |
18. | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. | ||
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. | |||
19. | Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
20. | Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. | ||
21. | Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления: Интерпретация и анализ текста | ||
Текст: оценка информации | |||
22. | Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. | ||
23. | Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера: Интерпретация и анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
24. | Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. | ||
25. | Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов Анализ текста. | Сочинение-рассуждение по тексту | |
26. | Формулировка выводов из предъявленных посылок. | ||
27. | Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста | ||
28. | Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. | ||
29. | Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста: Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
30. | Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление. | ||
31. | Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | ||
32. | Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Анализ текста | Анализ текста | |
33. | Оформление и представление собственного текста | ||
34. | Оформление и представление собственного текста: Интерпретация и анализ текста | ||
35. | резерв |
Календарно-тематическое планирование, 9 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | Формы контроля |
Текст: преобразование и интерпретация | |||
1. | Отзыв на содержание текста: (Отзыв) | ||
2. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | Сочинение-отзыв | |
3. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | ||
4. | Отзыв на содержание текста: (Аннотация) | ||
5. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | ||
6. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | Сочинение-аннотация | |
7. | Отзыв на содержание текста: (Рецензия) | ||
8. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | ||
9. | Отзыв на содержание текста: Анализ текста | рецензия | |
10. | Аргументация своей точки зрения. | ||
11. | Аргументация своей точки зрения. Анализ текста | ||
12. | Аргументация своей точки зрения. Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
13. | Диспут. Защита точки зрения | ||
14. | Диспут. Защита точки зрения | ||
15. | Единство формы и содержания (анализ формы текста). | Сжатое изложение | |
16. | Единство формы и содержания: Анализ текста | ||
17. | Единство формы и содержания: Анализ текста | ||
18. | Сочинение, эссе… | ||
19. | Сочинение, эссе… Интерпретация и анализ текста | ||
20. | Сочинение, эссе: Интерпретация и анализ текста | эссе | |
Текст: поиск информации | |||
21. | Точки зрения… Как найти верную? | ||
22. | Точки зрения… Как найти верную? Анализ текста | ||
23. | Способы проверки противоречивой информации | ||
24. | Достоверная информация | Сочинение-рассуждение по тексту | |
Текст: оценка информации | |||
25. | Оценочные суждения и своя точка зрения. | ||
26. | Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста | ||
27. | Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
28. | Критическое отношение к рекламной информации. | ||
29. | Преобразование и интерпретация информации. | ||
30. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
31. | Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста | ||
32. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста | ||
33. | Преобразование и интерпретация информации. Анализ текста | ||
34. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста | Сочинение-рассуждение по тексту | |
35. | Преобразование и интерпретация информации Анализ текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом".
.программа рассчитана на обучающихся 5-6 х классов. Закладывает основы грамотного чтения, развивая навыки работы с текстами различной направленности. Содержит тематическое планирование, диагностически...
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и работа с текстом. Календарно-тематическое планирование для 7-8 классов, ФГОС.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпрет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)
Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...
Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)
Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...