Интегрированный урок ОРКСЭ и Час чтения «Можете верить или нет в Бога, но, главное, чтобы он верил в НАС»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ванина Евгения Николаевна

Интегрированный урок по произведению Леонида Андреева "Ангелочек". Данное произведение изучается в рамках программы "Час чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Можете верить или нет в Бога, но, главное, чтобы он верил в НАС»

Час чтения +ОРКСЭ

Здравствуйте!

Включается ролик с духовной музыкой, спустя непродолжительное время читаю стихи

Идешь по жизни ты устало,

Не принимая веру в чудо,

Крича, что Бога рядом нет,

Как же неправ ты, человек.

С тобой идя весь путь земной,

Я только сердце направляю,

А верить, нет ли, что за бред,

Я верю в Вас … усталый человек.

Как Вы думаете, какая тема нашего урока?

(ответы )

Хорошо, я правильно поняла, что главная тема – это вера? Правильно и тема звучит так «Можете верить или нет в Бога, но, главное, чтобы он верил в НАС».

Я попрошу Вас разделиться на три фокус-группы. Одна группа «Ангелы», и они отвечают за социальный аспект темы, вторая группа «Дети» и они у нас люди творческие, и, третья группа «Писатели», которым предстоит литературное путешествие по теме.

А главной темой будет душа маленького ребенка из произведения Леонида Андреева «Ангелочек». Послушайте.

Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему казалось, что жизнь никогда не кончится. так что же будет дальше? 

Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни». Что могло произойти после этого случая

Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами, и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным. В пятницу, накануне Рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам и не проскрипела ржавым, морозным скрипом калитка за последним из них. Уже темнело, и с поля, куда выходил одним концом глухой переулок, надвигалась серая снежная мгла; в низеньком черном строении, стоявшем поперек улицы, на выезде, зажегся красноватый, немигающий огонек. Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. Приходилось идти домой.— Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила. Рукава у нее были засучены, обнажая белые, толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Мать почесала в голове толстым указательным пальцем с коротким и грязным ногтем и, так как браниться было некогда, только плюнула и крикнула:— Статистики, одно слово!Чем могла закончится жизнь Сашки? Сашка презрительно шморгнул носом и прошел за перегородку, где слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу.— Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, — прошептал он.— Врешь? — спросил с недоверием Сашка.— Ей-Богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.— Врешь? — все больше удивлялся Сашка. Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.— Ну-ка подвинься, расселся! — сказал он отцу, прыгая на коротенькую лежанку, и добавил: — А к этим чертям я не пойду. Жирны больно станут, если еще я к ним пойду. «Испорченный мальчик», — протянул Сашка в нос — Сами хороши, антипы толсторожие.— Ах, Сашка, Сашка! — поежился от холода отец. — Не сносить тебе головы.— А ты-то сносил? — грубо возразил Сашка. — Молчал бы уж: бабы боится. Эх, тюря! Отец сидел молча и ежился. Слабый свет проникал через широкую щель вверху, где перегородка на четверть не доходила до потолка, и светлым пятном ложился на его высокий лоб, под которым чернели глубокие глазные впадины. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. Но, когда он начал харкать кровью и не мог больше пить, стала пить она, постепенно привыкая к водке. И тогда она выместила все, что ей пришлось выстрадать от высокого узкогрудого человека, который говорил непонятные слова, выгонялся за строптивость и пьянство со службы и наводил к себе таких же длинноволосых безобразников и гордецов, как и он сам. В противоположность мужу она здоровела по мере того, как пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые песни. А он лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни. И всем, с кем ни приходилось говорить жене Ивана Саввича, она жаловалась, что нет у нее на свете таких врагов, как муж и сын: оба гордецы и статистики.Через час мать говорила Сашке:— А я тебе говорю, что ты пойдешь! — И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и звякали друг о друга.— А я тебе говорю, что не пойду, — хладнокровно отвечал Сашка, и углы губ его подергивались от желания оскалить зубы. В гимназии за эту привычку его звали волчонком.— Изобью я тебя, ох, как изобью! — кричала мать.— Что же, избей!Феоктиста Петровна знала, что бить сына, который стал кусаться, она уже не может, а если выгнать на улицу, то он отправится шататься и скорей замерзнет, чем пойдет к Свечниковым; поэтому она прибегла к авторитету мужа.— А еще отец называется: не может мать от оскорблений оберечь.— Правда, Сашка, ступай, что ломаешься? — отозвался тот с лежанки. — Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые.Сашка оскорбительно усмехнулся. Отец давно, до Сашкина еще рождения, был учителем у Свечниковых и с тех пор думал, что они самые хорошие люди. Тогда он еще служил в земской статистике и ничего не пил. Разошелся он с ними после того, как женился на забеременевшей от него дочери квартирной хозяйки, стал пить и опустился до такой степени, что его, пьяного, поднимали на улице и отвозили в участок. Но Свечниковы продолжали помогать ему деньгами, и Феоктиста Петровна, хотя ненавидела их, как книги и. все, что связывалось с прошлым ее мужа, дорожила знакомством и хвалилась им.— Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь, — продолжал отец.Он хитрил, — Сашка понимал это и презирал отца за слабость и ложь, но ему действительно захотелось что-нибудь принести больному и жалкому человеку. Он давно уже сидит без хорошего табаку.— Ну, ладно! — буркнул он. — Давай, что ли, куртку. Пуговицы пришила? А то ведь я тебя знаю!

Небольшая пауза.

Всего лишь первая часть рассказа, но сколько в ней …чего?

(ответы) Хорошо, молодцы, так давайте сейчас поработаем по группам, у каждого из вас есть задание, прошу Вас, приступайте к работе.

(3 минуты)

Дети, прошу Вас..

У Вас ключевое слово «Вера»

Писатели…

У Вас ключевое слово «Надежда»

Ангелы, прошу Вас….

Итак, ключевое слово «Любовь»

Спасибо за работу.

Хрупкий мир маленького человека, но сколько в нем боли, жестокости, а внутри тихое дыхание чуда веры. И кто знает, как дальше сложится его судьба, ведь Вера дает Надежду, Надежда согревает Любовь, А Любовь есть Бог,

И он в душе каждого…

 Святитель Лука сказал так: «Мы должны жить верой, надеждой и любовью: это наша опора, этим мы должны дышать, но надо помнить, что как не велика вера, как ни благословенна надежда, Любовь выше всего».

Бог любит нас и верит в нас, а верим ли мы или нет, зависит только от нас.

Верьте и Вам будет легче…

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.

Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...

Интегрированный урок (изо+литература) по теме "Верь в великую силу добра"

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея). Мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовнос...

интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе

интегрированный урок музыки и внеклассного чтения в 4 классе...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Интегрированный урок с применением сочетания чтения и физкультуры: «В гостях у сказки» 2 класс.

Чтение и физкультура. Интегрированный урок:"В гостях у сказки" 2 класс....