МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших этот урок,  его содержание  и оформление имеет мощное эмоционально-нравственное и воспитательное воздействие на студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lit-ist_microsoft_office_word.docx56.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                   

                   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого  бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме:

                             «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

                                                                         

                                                                         Преподаватель истории и                        

                                                                         обществознания Руднева Т. С.;

                                                                         преподаватель русского языка и                                                                                  

                                                         литературы Жданова М. М.

                                                          Комиссия ОД, ОГСЭ, МОЕН

Открытый бинарный урок                                                                    по истории и литературе по теме:                                           «Великая Отечественная война. Живая память»

                                                                                   Вспомним всех поименно,

                                                                                   Горем  вспомним  своим...

                                                                                   Это нужно - не мертвым!

                                                                                   Это надо - живым!

                                                                                                Р. Рождественский

Цели урока 

обучающие:  повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литературы в то время;                                                                                                                          развивающие: развивать интерес к историческим фактам и событиям ВОВ,  к творческому наследию на тему ВОВ; развивать устную и письменную речь; активизировать творческие способности и познавательную деятельность  обучающихся;                                                                                                                   воспитывающие: формировать у обучающихся чувства уважения к  Родине и участникам ВОВ, гордости за свое историческое прошлое; показать   нравственную стойкость, мужество, ответственность  человека перед обществом; способствовать воспитанию у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм.

План урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Мотивация урока (5 мин)

3. Вступительное слово преподавателей истории и литературы (10 мин)

4. Страницы истории ВОВ и их отражение в литературе (50 мин)

5. Рефлексия (20 мин)

6. Домашнее задание. Оценки (3 мин)

Методы урока – продуктивные: эвристическая беседа, решение проблемных вопросов, рефлексия (мини-сочинение)

Интерактивные методыинформационно-коммуникативные технологии (слайд-программа)

Вид урока: бинарный урок истории и литературы (интегрированный).

Тип урока: комбинированный (получение новой информации, закрепление и   обобщение ранее изученного) 

Ход урока:

1. Оргмомент (приветствие, перекличка, рекомендации по ведению конспекта)

2. Мотивация

Преподаватель ИСТОРИИ

Сегодняшний урок мы начнем с известной фразы: “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее” (В. Г. Белинский).

Проблемный вопрос: как вы понимаете эти слова? Почему мы не должны забывать прошлое?

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

       (Слайд 1) Наш урок посвящен ВОВ и называется «Живая память» (запись в тетради).

Проблемный вопрос: объясните смысл этого выражения.

Прочтем эпиграф.

Проблемный вопрос: почему «это нужно живым»?

3. Вступительное слово Преподавателя ИСТОРИИ

Есть события, которые не стираются из памяти людей, несмотря на временной разрыв. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания - сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим. 

Наш долг – сохранение памяти. Эта память живет в наших сердцах, в документах, на плитах мемориалов; память о героях и событиях войны живет и в книгах. Сегодня на уроке мы перелистаем некоторые самые яркие страницы ВОВ: вспомним важные события и битвы, их героев и жертв…

Вступительное слово Преподавателя ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемный вопрос: что такое  война?

Продолжите фразу «Война – это…»

Война… Что может быть страшнее?

В общей сложности  Советский Союз потерял около 27 000 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять около 30 000 000 человек.                                                

Литература и война…Некоторые скажут, что это несовместимо, что во время войны нет места лирике, существует даже такое выражение: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Согласны ли вы с этим?

Зачем же тогда поэты и писатели брались за перо и создавали свои произведения?

Действительно, произведения литературы сыграли важную роль, ведь художественное слово имеет огромное воздействие на человека. Поэтому многие стихи были положены на музыку и стали очень известными, любимыми песнями; их пели в те годы, поют и сейчас. Стихи, статьи и рассказы помогали нашему народу выжить, поднимали дух, воодушевляли на подвиги. И сегодня мы познакомимся с самыми известными произведениями разных жанров о войне, многие из которых были написаны в военное время.

4. Страницы истории ВОВ и их отражение в литературе

Преподаватель ИСТОРИИ

Начало войны. Брестская крепость

        (Слайд 2)  Звучит голос диктора Левитана: «Внимание, внимание! Говорит Москва... »  

Сейчас вы прослушали то самое сообщение по радио, которое известило всю страну о страшной трагедии.

Утро 22 июня 1941 года для многих советских людей началось с воя сирен, обстрела мирных граждан, с пожара, дыма, потери дома и всего самого любимого: дети  потеряли детство, девушки сменили выпускные платья на гимнастерки, жены теряли своих мужей и кормильцев…

         (Слайд 3) Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней  и ночей (запись в тетради).

 Сила и внезапность удара были таковы, что ни стойкость и героизм воинов, ни военная техника не смогли противостоять вражескому натиску в  первые месяцы войны. Фашистская Германия вместе со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией) обрушила на нашу страну  страшный смертоносный удар.

         (Слайд 4) Гитлер разработал специальный план завоевания Советского Союза, который назывался «БАРБАРОССА». Он предполагал за 2-3 месяца сокрушить Советский Союз. Немецкие военачальники надеялись на лёгкую и быструю победу (запись в тетради).

         (Слайд 5) 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования в состав которой вошли И.В. Сталин, В.М. Молотов,                 С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н.Г. Кузнецов, Г.К. Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен И.В. Сталин.

 Задание: Соотнесите имена и портреты главнокомандующих

(Слайд 6) Первые удары захватчиков приняли на себя пограничники Брестской крепости. Малочисленный гарнизон героически оборонял границы в течение целого месяца до последнего патрона. Когда патроны закончились, бойцы пошли в рукопашный бой. Своей кровью на стене внутри крепости один из защитников написал: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»

Оборона Брестской крепости -  яркий пример патриотизма и массового героизма советских воинов (Одно из произведений о защитниках Брестской крепости - повесть Б. Васильева «В списках не значился»).

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

В первые же дни войны поэт Василий Лебедев-Кумач написал   стихотворение, которое было опубликовано 24 июня в газете «Известия».   На следующий день композитор Александр Александров написал к нему музыку, а уже через день эта песня в исполнении ансамбля песни и пляски Красной Армии звучала на Белорусском вокзале, откуда уходили на фронт эшелоны с солдатами. Эта песня стала своеобразным гимном Советского Союза в годы ВОВ. Кто знает, о какой песне идет речь?  

         (Слайд 7 - Звучит «Священная война»);  (Слайд 8 - запись в тетради)

 Преподаватель ИСТОРИИ

Блокада

(Слайд 9-11) Советские войска яростно сопротивлялись, несли огромные потери, но не могли остановить противника. К зиме 1941 года немецкие войска овладели Прибалтикой, Молдавией, Украиной, Белоруссией, окружили и блокировали Ленинград.

Самой продолжительной битвой за все годы ВОВ явилась битва за Ленинград, которая длилась 1125 суток с июня 1941 г. по 9 августа 1944 г. 

В сравнении укажем, что Московская и Сталинградская  битвы продолжались 200 суток, битва за Днепр - 121, Курская - 50, а битва за Берлин - всего 13 суток. И лишь битва за Кавказ была дольше - 472 дня и ночи, но и она почти в 2 раза короче, чем Ленинградская (запись в тетради).

Осада Ленинграда длилась 900 дней. Люди умирали один за другим, особенно тяжело было пережить блокаду детям. За время блокады от голода умерло свыше  641 тыс. жителей, десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации. Но город выстоял!

27 января 1944 г. было освобождено более 700 населенных пунктов, враг был отброшен от Ленинграда по всему фронту на 65-100 км. Эта дата – День воинской славы России - олицетворяет собой невиданные в истории стойкость, мужество, массовый героизм ленинградцев (запись в тетради).

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

         (Слайд 11) В начале войны (1941-1942 гг.), эвакуировавшись из Ленинграда,  Анна Ахматова написала стихотворение «Мужество», вошедшее в цикл «Ветер войны» (запись в тетради):

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Это мощное по воздействию стихотворение звучит как клятва, недаром многие его заучивали и переписывали друг у друга на фронте и в тылу.

Автор подчеркивает: именно речь является тем, что объединяет всех советских людей. Защищая «великое русское слово», мы защищаем Родину!

О блокаде Ленинграда написаны произведения: Александр Крестинский «Мальчики из блокады», Ольга Берггольц «Дневные звезды», Алесь Адамович «Блокадная книга» и др.

Преподаватель ИСТОРИИ

Оборона Москвы

(Слайд 12-13) Среди крупнейших событий Второй мировой войны  великая Битва под Москвой занимает особое место!

Проблемный вопрос:  Почему Битва под Москвой имеет особое значение?

 

Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия потерпела первое серьезное поражение. В сражениях под Москвой был окончательно похоронен Гитлеровский план «Блицкрига», перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о непобедимости гитлеровской армии.

Про битву за  Москву нам расскажет студент Мочалов Мирослав:

 «30 сентября 1941 г.- апрель 1942 г. – Битва за Москву (запись в тетради).

30 сентября началось наступление гитлеровцев на Москву. Эта операция получила название «Тайфун». Им удалось прорвать оборону и окружить 6 армий. В плену оказалось 663 тыс. чел. Чтобы остановить наступление, укреплялась линия обороны, подтягивались резервные войска. Несмотря на все эти меры, враг к середине ноября вплотную подошел к столице.                      20 октября в Москве было введено осадное положение. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников Родины наступление немцев в первых числах ноября было остановлено. Однако в середине ноября оно было возобновлено. Особо отличалась 316 – я стрелковая дивизия во главе  с генералом И.В. Панфиловым. Легендарным стал подвиг группы панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым, надолго задержавшим около 30 танков противника. Всю страну облетели слова Клочкова, обращенным к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва!» К концу ноября войска  Западного фронта получили значительное подкрепление из восточных районов страны. 

5-6 декабря началось контрнаступление советских войск под Москвой. (Командующие - генералы И.С. Конев, Г. К. Жуков, маршал С.К. Тимошенко). В ходе наступления советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен на 100-250 км  от Москвы. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе  Второй мировой войны. В итоге  в конце декабря положение в основном стабилизировалось. Попытки наступления в этом направлении советские войска предприняли до конца апреля 1942 г. Победа под Москвой стала началом поворота в ходе войны».

        (Слайд 14) Соотнесите имена героев и их подвиги

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

Это событие отражено в произведениях: «Волоколамское шоссе» Александра Бека, «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Меч над Москвой» Ивана Стаднюка и др.

         (Слайд 15) Писатель-фронтовик Константин Воробьев написал свою повесть «Убиты под Москвой» уже в 1961 г.  Белослав Жемарчук прочитал эту повесть и поделится с нами своими впечатлениями (запись в тетради).

         (Слайд 16) С повестью Некрасова перекликается стихотворение, написанное поэтессой-фронтовичкой, с семнадцати лет работавшей санитаркой в госпитале, а затем и на фронте, Юлией Друниной, «На носилках, около сарая…» (запись в тетради). Это трогательное стихотворение напоминает нам, какую цену пришлось заплатить нашему народу, чтобы выстоять и победить; в нем также поднимается тема памяти. Прочтет стихотворение наизусть Катерина Алексеева.

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила... 

Преподаватель ИСТОРИИ

Сталинградская битва

(Слайд 17-19) Сталинградская битва, одна из величайших битв ВОВ, явилась поворотным событием в ходе второй мировой войны.

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон (запись в тетради).

 

Об основных событиях этой битвы нам расскажет Гитерман Артем: «Победа над Москвой породила у советского руководства иллюзию о быстром разгроме немецких войск. Сталин поставил задачу перед Красной Армией: переход в общее наступление. Против выступил только Г.К. Жуков. Он справедливо полагал, что для этого нет подготовленных резервов. Впоследствии это привело к неудачам советских войск, также имелись стратегические ошибки руководства.

Весна - осень 1942 г. -  неудачи Красной Армии (запись в тетради).

К весне 1942 г. перевес по-прежнему находился на стороне германских войск. В июне 1942 г. они перешли в наступление против Брянского и Юго-Западного фронтов. Юго-западное направление оказалось недостаточно защищено от врага, поскольку советское командование считало, что противник нанесет удар по Москве.

Уже к середине июля 1942 г., советскому командованию было ясно, что враг рвется к Волге в районе Сталинграда, стремясь захватить важный стратегический пункт  и крупнейший промышленный район страны. Сталинград стал центром грандиозной битвы на Волге, развернувшейся на площади 100 тыс. кв. м.!!!

Хронологические рамки: июль 1942 - февраль 1943 гг. - Сталинградская битва.

28 июля Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад!». Он запрещал самовольное оставление позиций под угрозой расстрела.

Замысел врага состоял в прорыве на Кавказ и захвате нефтяных месторождений. Создалась непосредственная угроза Сталинграду. В начале сентября в разрушенном до основания Сталинграде завязались уличные бои. Но упорное мужество советских защитников сделало невозможное: к середине ноября наступательные возможности немцев иссякли. Немцы  не смогли занять город. Красной армии удалось окружить до 330 тыс. солдат и офицеров противника. В феврале 1943 г. Красная армия разгромила мощную группировку противника, взяв в плен 91 тыс. чел. В плен попал сам генерал – фельдмаршал Паулюс.

Победа Красной армии означала катастрофу для Вермахта и ознаменовала коренной перелом в ходе войны. Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли».

         (Слайд 20) В Германии был объявлен траур, а весь мир ликовал и праздновал победу советской армии. На слайде – Родина-мать - центральная фигура мемориала на Мамаевом Кургане в Волгограде.

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

Об этом сражении написаны произведения писателем-фронтовиком Виктором Некрасовым «В окопах Сталинграда»,  специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» в годы войны Василием Гроссманом «Жизнь и судьба», Михаилом Алексеевым «Мой Сталинград» и др.

         (Слайд 21) Один из эпизодов Сталинградской битвы отражен в романе писателя-фронтовика Юрия Бондарева «Горячий снег», написанном в 1970 году. Об этом романе поделится своим мнением Дмитрий Быков (запись).

Преподаватель ИСТОРИИ

Курская дуга

Поражение немецко-фашистских войск в Сталинградской битве подорвало военную мощь и дух армии и населения Германии, ее престиж в странах- сателлитах (государство, формально независимое, но находящееся под политическим и экономическим влиянием другого государства и пользующееся его протекционизмом на международной арене). Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха, овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление, разгромив основные силы Советской Армии, и сосредоточило свои силы под Курском.

         (Слайд 22-23) Еще один ключевой момент в истории Великой войны - это Курская битва, о которой нам расскажет  Наумова Елена:                               «Курская битва является переломным центральным событием Великой Отечественной войны и гигантским танковым историческим боем.                            Битва на Курской дуге продлилась 50  суток.                                                                                           Всего под Курском было сосредоточено 50 дивизий противника. Танковая армия была вооружена новыми видами техники - танками «Тигр» и «Пантера». Немецкий план операции «Цитадель» предусматривал срезать Курскую дугу ударами немецких войск с севера и с юга и окружить советские войска.                                                                                               Координацию советских фронтов в Курской дуге осуществляли маршалы     Г. Жуков и А. Василевский (запись в тетради).                                                     Немцы собирались использовать фактор внезапности, однако советская разведка точно определила день и час начала наступления, после чего командующий центральным фронтом – К.К. Рокоссовский принял решение об упреждающем ударе. За несколько минут до начала немецкого наступления советские войска открыли  шквалистый огонь по изготовившемуся к атаке противнику. В результате враг понес большие потери и смог начать наступление лишь спустя несколько часов.

Каждая грандиозная  битва ВОВ  сопровождается героизмом, стойкостью и мужеством наших солдат. В Курской битве героическими поступками отличились Кожедуб Иван -  один из трех трижды героев Советского Союза. За время сражения под Курском он сбил пятнадцать вражеских самолетов на своем истребителе. Маресьев Алексей в предыдущем сражении, после падения самолета, обморозил ноги, но добился разрешения летать с протезами. Он принимал участие в сражениях под Курском в качестве заместителя командира эскадрильи. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг Маресьева был описан в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Горовец Александр - единственный летчик, уничтоживший в одном бою 9 самолетов противника, сам погиб смертью храбрых.

12 июля 1943 г.  советские войска перешли в контрнаступление. В этот же день в районе  деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение, в котором участвовало  1200 таков. Оно закончилось победой советских танков! В этот день наступил перелом в ходе всей Курской битвы. Устремившись в наступление, Красная Армия 5 августа освободила Белгород и Орел, и в Москве в этот день был произведен первый в истории Великой Отечественной войны победный салют.

В Курской битве немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3,7 тыс. самолетов (запись в тетради).

Курская битва закончилась важным успехом советских вооруженных сил. Последнее крупное наступление немцев закончилось провалом. Красная Армия окончательно овладела стратегической инициативой».

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

 Произведения о Курской битве: Борис Полевой - «Повесть о настоящем человеке», Анатолий Ананьев - «Танки идут ромбом», Михаил Алексеев - «Солдаты» и др.

А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями, соединяя то, что разорвала безжалостная война. Сколько приходилось ждать матерям, детям и женам весточки с фронта!                   И даже когда уже не было надежды, они все равно ждали и верили…

          (Слайд 24) Именно об этом написал замечательное стихотворение «Жди меня» летом 1941 года Константин Симонов, писатель и поэт, в годы войны служивший военным корреспондентом и испытавший тяготы войны на собственном опыте. Стихи прочтет Андрей Манохин (запись в тетради).

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня

Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Конечно, такие стихи проникали прямо в душу, их заучивали наизусть, переписывали друг у друга, и вскоре стихи стали песней. Таких проникновенных песен было много: о любви и верности, о дружбе и взаимовыручке, например, (какие вы знаете?) «Синий платочек» Якова Галицкого, «В землянке» Алексея Суркова, «Темная ночь» Владимира Агатова, «Три танкиста» Бориса Ласкина, «Вечер на рейде» Александра Чуркина и др.

Преподаватель ИСТОРИИ

Берлинская операция

(Слайд 25-28) Берлинская наступательная операция стала одной из самых последних операций Великой Отечественной войны и одной из самых известных. В ходе неё Красная Армия взяла столицу Третьего рейха - Берлин, разгромила последние, самые мощные силы противника и принудила его капитулировать.                                                                                   Хронологические рамки Берлинской операции:  16 апреля 1945 г. -                  8 мая 1945 г. (запись в тетради).                                                                                                                          На столицу Германии устремились войска 1-го Белорусского (маршал Г.К. Жуков), 2- го Белорусского (маршал К.К. Рокоссовский), 1-го Украинского  (маршал И.С. Конев) фронтов общей численностью 2,5 млн. человек.                           30 апреля бойцы 150-й дивизии М.А. Егоров, М.В. Кантария, и                          А. Берест водрузили над рейхстагом Красное знамя победы. В 00:43 по Московскому времени 9 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Великая Отечественная война окончилась.                                  24 июня 1945 на Красной  площади состоялся Парад Победы.

5. Рефлексия

Преподаватель ЛИТЕРАТУРЫ

Все дальше, год за годом, уходят в историю военные огненные годы. Но никогда в памяти народной не изгладится великий подвиг солдат, защитивших родную землю, нас с вами, обеспечивших нам свободное будущее. Прошло уже 72 года, но мы вспоминаем снова и снова, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», доказательством чего являются поздравления ветеранов, возложение цветов к Вечному Огню, шествие Бессмертного полка, парады, массовые праздники и салют в День Победы. А мы с вами вспомнили об этом сегодня на уроке.

    (Слайд 29) Поэт Роберт Рождественский в 1962 году написал поэму «Реквием» (заупокойная месса в католической церкви, перен.- заупокойный ритуал), в ней с особой силой звучит тема памяти; отрывок из нее предлагаю послушать как завершение нашего урока. Прочтет наизусть Маша Насуппа (запись в тетради).

Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

     просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

     помните!

Песню свою

        отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

          не споет,—

помните!

Детям своим

          расскажите о них,

чтобы

запомнили!

Детям

    детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

       бессмертной

               Земли

помните!

К мерцающим звездам

          ведя корабли,—

о погибших

помните!

Встречайте

          трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

     войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

          через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

               никогда,—

заклинаю,—

помните!

        (Слайд 30-31) Итогом нашего урока станет письмо ветеранам, в котором каждый из вас попытается выразить свои чувства к ним, свою благодарность, свои пожелания. И пусть они не прочтут эти письма, зато ваши искренние слова и чувства станут частью вечной памяти потомков (примерное начало письма: «Дорогие ветераны ВОВ! Мы хотим сказать вам…»).

6. Домашнее задание. Оценки

Составьте буклет (подготовьте презентацию) о событии или герое ВОВ, используя стихи и цитаты из произведений о ВОВ.

Оценки по истории:  

Оценки по литературе:

(Использованы песни: «Священная война» - стихи Василия Лебедева-Кумача, музыка Александра Александрова; «Вечный огонь» - стихи Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака; «Журавли» -  стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева,  музыка Яна Френкеля.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Выходили на берег Катюши.." для урока истории в 9-х классов, посвященных Великой Отечественной войне

Данную презентацию можно использовать для уроков, посвященных  ВОВ. Презентация посвящена истории создания легендарной Катюши...

Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

Цель: - знать и понимать события отечественной истории;            - воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.Задачи:...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне «Память на все времена»

Воспитание у подростков патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих предков....

Методическая разработка занятия с использованием инновационных технологий по дисциплине «Русский язык» на тему «Типы речи» (на материале, посвященном Великой Отечественной войне)

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока-исследования по теме «Типы речи», составленная на материале, посвященном Великой Отечественной войне.Данная рекомендация по прове...