Методическая разработка по литературе "Пришвинское родственное внимание к природе"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

Материал предназначен воспитанию нравственного отношения к природе на примере текстов М.М.пришвина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvinskoe_rodstvennoe_vnimanie_k_prirode.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урока литературы в 6 классе по теме «Пришвинское родственное внимание к природе»

Цели: Создать условия для

  • формирования  умения выразительного чтения, выборочного пересказа текста, опираясь на личные впечатления учащихся, развивать словесное рисование, внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой;
  • развития интереса к обучению, творческого  подхода  к анализу произведения, интереса  к творчеству писателя;
  • формирования  любви к природе и личностного восприятия прочитанного.
  • формирования  практических речевых навыков и коррекции  речи учащихся

Оборудование: 

  • Портрет М. М. Пришвина (1873-1954)
  • Эпиграф:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

А.С.Пушкин

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Писатели и поэты всех времен  часто обращаются к теме «человек и природа». Они воспринимают природу, как огромную эстетическую ценность, как источник прекрасного для человека, как нечто вечное.

Однако уже в половине 20 века многие писатели сумели увидеть, что природе грозит опасность. Развитие науки и техники, утрата многих нравственных ценностей привели к тому, что человек, пытаясь овладеть природой и использовать ее в практических целях, поставил ее на грань гибели, тем самым создав угрозу и своему собственному существованию.

В произведениях наших лучших прозаиков, пишущих о природе, звучит как сигнал бедствия, как крик о помощи. Будет ли он услышан?

- Ребята, вы живете в селе. Вы очень близко соприкасаетесь с миром природы. Слышите ли вы крик о помощи? Расскажите ваши наблюдения.

( Подрубленное дерево, выпавший из разоренного гнезда птенец, собака, потерявшая щенка…)

- Какие произведения писал М.М.Пришвин? О чем они? Как автор раскрывает тему «человек и природа»?

2. Целеполагание. 

Какую цель вы поставите, анализируя произведения М.М.Пришвина?

Цель: понаблюдать, как говорит об этой проблеме Михаил Михайлович Пришвин; понять тексты автора, создать свой текст на эту тему.

3. Работа по теме урока.

- Пришвин (1873—1954) писал о природе всю жизнь и во всех своих книгах. Он проник в самые сокровенные тайны природы. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».

 «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю», писал он.

- Какие вопросы ставит Пришвин в своих миниатюрах?

- Чем является природа для человека?

- Каким она его делает?

- В чем ее воспитывающее воздействие на человека?

- Каково влияние человека на природу?

Пришвин много думал о воспитывающем, облагораживающем воздействии природы на человека.

По Пришвину, между человеком и природой должно установиться своего рода взаимопонимание, взаимодействие. Пришвин настаивает на необходимости даже некоего душевного контакта между человеком и природой. Сам писатель имел такой контакт в полной мере, и он делал его счастливым.

- Какое животное в произведении «Кладовая солнца» показывает любовь и уважение автора?

( Собака Травка)

- Почему собаки часто являются  героями его произведений?

(Собаки  относятся к числу его любимых героев.)

«Дело преобразования природы виднее всего по домашним животным, и особенно по собакам. И не прямо надо смотреть на собаку, а по собаке видеть, насколько же сам, изменяя природу собаки в лучшую сторону души человеческой, он изменил свою собственную природу», - писал Пришвин.

- Найдите те места в сказке-были «Кладовая солнца», где дается описание Травки.

 - Какими чертами наделяет автор собаку Травку.

(Автор наделяет ее человеческими чертами. Так, почуяв след зайца, Травка совсем по-человечески озадачилась:

...идти ли ей по следам русака на Слепую елань, куда тоже пошел след одного из маленьких людей, или же идти по человеческому следу, идущему вправо, в обход Слепой елани (V, 26).

- Кем является Травка для человека?

(Травка - настоящий друг человека, она изумляет своей преданностью, чуткостью, своим умом. Травка не только спасает Митрашу от смерти - она помогает ему стать более мужественным, умным, чутким)

- У Пришвина всегда были собаки. Сохранилось много их фотографий. Автор создал множество их литературных портретов.

- Выразительно прочитайте текст.

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

— Лада,— сказал я,— надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

— Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе,

Она потянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

 - О чем написан этот рассказ?»

 ( Он о собаке, которая заболела, об отношении человека к братьям нашим меньшим; о том, что человек должен быть добрым и внимательным к животным, помогать им.)

- Определить основную мысль текста:

«Значит, через мою ласку ей силы прибавилось».

Главное для больного, обиженного, несчастного ребенка или животного — ласка, поддержка, одобрение, участие.

А это и есть самое ценное в нашей жизни.

- Озаглавьте текст:

«Моя Лада», «Добрый поступок», «Лада заболела», «Ладе нужна помощь» и др.

- Сравните с авторским («Глоток молока»)

- Почему автор употребляет слово молоко? Какой внутренний смысл?

 - Составьте ассоциативный ряд к этому слову (тепло, добро, материнское молоко,  родство, любовь, молочные братья)

- Составьте предложения со словом молоко и родина

 ( Впитывал любовь к родине с молоком матери)

- Как понимаете смысл этого предложения

- Найдите синонимы в этом тексте (есть - кушать). Какое их значение, где употребляются, чем различаются?

- Расскажите о  знаках препинания при прямой речи. Проиллюстрируйте примерами из текста.

- Какое значение имеют приставки в словах (погладил, заиграла).

Вывод: Что дает человеку общение с природой?

Общение с природой помогает человеку расти духовно, воспитывая в нем доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие.

- Пришвин очень внимательно относится к природе. И то, что он видит в природе, он хотел бы видеть в людях. Словосочетание родственное внимание как нельзя лучше передает это отношение (ср.: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание»). «Родственным вниманием» к природе буквально пронизаны все рассказы Пришвина о природе, такие, например, как «Золотой луг», «Гаички», «Еж», «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор» и, конечно, знаменитая сказка-быль «Кладовая солнца».

Пришвин настолько слит с природой, что ему в ней ведомо все: он понимает язык птиц, проникает в мысли и чувства животных - и это нас ничуть не удивляет. Вот он с мягким юмором рассказывает нам о «разговоре» двух маленьких птичек-гаичек, а вот красавец тетерев в «Кладовой солнца» крикнул, подпрыгнул: « —Чуф, ши!» И Пришвин нам тут же объясняет: «По-тетеревиному «чуф» — скорее всего, значило «солнце», «ши» — вероятно, было у них наше «здравствуй».

4. Работа с миниатюрами Пришвина.

Задание. Как автор передает «родственное отношение» к природе? Какие языковые средства использует? Нарисуйте словесную картину прочитанной миниатюры.

  1. Миниатюра «Березы».

Пришвин считает, что надо только уметь выбрать в природе что-то и любовно рассмотреть, приблизиться к этому выбранному душевно - и обогатится твоя душа. 

Так облюбовал Пришвин «две небольшие сестры-березки». И вот -

«... не знаю верно: я ли, человек, вдохнул в них свою душу, или, напротив, рассмотрев и подняв их своим родственным, я поправил себя и открыл их собственную душу».

И еще:

«...много чудесного вижу я в этих березах и часто думаю о дереве, существующем независимо от меня и даже расширяющем мою собственную душу при сближении».  (III, 384).

  1. Миниатюра «Ромашка».
  2. Рассказ «Красные шишки»:

— Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

И они отвечают, что благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины...

4.Рассказ  «Еж».

- Передайте основное содержание текста

 Пришвин нашел в лесу ежа и принес его домой; он любовно наблюдает за ежом и старается превратить комнату в «лесную полянку», чтобы ему было хорошо и привольно. Еж принял, как полагает автор, настольную лампу за луну, а «при луне ежи любят бегать по лесным полянкам».

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были как стволы деревьев... Шуршащая на полу газета выполняет для ежа роль листвы; еще и ручеек ему автор устроил, когда заметил, что еж хочет питы

...принес ведро с водой, и то налью воды па тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек подплескивает.

— Ну, иди, иди,— говорю,— видишь, я для тебя и луну устроил, и облако пустил, и вот тебе вода (III, 513-514).

- Откуда автор знает такие мельчайшие подробности?

- Почему многие из произведений написаны от первого лица? (Автор рассказывает именно о себе, о своих наблюдениях над природой)

- Благотворное воздействие природы на человека в представлении Пришвина настолько велико, что в свои сравнительно молодые годы именно ей он отводил «решающую роль в воспитании людей будущего», как об этом свидетельствуют воспоминания К. Н. Давыдова:

По достижении, скажем, восьми девяти лет их [мальчиков] воспитание должно быть предоставлено природе. У меня проект: свезти своих мальчуганов на Памир и там их оставить на попечение природы. Там они придут в соприкосновение с туземцами и будут принуждены так или иначе приспособиться к жизни в природе...

Пришвин писал только о том, что видел и пережил сам. Он обошел, а позднее объехал всю страну - с удочкой и фотоаппаратом в руках. Он записывал все, что видел, записывал везде и всегда -  на охоте и на рыбалке, в лодке или на пеньке -  на листках блокнота и на спичечном коробке. Зрение у писателя безошибочно острое.

Вот еще одна миниатюра:

5.Разговор деревьев.

Почки раскрываются шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит прозрачная большая капля.

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнить, как бывало забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

- Что мы видим и чувствуем вслед за автором?

( Видим картину распускающихся почек и чувствуем запахи растертых почек)

- Выпишите  имена существительные с необычными эпитетами-определениями (ягодки блестящие, чернолаковые; почки шоколадные, с зелеными хвостиками).

- Какой художественный прием здесь используется? (инверсия)

- Обратимся к следующему абзацу и остановимся на его середине:

Вечер теплый, и такая тишина, словно должно в такой тишине что-то случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза...

- Попытайтесь продолжить этот рассказ.

Варианты детей.

- Как автор описывает ягоды в седьмой главе «Кладовая  солнца».

Вот черника, например:

…стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком.

А вот костяника:

…красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе.

Про клюкву же сказано:

…когда тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками... можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

- Почему такое яркое художественное описание?

(Каждая ягодка для художника Пришвина - маленькое чудо, драгоценность.)

6. Миниатюра «Эолова арфа»

Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.

- Какими словами выражено восхищение автора? Назовите выразительные средства.

- Послушайте обращение Пришвина к детям.

7. Моим молодым друзьям

 «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

«Наш идеал – это дедушка Мазай, - писал Пришвин, обращаясь к молодым друзьям. – Наша молодёжь должна идти в охоте по этому трудному пути образования себя самого от простого охотника до охотника – охранителя природы и защитника своей Родины». Так тема природы в творчестве писателя переходит в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма. «Родина, как я её понимаю, - записал М.М.Пришвин в своём дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – все, что я сейчас люблю и за что борюсь»

Подведение итогов:

Задание на дом: Написать свою миниатюру или провести анализ миниатюры Пришвина (Кошка просит есть у человека, сидящего за столом (доброго, злого, равнодушного).  Старая мать просит помощи, понимания у …

Я прошу помощи, понимания  ( у кого ты будешь просить, к кому обратишься?)

Приложение

М.М.Пришвин. Рассказы.

Черёмуха   

 Сочувствуя поваленной березе, я отдыхал на ней и смотрел на большую черемуху, то забывая ее, то опять с изумлением к ней возвращаясь: мне казалось, будто черемуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зеленого шума, одежды: да, среди серых еще не одетых деревьев и частых кустов она была зеленая, и в то же время через эту зелень я видел сзади нее частые белые березки. Но когда я поднялся и захотел проститься с зеленой черемухой, мне показалось, будто сзади нее и не было видно березок. Что же это такое? Или это я сам выдумал, будто были березки, или. или черемуха оделась в то время, как я отдыхал.

Песня воды

    Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это – вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

Красные шишки

    Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.

    В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.

    – Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

    И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.

    Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

Ель и березка

    Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.

У старого пня

    Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.    Старые умершие деревья, их огромные старые пни окружаются в лесу полным покоем, сквозь ветви падают на их темноту горячие лучи, от теплого пня вокруг все согревается, все растет, движется, пень прорастает всякой зеленью, покрывается всякими цветами. На одном только светлом солнечном пятнышке на горячем месте расположились десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы... Вокруг высокие папортники собрались, как гости, редко ворвется к ним самое нежное дыхание где-то шумящего ветра, и вот в гостинной у старого пня один папортник наклонился к другому, шепнет что-то, и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

Осенняя роска

    Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

Рябина краснеет

    Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.

Начало осени

    Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

    Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное - петух. Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная , как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.

Ветреный день

    Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли

Деревья в лесу

    Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

    В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

Список использованной литературы

  1. Никитина М.П. Журнал «Литература в школе» №2- 2000.
  2. Пришвин М.М. Рассказы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий по охране природы.

ОглавлениеРазработка занятия для детей среднего школьного возраста «Меньше мусора - меньше проблем!»Занятие по профилактике табакокурения «Вы рискуете своими лёгкими»Социальный проект «Изучение ...

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Методическая разработка урока по теме « Этажи природы» курса экологии в 5 классе.

Разработка урока экологии в 5 классе в структуре ФГОС ООО.Урок входит в состав раздела  «Группы живых организмов»....

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Жалобная книга природы Алтайского края"

Данная методическая разработка составлена для внеклассной работы со школьниками старших классов. В представленном материале содержится меньше развлекательной информации и больше достоверных сведений и...