Проект "Леонида Семаго"
проект по литературе (7 класс) на тему

Татьяна  Вениаминовна Сычева

Полякова Софья Андреевна

Исследовательская работа

«ЛЕОНИД СЕМАГО -  «ПОЭТ ЛЕСА

 

 

                                                  Руководитель:

                                                  Сычева Татьяна Вениаминовна,

                                                  учитель русского языка и литературы

                                                  МБОУ Бутурлиновская СОШ,

                                                  7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonid_semago.pptx1017.17 КБ
Файл issledovatelskaya_rabota_po_literature_leonid_semago.docx519.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «ЛЕОНИД СЕМАГО - «ПОЭТ ЛЕСА»» Выполнила: обучающаяся 7 «А» класса МБОУ Бутурлиновская СОШ Полякова Софья

Слайд 2

Цель : изучить творчество Л. Л. Семаго, как человека, который всю жизнь воспевал красоту родного Воронежского края, выступал в её защиту. Задачи: - исследовать биографию и творческую деятельность Леонида Леонидовича Семаго; - изучить информацию из различных источников; -провести социологический опрос; - через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством Л.Л. Семаго.

Слайд 3

Воронежский край – край замечательных людей, которые своим повседневным трудом украшали родную землю. Немало среди них и тех, кто прославил наш край на всю страну и на весь мир. При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями передо мной неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное.

Слайд 4

Леонид Леонидович Семаго (1928 г.-2008 г.)

Слайд 5

Автор около 150 научных работ (в том числе монографии «Птицы юго-востока Черноземного центра»), а также многочисленных научно-популярных книг: «Очерки живой природы» «Сто свиданий с природой», «Аристократы неба», «Зеленая книга леса», «На речных берегах» , «Перо ковыля», «Черная щука» , «Гнездо над крыльцом» , «Золотая флейта», «Птицы России» , «Птицы», «Бежал по снегу еж».

Слайд 6

Всю жизнь Леонид Леонидович вёл дневники наблюдений, после его смерти их осталось 284. Рассказывая простым и доступным языком о том, что происходит в природе, о ее законах и явлениях, он открывал горожанам удивительный мир со своими бедами и радостями, с напряженными и сложными отношениями между его обитателями.

Слайд 7

Книга Семаго - это не энциклопедический словарь, не сборник статей. Это собрание очень содержательных рассказов человека, много лет лично наблюдавшего за птицами, сплавлявшегося по русским рекам, бродившего по лесам, степям и полям, встречавшего рассветы в тайге, но и в городе видевшего многое из того, что люди не умеют заметить.

Слайд 9

Оказывая большое эмоциональное воздействие, книга оставила глубокий след в моей душе . Она учит любить и беречь природу, в которой неповторимо и прекрасно каждое мгновение жизни.

Слайд 10

Заключение: Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы. На основании данного исследования я могу сделать вывод, что литературная жизнь воронежского писателя Леонида Леонидовича Семаго , действительно очень интересна и познавательна. Подробно изучив творческий путь Л.Л. Семаго, я узнала, что он прожил неспокойную, но достойную жизнь , оставил литературные произведения, научно-публицистические очерки о родной воронежской земле, был её защитником, благодетелем. Несомненно, имя Леонида Семаго не должно быть забыто, а его творческие работы должны издаваться, чтобы наши потомки знали, помнили и ценили своих воронежских писателей- пев цов родной природы, ценителей и открывателей красоты живого мира.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Полякова Софья Андреевна

Исследовательская работа

«ЛЕОНИД СЕМАГО -  «ПОЭТ ЛЕСА

                                                  Руководитель:

                                                  Сычева Татьяна Вениаминовна,

                                                  учитель русского языка и литературы

                                                  МБОУ Бутурлиновская СОШ,

                                                  7 класс


Содержание:

Введение                                                      стр. 2-3

Основная часть                                           стр. 4-9

Заключение                                                  стр. 10

Список  использованной литературы        стр. 11

Приложение                                                 стр.12-16

                                

Введение

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе, публицисте  Леониде Семаго.

Прежде чем начать исследовательскую работу, я провела  опрос среди обучающихся 7 «А» и 7 «В» классов. Знакомы ли они с творчеством писателя-земляка Л.Л. Семаго? Результаты опроса оставляют желать лучшего: только 2% опрошенных знакома эта фамилия, никогда не слышали – 75 %, хотели бы узнать – 20 %, не заинтересовались – 3 % (приложение рис.1 стр. 16). Это горько и обидно, ведь Л.Л. Семаго наш современник, наш земляк!

На уроках литературы мы знакомились с творчеством писателей и поэтов различных эпох, делали проект по литературному краеведению о творчестве поэтов и писателей Воронежского края. В процессе работы над ним я познакомилась с творчеством многих земляков. Но мое внимание  привлек Леонид Семаго. Раньше я ничего не знала о нем. Я познакомилась с его рассказами и они мне понравились, такие простые, доступные и интересные, которые воспевают красоту природы родного края: Шипову Дубраву, ее обитателей, бескрайние пшеничные поля.

Следовательно, тема моего проекта в наше время очень актуальна.

 Цель:
изучить творчество  Л. Л. Семаго, как человека, который всю жизнь воспевал красоту   родного   Воронежского края, выступал в защиту природы.

Задачи:

- исследовать биографию и творческую деятельность  Леонида Леонидовича Семаго;

- изучить информацию из различных источников;

-провести социологический опрос;

- через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством  Л.Л. Семаго.

Объект исследования: биография и творчество Л.Л. Семаго

Предмет исследования: произведения  Л.Л. Семаго

Теоретическая значимость:  знакомство с произведениями  Л.Л. Семаго.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Леонида Семаго.

В работе использовались различные методы исследования: 

- опрос

- метод изучения литературы и Интернет-ресурсов

Основная часть

“Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик – 
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.”

(Ф. Тютчев)

        Воронежский край – край замечательных людей, которые своим повседневным трудом украшали родную землю. Немало среди них и тех, кто прославил наш край на всю страну и на весь мир.

                Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

 При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями передо мной неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное.

(фото 1, 2 смотреть приложение стр. 13)

Но мне хотелось бы подробнее остановиться на творчестве удивительного  человека, которого современники называют «поэтом леса», нашего  земляка  

              Леонида Леонидовича  Семаго  (1928 г.-2008 г.)  (фото 3 см. приложение стр.14)

Семаго Леонид  Леонидович  родился 8 августа 1928 г. в Рязанской губернии. Мать, Надежда Григорьевна, была учительницей, отец, Леонид Иванович, — счётный работник. В 1930 г. семья переехала в г. Воронеж, ставший настоящей родиной для Леонида, где он прожил всю свою жизнь. В семье было трое детей. Когда младшему из них, Леониду, исполнилось 3 года, а старшему 7 лет, — отец умер. Троих детей мать поднимала одна.

В 1946 г. Леонид поступил в Ленинградский государственный университет на геологоразведочный факультет, однако крайняя нужда и голод не позволили продолжать учёбу, и Леонид решил вернуться домой, в Воронеж. Однако, оказалось, что мест на геологоразведочном факультете Воронежского госуниверситета нет, а есть только на биологическом, куда и пришлось подавать документы. Несмотря на то, что выбор профессии был почти случайным, биология оказалась призванием на всю жизнь.

 Автор около 150 научных работ (в том числе монографии «Птицы юго-востока Черноземного центра»), а также многочисленных научно-популярных книг: «Очерки живой природы» «Сто свиданий с природой»,  «Аристократы неба», «Зеленая книга леса», «На речных берегах» , «Перо ковыля», «Черная щука» , «Гнездо над крыльцом» , «Золотая флейта», «Птицы России» , «Птицы», «Бежал по снегу еж». (фото 4 см. приложение стр.15)

        Несколько поколений воронежцев были воспитаны на рассказах Леонида Леонидовича о природе в программе «Воронежские новости», которыми предварялись прогнозы погоды на областном телевидении в эпоху СССР. И нет, наверное, ни одного коренного жителя города Воронежа, кто хотя бы раз не видел его в роли блистательного рассказчика и автора неповторимого цикла телевизионных передач «Этот мир придуман не нами», выходившего в областной телеэфир в 1990-х годах. Задуманная им как незатейливые экскурсии в природу, то была серия из удивительных телефильмов, удостоенных всех возможных наград на международных, всероссийских и межрегиональных фестивалях и конкурсах экологических фильмов.

Рассказывая простым и доступным языком о том, что происходит в природе, о ее законах и явлениях, он открывал горожанам удивительный мир со своими бедами и радостями, с напряженными и сложными отношениями между его обитателями. С точки зрения телевизионного производства, то была нелегкая работа, ибо живая природа не умеет позировать. На съемках не все получалось так, как того хотелось бы создателям программы – автору, режиссеру и операторам, работавшими одной командой. Но нередко происходили и такие чудеса, словно сама природа желала раскрыть свои секреты перед этим человеком. Пугливые животные подпускали в себе съемочную группу на расстояние двух-трех шагов, редкие насекомые, как по зову автора программы, выползали из травы навстречу объективу, а птенцы тянули свои клювы к нему, словно к родной маме.

В конце июля 2008 года на Лесном кладбище Воронежа при большом стечении народа хоронили «Поэта леса», как за глаза называли выдающегося ученого-орнитолога и писателя, которого наш земляк Василий Песков сравнивал с такими известными натуралистами, как англичанин Даррелл и француз Кусто, почетного гражданина Воронежа Леонида Леонидовича Семаго, скончавшегося после тяжелой болезни и не дожившего какие-то две недели до своего 80-летия…

Он любил мир природы, и она отвечала ему взаимностью – это наяву видели все, кто близко знал Леонида Леонидовича. В его домашнем саду, больше похожем на джунгли, селились птицы, которые в Воронежской области вообще никогда не гнездятся. Рассказывают, в день его похорон, когда гроб вынесли из дома, в небе над ним с криками закружилась большущая стая стрижей – самых любимых его птиц, которых он называл властелинами неба. А он, по своему обыкновению, смотрел вверх, в небо, и по обыкновению добро улыбался земному миру, что покидал, уходя в мир вечности.

Всю жизнь Леонид Леонидович вёл дневники наблюдений, после его смерти их осталось 284.

        «Осиротела природа Черноземья…» - писалось в некрологах тех дней.

В камне ли, в бронзе – неважно! – Леонид Леонидович Семаго должен был встать с протянутой рукой, в которую люди, приходящие к его могиле, могли положить корм для птиц. А те прилетали бы к его руке, как то было при его жизни, и бесстрашно усаживались на нее, чтобы прощебетать на своем языке: «Здравствуй, добрый Человек!»

Мое знакомство с творчеством Леонида Семаго произошло случайно. Раскрыла  книгу ... И зачиталась:

А солнце уже поднялось за туманом, разогнало белесую мглу, и его первый луч сразу преобразил мир, вернув ему все краски, да еще добавив к ним сверкание искр в дождевых каплях. Тут же обрадованно свистнул-пискнул зимородок, бултыхнулся со столбика в воду, выскочил и помчался над рекой, сияя бирюзовой спинкой, словно синий огонек. Повис на месте, трепеща крыльями, у крайних лопушков, прицелился и, камнем упав в маленькое оконце среди круглых листьев, схватил одну из красноперок-маломерок, поднявшихся к первому лучу из зеленоватой глубины...

Эту птицу редко удается разглядеть вблизи, но с первого до последнего дня своего пребывания на реке она – самое яркое украшение тихих вод. Поселяясь в людных местах, зимородок осторожен и умеет, несмотря на яркость и пестроту оперения, оставаться незаметным. На маленьких реках с не затоптанными берегами он доверчив, открыто носит рыбешку в гнездовую норку, присаживается на кончики рыбацких удилищ, охотится возле лодок, где рыбаки прикармливают рыбу. Он даже нору может выкопать во дворе жилого кордона, если не найдет на приглянувшемся добычливом, рыбном месте с чистой водой и хорошими присадами для подкарауливания ни одного подходящего обрывчика.


Книга Семаго - это не энциклопедический словарь, не сборник статей. Это собрание очень содержательных рассказов человека, много лет лично наблюдавшего за птицами, сплавлявшегося по русским рекам, бродившего по лесам, степям и полям, встречавшего рассветы в тайге, но и в городе видевшего многое из того, что люди не умеют заметить.

 В этих рассказах много вещей, трогающих до слез или ужасно смешных. Меня, к примеру, очень рассмешил рассказ о домовых воробьях, особенно об их ухаживаниях, так напоминающих поведение мальчишек, которые проявляют внимание к понравившейся девочке,дергая ее за косички:

Повсюду в обиходе слывет домовый воробей чуть ли не самой драчливой и скандальной птицей. Хотя обычно за драки принимают шумное и торопливое токование, которое можно видеть и слышать в любой сезон чуть ли не каждодневно... 
...Это уличное "сватовство" тем быстрее и шумливее, чем больше птиц участвует в нем... Одновременное токование троих самцов да еще при десятке зрителей действительно похоже на драку без правил. Каждый дергает самку за крылья, за хвост, за перья спины. Та, никогда не проявляя благосклонности в открытую, едва успевает отбиваться, но, не выдержав столь напористого ухаживания, стремительно улетает.

Много забавного написано еще про воробьев. А как думаете, кто злейший враг воронов? Как ни странно, вороны. И в борьбе с воронами вороны используют свои исключительные аэродинамические преимущества:

Это одна из немногих птиц, кто может, не теряя высоты и скорости, лететь какое-то расстояние спиной вниз, махая крыльями как в нормальном полете.

Птицы - удивительные создания. Если бы мы не были так привычны к удивительному, мы бы поражались им точно так же, как если бы нам удалось видеть полет ангела. Тем и хороша
книга "Птицы" Леонида Семаго: он знает о стольких чудесах и все же не отвык удивляться.

Не меньше меня поразила «Зеленая книга леса». 

        Книга зовет в лес. И не только на встречу с природой, но и на встречу человека с самим собой: для того чтобы прислушаться к себе, нужна не просто тишина, а тишина внутренняя, то особое состояние умиротворения, равновесия душевных сил, которое можно обрести только наедине с природой. И тогда открываются человеку простые и великие истины, и тогда по-новому, свежо и мудро начинают звучать лучшие струны его души, сливаясь в своем звучании с дыханием леса.

        …Настроение у лисят было не из лучших, и с игрой не клеилось. За целый день подземного сидения они проголодались, а как начать охоту самим, не знали и словно боялись переступить границу утоптанного пятачка. Тени от деревьев слились в одну большую тень, значит, солнце опустилось ниже леса, и тогда вылетели все комары, которые прятались под крапивными листьями. Я корчил гримасы, жмурил глаза и дул на кончик носа, но комарам это даже нравилось.

Избавление пришло от самой лисы: она только раз тявкнула с коротким подвывом у меня за спиной, и лисята мгновенно исчезли под землей. Ждать их снова не было смысла, потому что мать перебежала поближе к норе и таким же манером тявкнула еще два раза. Она была так близко, что были четко видны щелочки зрачков в светлых глазах, тонкие стройные ноги, точеная мордочка; от плеч до кончика хвоста, как рваное рубище, ее покрывала клокастая зимняя шерсть. Взлаивая, лиса кружила неподалеку, недвусмысленно предлагая убираться. Пришлось подчиниться.

…Самым интересным была находка около лисьей норы огромной семьи лисичек, в то время как в лесу не было ни грибка. А тут под крыльями орляка и тремя цветущими любками будто специально были посажены свежие желтые грибки. Лисички около лисят.

        В очерках и рассказах Л. Л. Семаго все достоверно, но это все — не изложение подряд того, что видел наблюдатель, а строго отобранный с точки зрения ученого-биолога материал. И в то же время это не сухое, бесстрастное описание, а согретое проникновенным чувством любви к природе, родному краю, Родине, ибо «любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе» (К. Паустовский).

Это увлекательное повествование о тайнах леса, познав которые, человек обретает способность читать его зеленую книгу, бережно, с трепетом переворачивая страницы, каждая из которых дарит ему истинное наслаждение. (фото 5 см. приложение стр.15)

Оказывая большое эмоциональное воздействие, книга  оставила глубокий след в моей душе . Она учит любить и беречь природу, в которой неповторимо и прекрасно каждое мгновение жизни.

                                                                                                                                                                        

                               

  Заключение

Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

           На основании данного исследования я могу сделать вывод, что литературная жизнь воронежского писателя Леонида Леонидовича Семаго, действительно, очень интересна. Подробно изучив творческий путь Л.Л. Семаго, я узнал, что  он прожил неспокойную, но достойную жизнь. Он  оставил  литературные произведения, научно-публицистические очерки о родной воронежской земле, был её защитником, благодетелем.

            Несомненно, имя  Леонида Семаго  не должно быть забыто, а его творческие работы должны издаваться, чтобы наши потомки знали, помнили и ценили своих воронежских  писателей-певцов родной природы, ценителей и открывателей красоты живого мира.

 

Список    используемой литературы:


1. Дьякова, Л. Наука и жизнь// Воронежский курьер. – 2008Источник: "Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов", 

2. Воронежская энциклопедия. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. — Т. 2. — С. 416.

3. Тюрин В. Учебник доброты // Наука и жизнь. — 1991. — № 5.

4. Наблюдение как профессия (интервью с Л.Л. Семаго) // Воронежский курьер. — 20.04.2002.

5. Природа его жизни (интервью с Л.Л. Семаго) // Воронежский курьер. — 09.08.2003.

Интернет-ресурсы:

  1. Краеведческий Интернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject 19.30. 23.01.2017

  1. Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 17.30. 28.02.2017

ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\User\Desktop\img6.jpg

Фото 1

C:\Users\User\Desktop\slide_10.jpg

Фото 2

C:\Users\User\Desktop\semago.jpg

Фото 3

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

Фото 4

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

Фото 5

        

Рис.1

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство ПМПК по Семаго

Инклюзивное образование», выпуск 3 содержит методические материалы по технологии определения образовательного маршрута и определения условий включения (инклюзии) различных категорий детей с ограниченн...

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Н. Семаго, М. Семаго)

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ  ГОТОВНОСТИ  К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ(Н. Семаго, М. Семаго)...