Главные вкладки

    Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по литературе
    учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

    Кузьмина Светлана Анатольевна

    ЕГЭ по литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sp-litt.docx55.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16

    Вопрос

    Произведения

    Обоснование для сопоставления

    Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе

    Можно ли утвер-
    ждать, что именно
    духовное, а не ма-
    териальное богат-
    ство важнее для
    человека и что сближает эту тему
    и Петрушу Гринё-
    ва из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    А.И. Солжени-
    цын «Матрёнин двор»

    Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу

    В.П. Астафьев
    «Царь-рыба»

    Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей.

    В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу,
    а Игнатьич — человека. Причём характер человека испытывается
    на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти

    Тема «маленького человека»

    Можно ли утверждать, что психологический тип «маленького человека», о котором рассказывает Ф. Достоевский
    в своих произведениях, занимает одно из основных мест в русской литературе?

    А.П. Чехов «Смерть чинов-
    ника»

    Гибель героя производит в рассказе эффект не только комиче-
    ский, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями
    добровольного, упорного самоунижения человеческого в чело-
    веке. Таким образом, в рассказе описан не единичный случай,
    а дан психологически обоснованный тип общественного поведе-
    ния

    «Хамелеон»

    В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают
    насмешку и презрение

    Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения

    В каких произведениях русских писателей затронута тема гибели человеческой
    души и нравствен ного оскудения и в чём они перекликаются с по эмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

    А.П. Чехов
    «Ионыч»

    Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности
    врача — подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через три основные
    черты: внешность, отношение к работе, материальное благополу-
    чие. Чехов выделил три основные причины превращения героя в
    обывателя:

    • среда, в которой жил Старцев, не только не давала почвы для развития, для продвижения вперёд, она отравляла его своим ядом;
    • «двигаться вперёд в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь»;

    по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали,
    он их избегал

    М.Е. СалтыковЩедрин «Госпо-
    да Головлёвы»

    В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» пока-
    заны «мёртвые души» на более поздней стадии их разложения.
    Разложение помещичьего класса представлено в форме истории
    морального вымирания одной семьи. Распад связей в области се-
    мейно-родственных отношений, где даже от порочной личности
    естественно ожидать некоторое проявление человечности, сати-
    рик избирает в качестве одного из самых убедительных свиде-
    тельств нравственного падения и обречённости своих героев.
    Головлёвщина — это саморазложение жизни, основанной на
    паразитизме, на угнетении человека человеком. От главы к главе
    рисует М.Е. Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных

    увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты
    бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерёдно каждого из своих сыновей — Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко всё большему разрушению личности. Образ Иудушки Головлёва — символ социального и морального распада дворянства

    Символические образы в русской литературе

    Символика в русской литературе.
    Для чего русские
    писатели использу-
    ют этот приём в своих произведениях?

    А.А. Блок «Две-
    надцать»

    В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении.

    Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе

    А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи
    Раневской и Гаева. Вишнёвый сад — объект продажи и объект
    дохода, объект любования (цветущий, плодоносящий)

    И.А. Бунин
    «Господин из
    Сан-Франциско»

    Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь
    в отеле «со всеми удобствами». Режим дня по сигналу трубы,
    танцующая пара, изображающая любовь за деньги. Символ стихии, природы, противостояния цивилизации — океан, утёс Дьявол, с горящими глазами как будто следящий за кораблём. Образ капитана символизирует чудовищность, грузность идола. Безымянный главный герой — олицетворение человека буржуаз-
    ной цивилизации. Символические образы «искусственной и естественной» жизни пассажиров «Атлантиды»

    Тема смерти в русской литературе

    В каких произве-
    дениях русской литературы затрагивается тема безнадёжности, смерти?

    М. Горький
    «На дне»

    Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человече-
    ства, которое к началу XX века потеряло веру в бога, но ещё не
    обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности,
    отсутствия перспективы

    И.А. Бунин
    «Чистый поне-
    дельник»

    И.А. Бунин был убеждён, что сила и богатство чувства жизни
    пропорциональны силе ощущения смерти. Герой, в сознании
    которого нет места мысли о неизбежном конце, отличается пора-
    зительно скудным и бедным миром чувств, лишённым прекрас-
    ных и грозных тонов, присущих жизни людей. Рассказ назван
    «Чистый понедельник», потому что именно в канун этого святого
    дня произошёл между влюбленными первый разговор о рели-
    гиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной

    привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам,
    веселью. Отказ от светских радостей ради монашеской обители
    свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что её окружало. И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии

    В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»?

    М.А. Шолохов
    «Судьба чело-
    века»

    Андрей Соколов прошёл очень тяжёлый путь обретений и потерь, пережил на войне многое: потерю семьи, сына — последней надежды его, плен и всё то, что переживала вместе с ним вся Россия в годы страшной Великой Отечественной войны. Но он не потерял на войне самого главного — желания жить честно, любить других и стараться сделать так, чтобы те истины, о которых говорил в своём романе Л.Н. Толстой, а именно «простота, добро и правда», всегда торжествовали на земле!

    «Тихий Дон»

    Григорий Мелехов, как и любимые герои Л.Н. Толстого, прошёл
    в своей жизни через многие испытания. Одним из них, самым

    тяжким, была война. Война часто ломает человека своей жестоко-
    стью, бессердечностью. И если Григорию чувствовал, понимал,
    что не принимает его сердце этой жестокости, то потом сердце его, загрубело, «словно солончак в степи». И всё же не мог он прямо смотреть в глаза ребёнка, потому что понимал, что в мире творится что-то неправильное, вот и искал правду в жизни. Война заставила по-новому смотреть на мир. Перемолола его. А правда эта оказалась одна: вернувший он на свой хутор, он держал на руках маленького сына, чувствуя, что это и есть самое правильное в этом мире

    Мотив сна в русской литературе

    Какую функцию
    выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?

    А.С. Пушкин
    «Евгений Онегин» (сон Татья-
    ны Лариной)

    Сон — предчувствие. Свадьба — похороны. Медведь — жених.
    Фольклорные образы. Обряды, гадания

    И.А. Гончаров
    «Обломов» («Сон Обломова»)

    Сон — воспоминание. Только там Обломов был счастлив, находил покой. И в то же время этот сон — рассказ о детстве — ключ к пониманию образа Обломова. Ведь именно оттуда, от слов родителей «А слуги на что?» и идёт формирование у Ильи Ильича нежелания делать усилия для того, чтобы чего-то добиться и к чему-либо стремиться

    Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны)

    Сон — посыл в будущее. Что нас ожидает? Желание сделать мир
    счастливым. Картина идеального будущего

    Ф.М. Достоев-
    ский «Преступ-
    ление и наказа-
    ние» (сны Рас-
    кольникова)

    Сон — воспоминание детства, поступка, который схож с тем, что
    происходит в настоящем. И чувства, переполняющие ребёнка от
    увиденного, мешают принять, казалось бы, уже принятое решение: «Разве я могу стать Миколкой?». Или сон про трихины — болезнь, которая завладела обществом и от которой нужно стараться избавляться человечеству

    Литературные аргументы к заданию 17

    Тема

    Автор

    Произведение

    Дружба

    А.С. Пушкин

    «19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам».

    «Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, /

    Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил».

    Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный».

    Б.Ш. Окуджава

    «Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке»

    В.С. Высоцкий

    «Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него»

    Свобода

    А.С. Пушкин

    Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!».

    «К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации « души прекрасных порывов»
    «Узник»: «Мы
    вольные птицы, / Пора, брат, пора»

    М.Ю. Лермон-
    тов

    «Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня».

    «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

    Любовь

    А.С. Пушкин

    «Я вас любил...», «На холмах Грузии...»,

    «Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание»

    Любви все возрасты покорны:

    «Мне не к лицу и не по летам...

    Пора, пора мне быть умней!

    Но узнаю по всем приметам
    Болезнь любви в душе моей»

    Ф.И. Тютчев

    «Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой»

    А.А. Фет

    Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете

    В.В. Маяков-
    ский

    «Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову
    из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой» — любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину

    А.А. Ахматова

    «Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь.

    Я сбежала, перил не касаясь,

    Я сбежала за ним до ворот,

    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
    Всё, что было,

    Уйдёшь, я умру!»

    Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»).

    В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»:

    Я научилась просто, мудро жить,
    Смотреть на небо и молиться богу.

    И долго перед вечером бродить,

    Чтоб утомить ненужную тревогу.

    М.Ю. Лермонтов

    «Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную.

    «Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания:

    Так я молил твоей любви,

    С слезами горькими, с тоскою,

    Так чувства лучшие мои
    Обмануты навек тобою!

    Природа

    А.С. Пушкин

    «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта

    Ф.И. Тютчев

    Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ):

    «Весенняя гроза».

    И гам лесной, и шум нагорный —

    Всё вторит весело громам!

    Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовём
    Божественной стыдливостью страданья.
    Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной...», «Silentium!»)

    А.А. Фет

    Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья.

    «Добро и зло»:

    И как в росинке чуть заметной
    Весь солнца лик ты узнаёшь,

    Так слитно в глубине заветной
    Всё мирозданье ты найдёшь.

    Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»:
    Я пришёл к тебе с приветом
    Рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;

    Рассказать, что лес проснулся,

    Весь проснулся, веткой каждой,

    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой...

    М.Ю. Лермон
    тов

    «Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы

    Одиноче-

    ство

    М.Ю. Лермонтов

    «И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — « и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус»)

    В.В. Маяков-
    ский

    Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!».

    «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:

    Деточка,

    все мы немножко лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь.

    Также поднимается тема поэта и толпы:
    Смеялся Кузнецкий,

    Лишь один я

    голос не вмешивал в вой ему.

    М. Цветаева

    «Тоска по родине! Давно...»

    Изгна-

    ние

    М.Ю. Лермон-
    тов

    «Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою

    Ф.И. Тютчев

    «Вот бреду я вдоль большой дороги
    В тихом свете гаснущего дня»

    Творче-

    ство

    Б. Пастернак

    Творчество — процесс подсознательный.

    В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»).

    Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений:

    Во всём мне хочется
    Дойти до самой сути:

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

    Всё время схватывая нить
    Судеб, событий.

    Жить, думать, чувствовать, любить,
    Свершать открытья.

    Связь поэта и времени в стихотворении
    «Ночь»:

    Не спи, не спи, художник,

    Не предавайся сну,

    Ты вечности заложник
    У времени в плену.

    М. Цветаева

    Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении « Никто ничего не отнял!..»:

    Я знаю: наш дар неравен,

    Мой голос впервые — тих.

    Что вам, молодой Державин,

    Мой невоспитанный стих!

    Тема  поэта и

    поэзии /

    Назначе-
    ние поэта

    М.Ю. Лермон

    тов

    «Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы:

    Но скучен нам простой и горный твой язык,

    Нас тешат блёстки и обманы...

    А.С. Пушкин

    «Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт»

    Н.А. Некрасов

    Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков».

    Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»:

    Я от костей твоих и плоти,

    Остервенелая толпа.

    А.А. Фет

    Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...»:

    Дать жизни вздох,

    Дать сладость тайным мукам,

    Чужое вмиг почувствовать своим,
    Шепнуть о том, о чём язык немеет,
    Усилить бой бестрепетных сердец
     —

    Вот чем певец лишь избранный владеет,
    Вот в чём его и признак, и венец!

    В.В. Маяков-
    ский

    В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»).

    В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»:

    Светить всегда!

    Светить везде!

    До дней последних донца.

    Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»).

    Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко»

    А.Т. Твардов-
    ский

    «Вся суть в одном-единственном завете...».

    Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу:

    О том, что знаю лучше всех на свете,
    Сказать хочу. И так, как я хочу.

    Родина

    М.Ю. Лермон-
    тов

    «Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам».

    А.А. Блок

    В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца:

    Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю».

    В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством.

    В стихотворении « Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины.

    «На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории.

    В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»:

    Да и такой, моя Россия,

    Ты всех краёв дороже мне.

    С. Есенин

    В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая».
    По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

    Но люблю тебя, родина кроткая,

    А за что, разгадать не могу.

    В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:

    Дайте мне на родине любимой,

    Всё любя, спокойно умереть!»
    Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»:
    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»,

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте Родину мою!»

    Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...»

    Ф.И. Тютчев

    «Умом Россию не понять»

    Философская

    лирика

    Ф.И. Тютчев

    Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»:Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
    Что просиял над целым мирозданьем,

    И в ночь идёт, и плачет, уходя...

    А.А. Фет

    Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной,

    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

    М. Цветаева

    В стихотворении «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:Другие всей плотью во плоти блуждают,
    Из уст пересохших дыханье глотают...

    А я руки настежь! — застыла — столбняк!
    Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!

    М.Ю. Лермон-
    тов

    «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без
    пользы
    »

    Б. Пастернак

    «Снег идёт» — быстротечность жизни

    Гражданская

    лирика

    Н.А. Некрасов

    Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений»

    А.А. Ахма-
    това

    В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был...»:

    Но равнодушно и спокойно

    Руками я замкнула слух,

    Чтоб этой речью недостойной

    Не осквернился скорбный дух.

    Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»).

    В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа

    чувство:

    Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит!

    А.С. Пушкин

    «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»

    Сатира

    В.В. Маяков-
    ский

    Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское
    сознание,
    «мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

    В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов.

    Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп»

    Нравы дворян

    Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

    М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...».

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

    Нравы чиновников

    Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Пушкин « Капитанская дочка»

    Народ

    Н.А. Некрасов

    «Я лиру посвятил народу своему...» — элегия.

    «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.
    «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу. Например, в стихотворении «Железная дорога»:

    Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

    Что же значит твой стон бесконечный?

    Ты проснёшься ль, исполненный сил...


                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

    Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

    Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)

    Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора"  поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....

    Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике

    Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по математике (алгебра +геометрия)...

    Справочный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2020

    Справочные материалы по алгебре и геометрии для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....

    Справочный материал для подготовки к заданию 15.3. (сочинение ОГЭ)

    Толкование определений для сочинения 15.3....