Урок в 9-11 классах по литературе, посвященный Дню народного единства
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Разработка урока, который можно проводить в 9-11 классах, с использованием современной литературы, посвященный Дню народного единства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы для обучающихся 9-11 классов: « Мы вместе, а значит мы едины»
Учитель русского языка и литературы:
Филимонова Виктория Викторовна
Актуальность темы: с 2004 года 4 ноября – государственный праздник. Вот уже 13 лет по всей России люди широко отмечают этот день. Особенно важно рассказывать о нем подрастающему поколению школьников, которые должны вырасти истинными гражданами, патриотами великой и многонациональной страны!
Цель урока: напомнить ( рассказать) историю праздника 4 ноября, подчеркнуть взаимосвязь истории и литературы, проследить путь единения русского народа с другими; формирование понятий о единстве ( единении).
Задачи урока: единство процесса воспитания уроками литературы с семьей, государственной политикой; всестороннее развитие личности в многонациональном государстве; формировать осмысленное отношение к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества; воспитывать толерантное, гуманное отношение и уважение к людям.
Оборудование: компьютер, проектор.
Эпиграф к уроку:
Один, если он и велик, все-таки мал»
(М.Горький)
Учитель: Что же мы отмечаем 4 ноября? Что это за праздник?
*Рассказывает один из подготовившихся учеников
Из истории*:4 Ноября — праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году.
Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет. Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.
Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий.
Учитель: Дайте свое определение слову ЕДИНСТВО-…
(ответы)
- общность, цельность, солидарность, неразделимость
Учитель : Обратимся к словарям.
Словарь Ушакова: цельность, отсутствие дробления
Словарь Ожегова: общность, полное сходство, цельность, взаимная связь.
В Библии:
Один народ, одна семья, один духовный дом, единство Христа с Отцом, единый Святой Дух,едина Вера и надежда, «К единству мы должны стремиться»
Учитель: Как литература может объединить людей?
Ответы:
Вывод: Литература- мировая копилка мудрости всех народов, стран.
Учитель: Назовите писателей современных, получивших премии в области литературы в нашей стране:
- Гузель Яхина « Зулейха открывает глаза» ( открытие 2016 г., премия « Большая книга» . Писательница родом из Казани, повествует о 30-х гг 20 в, периоде раскулачивания
- Наринэ Абгарян « С неба упали три яблока» ( премия « Ясная поляна» 2016 г.
- Петр Алешковский «Крепость» роман ( премия « Русский букер»
- Премию « Русский букер» получали в свое время Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Александр Иличевский, Михаил Елизаров.
Учитель: Посмотрите на этих писателей ( фото на доске через проектор), это люди разного вероисповедания, из разных городов нашей страны, но все они служат великому искусству – Литературе. Каждый из них обращается к прошлому нашей страны: коллективизация, временам Золотой Орды, современному времени и т.д.
В каждой книге люди разных взглядов и мировоззрения едины в одном, В ЧЕМ ЖЕ?
Ответы:
Учитель: Назовите то, в чем никогда и никто не должен сомневаться, то, к чему должен стремиться каждый человек, во что верить и что воспитывать в себе:
(Называют нравственные понятия)
ВЕРА, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СЧАСТЬЕ. НАДЕЖДА
Учитель: Давайте вспомним важные события, описанные в литературе, когда люди объединялись?
(задание по группам. 1 группа: во время войн; 2 группа – в мирное время)
1 группа | 2 группа |
1812 г – Отечественная война :Л.Толстой «Война и мир», М.Лермонтов «Бородино», басни Крылова, стихи Жуковского | А. Солженицын «Матренин двор» - смерть праведника |
1941-1945г. Великая Отечественная война: А.Фадеев «Молодая гвардия», М.Шолохов «Они сражались за Родину», К.Симонов, А.Ахматова, О.Бергольц, А.Твардовский | М.Булгаков « Мастер и Маргарита» - идея «Рукописи не горят» |
1904-1905 г. Русско-японская война: В.Пикуль « Крейсера», «Три возраста Окини-сан», А. Новиков-Прибой « Цусима», И.Куприн « Штабс-капитан Рыбников» | В. Распутин «Прощание с Матерой» - гибель деревни |
Русско-турецкая война 1877-1878 г. В.Пикуль « Баязет», Б.Акунин « Турецкий гамбит», Б. Васильев « Были и небыли» | А.Вампилов «Старший сын»- появление нового человека в семье |
Л. Улицкая «Зеленый шатер» - любовь, судьба, характеры | |
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»- коллективизация, жизнь в Сибири людей, сосланных со всех городов России. | |
Что объединяет все эти произведения?
ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
В горе или радости, в счастье или беде человеку не свойственно оставаться одному. Всегда человек ищет единомышленников, кто разделит с ним чувства. Психологи говорят, что 60 процентов своего времени мы должны направлять на равных. А равные – это те, кто будут поддержкой.
Мы должны жить в мире, мы едины в желании мира!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики, посвященный Дню народного единства
урок математики в 6 классе...
Урок математики в 6 классе, посвященный Дню народного единства.
Урок математики в 6 классе, посвященный Дню народного единства....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1164975-1570806270.jpg)
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1. Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186409-1573403324.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства.
Сценарий внеклассного мероприятия "В единстве наша сила", посвященного Дню народного единства....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-1205695-1578828025.jpg)
Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»
Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/31/picture-1030880-1596199595.jpg)
План-конспект воспитательного мероприятия квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства
Представляю план-конспект воспитательного мероприятия - квест-игра «Единство в нас», посвященная Дню народного единства. Эту квест-игру я проводила 20 ноября 2019 года в рамках II мун...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1249751-1595408179.jpg)
Сценарий детского праздника, посвященного Дню Народного Единства. В мире русских народных игр.
Сценарий праздника, посвященного Дню Народного Единства....