"Колокола памяти" вечер. посвящённый Великой Отечественной войне
классный час по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Малышева Елена Алексеевна

История Великой Отечественной войны - живая история. И память о ней продолжает жить в каждом из нас. Об этом размышляем вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola_pamyati.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Колокола памяти

Ведущий 1: Что это? Ты слышишь? 
Ведущий 2: Это колокола. Колокола памяти … 
Ведущий 1: Памяти? А разве такие бывают? 
Ведущий 2: Бывают, слушай! Это говорит сама память … 
Ведущий 1: Но разве память бывает живой? 
Ведущий 2: А ты не веришь? Человек может умереть дважды: 
Там на поле боя, когда его догонит пуля 
А второй раз – в памяти народной. 
Ведущий 1: Второй раз умирать страшнее? 
Ведущий 2: Второй раз человек должен жить! 

Ведущий-1: Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война. 
Ведущий-2: "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы". 
Ведущий-1: Подробнее эти цели были сформулированы в "генеральном плане Ост". 
Ведущий-2: "Уцелевших от уничтожения русских расселить в Южной Америке и Африке, 65% украинцев выслать в Сибирь, 75% белорусов выселить с занимаемых ими территорий.

Ведущий:
Вставай народ! Услышав клич земли. 
На фронт солдаты Родины ушли. 
С отцами рядом были их сыны, 
И дети шли дорогами войны. 
За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой. 
Сражались за любимый край родной. 
За каждый город, каждое село. 
За все, что на земле моей росло. 
За детскую улыбку, светлый класс, 
За мир, за счастье каждого из нас. 

Ведущий-3: У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая "12 заповедей обращения с русскими", в которой, в частности, говорилось: "Вы должны сознавать, что являетесь представителем Великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жесткие и самые безжалостные меры. Убивать всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка". 

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?

Ведущий

Если хочешь узнать о войне 
И о майской победной весне, 
Попросите солдатскую мать 
Письма сына ее прочитать. 
На страницах застыли года. 
22 ему будет всегда: 
«Мама! Я здоров и живой». 
А на утро последний бой.

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.


Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятю людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой. 
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги...

Кадр сменился. сын осталься жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить...

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,

Посреди тривожной тишины
Постучится сын её с войны.

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Года прошли,
А помню, как теперь,
Фанерой заколоченную дверь,
Написанную мелом цифру «шесть»,
Светильника замасленную жесть,
Колышет пламя снежная струя,
Солдат в бреду…
И возле койки — я.
И рядом смерть.
Мне трудно вспоминать,
Но не могу не вспоминать о нем…
В Москве, на Бронной, у солдата — мать.
Я знаю их шестиэтажный дом,
Московский дом…
На кухне примуса,
Похожий на ущелье коридор,
Горластый репродуктор,
Вечный спор
На лестнице… ребячьи голоса…
Вбегал он, раскрасневшийся, в снегу,
Пальто расстегивая на бегу,
Бросал на стол с размаху связку книг —
Вернувшийся из школы ученик.
Вот он лежит: не мальчик, а солдат,
Какие тени темные у скул,
Как будто умер он, а не уснул,
Московский школьник… раненый солдат.
Он жить не будет.
Так сказал хирург.
Но нам нельзя не верить в чудеса,
И я отогреваю пальцы рук…
Минута… десять… двадцать… полчаса…
Снимаю одеяло, — как легка
Исколотая шприцами рука.
За эту ночь уже который раз
Я жизнь держу на острие иглы.
Колючий иней выбелил углы,
Часы внизу отбили пятый час…
О, как мне ненавистен с той поры
Холодноватый запах камфары!
Со впалых щек сбегает синева,
Он говорит невнятные слова,
Срывает марлю в спекшейся крови…
Вот так. Еще. Не уступай! Живи! 

Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему миру. Еще можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.

Им и всем, кто сражался в за нашу Родину во все века мы посвящаем наш концерт.

Ведущий1

Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны — это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.

Ведущий2

 Великая Отечественная, самая народная и поистине самая священная из войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Ведущий1

Вчера 9 мая шел Бессмертный полк, это шли наши великие предки. А мы шли рядом с ними.

Ведущий2

Песня «И отцы наши, и прадеды, и деды» - звучит в исполнении 4 класса.

Ведущий 1: 

Идут года, стареют даты,
Но с каждым годом все больней
Для поседевшего солдата
Воспоминанья о войне.

Ведущий 2:И не погибшие им снятся –
Живые, все до одного,
Ведь было лишь по восемнадцать,
Или по двадцать лет всего!

Песня в исполнении учащихся 3 класса «Шагают ветераны»

Ведущий1

Под пулями и взрывами снарядов,
Сквозь топи и метровые снега
К Победе шли четыре года кряду
И гнали прочь коварного врага.

Ведущий2

Форсировали водные преграды,
Врага в Керчи крушили и в Орле,
Ни днём, ни ночью он не знал пощады,
Был бит на море, в небе, на земле.

Ведущий 1 И в том бою наши солдаты отстояли свою Родину.

Ведущий 2 Именно  эта родная земля досталась нам в наследство.

Ведущий 1 С песней о Родине выступят гимназисты  1 класса

Ведущий 1 Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни. 
Ведущий 2Мир – это утро, полное света и надежд. : Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы 

Ведущий 1.  Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце. 

Ведущий2. Песня «Красно солнышко» в исполнении гимназистов 2 класса

Ведущий 1 

Да, с каждым годом остается меньше, 
Прошедших сквозь свинцовый ад. 
Благословляя сыновей и женщин, 
Сажать сады, выращивать внучат. 


Ведущий 1 

Сажать, растить! Но не затем, чтоб снова 
Все это стало жертвою войны, 
А чтоб встречалось это проклятое слово 
Лишь в словаре огромной толщины. 

С песней «О той весне» выступает хоровая группа 6 класса

Ведущий 1 

Юные погибшие герои, 
Юными остались вы для нас. 
Мы — напоминание живое, 
Что Отчизна не забыла вас. 

Ведущий 2 

Жизнь иль смерть — и нету середины. 
Благодарность вечная вам всем, 
Маленькие стойкие мужчины, 
Девочки, достойные поэм

7-й класс с песней «От героев былых времен»

Ведущий 

Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Ведущий 

Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Ведущий 

Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок,

Ведущий  а хлеб
Принесла на могилу деду...

Ведущий 1
Все помнится, ничто не позабыто, 
Все помнится, никто не позабыт 
И днем и ночью в чаше из гранита 
Святое пламя трепетно горит. 
Ведущий2
Пылает днём и ночью пламя 
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
Ведущий 1: 
Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
Ведущий 2: 
Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И память тех, кто не пришел почтим.

(Минута молчания)

Ведущий1

 «Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.

Ведущий 2

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Ведущий 1

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Концерт песней «Хотят ли русские войны» завершит  5 класс 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятные места (сооружения), посвящённые Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Памятные места (сооружения), посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг по муниципальному району Белебеевский район Республики Башкортостан...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне может быть проведена в 9-11 классах на уроке внеклассного чтения или на вечере памяти поэтов - участников войны. Элементы ин...

"О песнях,посвящённых Великой Отечественной войне"

Эссе , посвящённое песням великой Отечественной войны. Это первые впечатления маленькой девочки,которая в 6 лет столкнулась с военной песней и пронесла любовь к ним через много лет....

Литературно-музыкальная композиция , посвящённая Великой Отечественной войне "Война и песня"

Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения....

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне "Аллея Памяти".

Внеклассное мероприятие "Аллея Памяти" посвящено защитникам города Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков и является одним из продуктов проекта " Память в наших сердцах" о наших земляках- участн...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне.

Июнь. Клонился к вечеру закат,И тёплой ночи разливалось море,И раздавался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горя. Мирно страна проснуласьВ этот июньский день.Только что развернуласьВ скв...

Сочинение, посвящённое Великой Отечественной войне

Сочинение является семейным воспоминанием ученицы о подвиге прадеда...