Двусложные стихотворные размеры
методическая разработка по литературе на тему

Крапивина Светлана Леонидовна

Как объяснить детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Объяснение для учеников126.41 КБ

Предварительный просмотр:

Двусложные стихотворные размеры

1. СТИХ - это ОДНА СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА!

Никогда не предлагайте учителю послушать выученный вами "стих": это слишком мало для оценки!

Когда говорят: "Он пишет стихи,"- имеют в виду, что он пишет стихотворные строки. Иногда даже много.))

Вы учите СТИХОТВОРЕНИЯ - небольшие лирические произведения, написанные в стихотворной форме. Если вы вдруг выучили СТИХИ, это в общем-то тоже не страшно: каждое стихотворение состоит их некоторого количества стихов, которые вы и подготовились читать наизусть.))

2. Созвучие на концах стихотворных строк - РИФМА:

Если жизнь тебя обмАНЕТ,

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настАНЕТ.

3. Упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихах - РИТМ. Именно наличие ритма позволяет положить стихи на музыку.

4. Порядок чередования ударных и безударных слогов в стихе - СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.

Порядок бывает разный.

В традиционном русском стихосложении используются стихотворные размеры двух видов: ДВУСЛОЖНЫЕ и ТРЁХСЛОЖНЫЕ. (Морфемный состав этих терминов позволяет догадаться, что они каким-то образом связаны соответственно с ДВУМЯ и ТРЕМЯ СЛОГАМИ. Как связаны - сейчас разберёмся.)) Поговорим пока о двусложных размерах.

Запишите один стих из стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер":

Буря мглою небо кроет...

Поделите стих на слоги, расставьте ударения:

БУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет... (ударный гласный обозначен прописной буквой)

Обозначьте каждый слог горизонтальной чёрточкой, над чёрточкой, обозначающей ударный слог, поставьте знак ударения. Вы видите, что в этой стихотворной строчке чередуются ударные и безударные слоги. Если вы теперь вертикальными чёрточками поделите строку так, чтобы на каждый ударный слог приходилось одинаковое число безударных (то есть в нашем случае - по одному), то получите /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /, при этом на каждый первый слог будет падать ударение . Каждый из четырёх получившихся у нас четырёх отрезков называется СТОПА.

СТОПА - это минимальный (самый маленький) ритмический отрезок стиха. СТОПА может совпадать со словом, как в нашем примере, а может и не совпадать. Так бывает достаточно часто, и это не должно вас смущать.)

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР ИМЕЕТ ДВА СЛОГА В СТОПЕ.

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ХОРЕЙ.

Если вы проделаете аналогичную (такую же)) работу со строкой из стихотворения "Зимнее утро", то получите такую схему:

Мороз и солнце; день чудесный!..

/_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_

При этом ударение будет падать на второй слог стопы. В конце у нас остался "хвостик" - это не стопа, потому что там нет ударного слога. Так тоже бывает достаточно часто, и это не должно сбивать вас с толку.))

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ЯМБ.

Помните о том, что в стихах на самостоятельное слово ударения может и не падать:

Мой пЕрвый дрУг, мой дрУг бесцЕнный...

Когда мы читаем эту строку, местоимение "мой" сливается в произношении со следующим словом и является безударным слогом в стопе.)))

Итак, в традиционном русском стихосложении используются два двусложный размера: хорЕй и ямб. Ими русские поэты пользовались и пользуются достаточно часто, но это ещё не все размеры!)) В будущем году мы поговорим о трёхсложных: дАктиле, амфибрАхии и анАпесте. ( Все эти мудрёные названия - заимствования из греческого языка.)))

P.S.

Определить стихотворный размер можно и на слух (разумеется, при наличии чувства ритма)). Для этого достаточно прочитать строку без выражения и хлопать при этом в ладоши, обозначая более громким хлопком ударный слог. Попробуйте.)

ПОПРОБУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:

1. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

2. Поздно ночью из похода

Воротился воевода...

3. Мчатся тучи, вьются тучи...

4. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!..

5. Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?..

6. В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни...

7. Роняет лес багряный свой убор...

8. Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид...

9. Фонтан любви, фонтан живой!..

10. Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?..

)) На самом деле если при невыразительном чтении получается что-то вроде: "ТА-та-тА-та-тА-та-тА-та,"- это хорей.

А если: "Та-тА-та-тА-та-тА-та-тА,"- это ямб. Прописной буквой обозначены ударные гласные.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как определять стихотворные размеры"

Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры  и запомнить их...

«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики

Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой ...

план-конспект урока "О стихотворных размерах"

В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия "стихотворный размер": на смену ямбу и хорею" приходят" дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр...

Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров

Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без си...

Стихотворные размеры

Помощь в определении размеров стиха...

Стихотворные размеры

Силлабо- тоническое стихосложение. Стихотворные размеры- теория и подсказки в форме таблицы....

Методические рекомендации к изучению литературоведческих аспектов. Стихотворные размеры

Доклад содержит методические рекомендации по теме /`Стихотворные размеры/` для учителей-словесников, находящихся в творческом поиске. Первая часть представлена теоретическим минимумом (словарная работ...