Внеклассное мероприятие "Акварельность поэзии Ивана Алексеевича Бунина"
план-конспект по литературе на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelnost_poezii_bunina.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Акварельность поэзии Ивана Алексеевича Бунина.

Внеклассное мероприятие.

Цель: учащиеся узнают о технике акварели, знакомятся подробнее с поэзией И. А. Бунина, выявляют черты акварельности в стихотворениях И. Бунина.

Форма занятия: литературно-музыкальная композиция.

Участники: ведущий, чтецы

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, аудиодиск с песней А. Дольского.

В.  Наш классный час мы посвящаем поэзии И. А. Бунина, первого русского писателя лауреата Нобелевской премии.

В. Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

Живопись – это поэзия, которую видят,

  А поэзия – это живопись, которую слышат.

                                                         Микеланджело.

В. Живопись и литература – искусства, которые связаны множеством нитей, искусства, которые взаимопроникают и дополняют друг друга.  «Такая связь существует между всеми искусствами. Это естественно, ведь искусства возникают не на пустом месте, все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя,  и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас».

Видеоролик. Ленинградские акварели.

В. Что такое акварель в живописи? Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Посмотрите картины выдающихся мастеров акварели.

Презентация про выдающихся акварельистов.

В. И. Бунин вошёл в литературу со своей акварельностью, музыкальностью, которую нельзя спутать ни с чьей иной, к тому же он – великолепный художник.  Природа для Бунина – целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Пятнадцатилетним подростком он написал: «И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы, для нового счастья!» И что же? Вся его поэзия распахнута на солнечный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи…  Бунин считал, что нельзя отделить человека от природы. Он говорил, что каждое движение воздуха — это движение нашей собственной жизни. Мы слиты с природой, мы часть её. И если не любишь природу, не можешь любить и понимать человека.

В. Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении "Листопад" создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Чтение наизусть стихотворения  «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток.

В. Иван Алексеевич–наблюдательный лирик, тонко подмечает неоднозначность явлений. От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия. Мышление поэта ассоциативно: наступление весны возбуждает мысль о молодости. Всё взаимосвязано: «веяло весенним ароматом» - «понял я, что юной жизни тайна в мир пришла». Бунинское искусство олицетворения удивительное.

Чтение стихотворения  «Зачем и о чем говорить»

В. Именно через пейзажные зарисовки И. А. Бунин передаёт сложный мир человеческой души. Конечно, воспеваемая русская природа сама по себе прекрасна. Бунинские пейзажи, где полевые цветы удивляют «красотою стыдливости» («Полевые цветы»), где «крепко пахнет в оврагах сыростью грибной» (« Не видно птиц»), очаровали очень требовательных читателей, например Л. Толстого.

Чтение стихотворения  «Донник»

В. Красота русского края – то яркая, броская, то скромная, печальная – навсегда покорила сердце писателя. Страстно любимая природа почему-то видится безрадостной и, поэтому, обесцвеченной:

Бледный день над сумраком забрезжил,

И рассвет ненастный задымился.

И в чёрных пашнях снег белеет,

Как будто в трауре земля. Лишь говоря с природой на её языке можно было  войти в её бесконечный, прекрасный, таинственный мир   и  описать, передать его читателю.

Чтец:  Все – точно в полусне. Над серою водой

Сползает с гор туман, холодный и густой,

Под ним гудит прибой зловеще разрастаясь,

А тёмных голых скал прибрежная стена,

В дымящийся туман погружена,

Лениво курится во мгле небес теряясь.

Суров и дик её могучий вид!

Под шум и гул морской, она в дыму стоит,

Как неугасший жертвенник титанов,

И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,

Где мрачный хор поёт в седых клубах туманов

Торжественный хорал неведомым богам.

В. В бунинских стихах богатая палитра  цветов, неповторимая гамма звуков. Бесконечно можно перечислять найденные поэтом оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок, звуки природы, ароматы лесов и полей... Безусловно, здесь Бунин следует традициям классической русской  поэзии. Но всё же он постоянно ищет что-то новое, какие-то смелые сопоставления, штрихи, в которых он находит другой, ещё более интересный взгляд на мир.

Чтение стихотворения  «Художник»

В. Бунин придал серому цвету особый шарм, некую надменность и гордость. И в этом – весь Бунин! Там, где раньше Иван Алексеевич Бунин «не признаёт в поэзии заумного», он говорил: «Раз оно заумное, значит, по ту сторону ума, то есть глупость». Наверное, поэтому все его стихотворения построены очень просто, но эта простота несёт в себе что-то такое, всем близкое и понятное, что нельзя выразить словами.

Самая любимая  краска у Бунина синяя: и  рожь – сизая,  и  лён – бирюзовый. Радость жизни, её красоту, необъятность передаёт этот цвет.

Но Бунину мало определений, у него даже глаголы часто обозначают цвета, их оттенки: ячмень – серебрится, овсы – зеленеют, все самые лучшие насыщенные краски вливает художник в эту картину. Серебро, зелень и синь Бунин не боится  объединять на одном холсте. Все видели лишь безликий цвет, характеризующий скуку и печаль, Бунин увидел величие.

Один из главных образов поэзии Бунина – небо: лёгкое, бледное, струящееся, знойное, горячее, смутное, безжизненно-лазоревое, холодно-свинцовое и вновь ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться. Небо-это радость:

…только небо- только радость и целый век в душе носил

Небо-это душа людская в её самые высокие, лучшие минуты. Глядя в небо, поэт размышляет о тайне творчества, о смысле жизни:

..Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И Тёмный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучия и звуки…

«Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…»

Чтение стихотворения  «Пилигрим»

В. В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно. Образ неба обрисован в стихотворении «Раскрылось небо». В этом стихотворении небо – центр размышлений о жизни, но его образ взаимосвязан с другими образами – дня, света, березы. Они словно освещают все стихотворение, береза придает ему белый атласный свет.

    Сухие листья, запах пряный,

    Атласный блеск березняка…

    О, миг счастливый, миг обманный,

    Стократ блаженная тоска.

Чтение стихотворения  «Счастлив я»

В. «Искусство – это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле», - это высказывание А. Моруа, думаю, вполне применимо по отношению к творчеству Бунина.

Чтение стихотворения « Солнце полночное, тени лиловые»

В. Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.

          “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир»

                                                                                                                       И.С. Никитин

В. В наши дни, когда вокруг столько жестокости, несправедливости, зла, войн, землетрясений, ненависти, обмана, пошлости, голос Бунина, как оазис среди дикой пустыни, как свет среди сумрачных дней, напоминает нам о вечном и прекрасном, о том, что никогда не исчезнут «Любовь и радость бытия». «Я хочу, чтобы жизнь, люди были прекрасны, вызывали любовь, радость, и ненавижу только то, что мешает этому», - сказал однажды Бунин.

Просмотр презентации акварелей и чтение стихотворения И. А. Бунина «Вечер».

В. Спасибо за внимание.

Литература

Бунин И. Стихотворения и переводы, - М.: Эксмо, - 2008г. – 286 с.

Акварель. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс].-  Режим доступа:   http://interpretive.ru/ - Загл. с экрана.

Дольский А. Ленинградские акварели [Электронный ресурс].-  Режим доступа:    https://www.youtube.com/watch? – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина»

Презентация посвящена жизни и творчеству Ивана  Алексеевича  Бунина. Она содержит фотографии  и иллюстрации, помогающими проследить жизненный путь писателя, определить  ключевые ...

Лирический образ русской природы в поэзии Ивана Бунина

Материалы к уроку литературы для 10 - 11 классов...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Презентация : " Биография Ивана Алексеевича Бунина"

Презентация : " Биография Ивана Алексеевича Бунина"...

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)

Цели: познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.Ход урокаВсей жизнью своей, судьбой, биографией...

Викторина по произведению Ивана Алексеевича Бунина "Братья".

11 вопросов по произведению Ивана Алексеевича Бунина "Братья"....

Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".

В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....