Приём ТРКМ "Знаете ли вы?" на основе произведений классической русской литературы
учебно-методический материал по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чугунова Людмила Владимировна

Вопросы к литературным произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaete_li_vy.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин

Из каких произведений эти строки?

1.        Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям.

2.        Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

3-        У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всех ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

4-        Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

5.        Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

6.        Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

7.        Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

8. Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.

9. Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.

10. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

М.Ю. Лермонтов

Из каких произведений эти строки?

  1. Его убийца хладнокровно
    Навел удар ... спасенья нет:
    Пустое сердце бьется ровно,
    В руке не дрогнул пистолет.

  1. Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    «Что ж мы? На зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?..»

  1. Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой...
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!

  1. Как сходилися, собиралися
    Удалые бойцы московские
    На Москву-реку, на кулачный бой,
    Разгуляться для праздника, потешиться.

  1. Старик! Я слышал много раз,
    Что ты меня от смерти спас,
    Зачем? ... Угрюм и одинок,
    Грозой оторванный листок,
    Я вырос в сумрачных стенах
    Душой дитя, судьбой монах.

  1. Я тот, которому внимала
    Ты в полуночной тишине,
    Чья мысль душе твоей шептала,
    Чью грусть ты смутно отгадала,
    Чей образ видела во сне.

  1. Тамбов на карте генеральной
    Кружком означен не всегда;
    Он прежде город был опальный,
    Теперь же, право, хоть куда.

  1. Усталый, жаждою томимый,
    С лица стирая кровь и пот,
    Гарун меж скал аул родимый,
    При лунном свете узнает...

  1. Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.

  1.  ...Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.

Н.В. Гоголь

Из каких произведений эти строки?

  1.  «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит... Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире... Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре».
  2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и дв!1жет океан благоуханий. Божественная ночь!»
  3. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
  4. «...да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
  5. «Выражается сильно российский народ! Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово».

И.С.Тургенев

Чей это портрет? (по роману - «Отцы и дети»)

  1. «...человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос».
  2. «...увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы... обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий...»
  3. «...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро...»
  1.  «...лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына...»
  2. «...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».

Ф.М.Достоевский

Чей это портрет? (по роману «Преступление и наказание»)

  1. «Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые».
  2. «...Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка...»
  3. «...с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
  4. «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».
  5. «Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
  6. «...высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее... Волосы у нее были темно-русые... глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед...»
  7. «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».
  8. «... лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет... Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно».

Л.Н. Толстой

Чей это портрет? (по роману «Война и мир»)

  1. «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».
  2. «...был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой».
  3. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который всегда имеют живущие в холе сорокалетние люди».
  4. «...был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». «Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста... и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал».
  5. «...был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми глазами... Он не носил усов, как все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден...

В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок... и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

  1. «Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт».
  2. «...как и все старые люди, мало сыпал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал. Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте».
  3. «...она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск
    бала, подошла к Анне Павловне».
  4. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками... сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками».
  5. «...невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим».

М.А. Булгаков

Знаете ли вы роман «Мастер и Маргарита?

Чей это портрет?

  1. «...был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».
  2. «...плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
  3. «...росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях... По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».
  4. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом с человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».
  5. «...маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий... из кармашка, где... носят платочек ... торчала обглоданная куриная кость».
  6. «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами».
  7. «...молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец... шел бодро...»
  8.  «...тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне...»
  9. «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
  10. «...человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья».

Чьи это слова?

  1. «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге».
  2. «Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест... Мой глобус гораздо удобнее, тем более, что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали».
  3. «...всякая власть является насилием над людьми, и... настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
  4. «Я знаю пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-итальянски».
  5. «Я верую!.. Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко...»
  6. «Протестую! Достоевский бессмертен!»
  7. «...Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень не дурной алхимик. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу...»
  8. «...В праздничный вечер верующий уходит неизвестно зачем за город, покинув пасхальную трапезу, и там погибает...»
  9. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят...»
  10. «Какой там композитор? Ах да, да нет!
    Композитор — это однофамилец Миши Берлиоза!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов

Комплексный анализ фрагмента  текста помогает совершенствовать умения и навыки  учащихся 10-11 классов, является хорошим материалом для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Может быть использова...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Проект «Формирование читательской культуры обучающихся-инофонов на основе произведений русской классической литературы XIX-XX вв»

Данный приект направлен на поддержку русского языка и литературы, развитие интереса к данным предметам у обучающихся-инофонов общеобразовательных учреждений, для их успешкой культурно-языковой адаптац...

презентация Роль классической русской литературы в повышении уровня воспитанности студента

Одним из требований к результатам освоения учебной дисциплины «Литература» является «совершенствование духовно-нравственных качеств личности», а значит задачей, стоящей перед п...