Литературная гостиная «Долг. Честь. Родина»
материал по литературе

Фаррахова Альбина Фанильевна

Литературная гостиная  «Долг. Честь. Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_dolg._chest._rodina.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная  «Долг. Честь. Родина»

Задачи:        

- способствовать нравственному воспитанию, формированию нравственных понятий: честь, достоинство, долг, совесть;

- воспитание чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;

 - способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход мероприятия.

Учителя:  Добрый день сударыни и сударушки, дамы  и господа!

Учитель Здравствуйте, уважаемые  гости. Мы рады приветствовать Вас!

Учитель: Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, честь, совесть, патриотизм, верность своей Родине стоят  не на первом  место, актуальность проблемы воспитания патриотизма очевидна. В настоящее время подобная работа  особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданствен-ности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Учитель:

Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И её - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остаётся только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь -
Это следует учесть!


Учитель: Сегодня мы хотели бы поговорить о чести, совести, долге, патриотизме, любви к Родине. Поговорить именно о том, как  эти понятия  раскрывались и нашли свое отражение в русской литературе. Мы сегодня приглашаем вас в нашу литературную гостиную, где мы попытаемся ответить на вопросы : Что важнее: кем быть или каким быть? Как жить или для чего жить ?

Вед.1:Что важнее: кем быть или каким быть? Что важнее: как жить или для чего жить? Трудно ответить на эти вопросы.

Вед.2:Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Вед.1:Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?

Вед.2:Честь, достоинство, совесть, благородство, патриотизм… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов. Значение  слов мы всегда можем найти в толковых словарях ( о словарях)

Вед.2: Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку…

(музыка)

Сценка.(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ямщик:
 Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Даль: (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?
Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.
Даль: Как это «замолаживает»?
Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.
Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)(Слайд 7)
Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.

Вед.1: Это было рождение «Толкового словаря». Мичман принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами он написал первую страницу будущего словаря. Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет.

Вед.2:  Вот так мичман Владимир Иванович Даль начал работать над своим словарём «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто боле многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка »- говорил о себе и своем словаре  юбиляр этого года Даль. (на слайде Даль -215 лет.)

Вед.1:  Ну что ж обратимся к словарю Даля . К «Толковому словарю живого великорусского языка».

Честь -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Долг м. все должное, что должно исполнить, обязанность.

Патриот - любовь к отчизне. Патриотический, отечественный, полный любви к отчизне.

Совесть- нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка

Благородство- высокая нравственность, самоотверженность и честность

Вед.2:  Вот так открывая для себя новые слова , понимая их значение мы учимся ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины. Мы открываем Мир для Себя .

Вед.1:Именно  открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. А где же находится тот ключик, который нам даст понять: « Что важнее: кем быть или каким быть? Что важнее: как жить или для чего жить?

Вед.2: Мне кажется  ключик к потаенным дверцам в русской литературе. Именно в ней заключена та тайна , которая, если не перевернет, то очень сильно повлияет на  нашу будущую  жизнь. Вот почему чаще надо обращаться к литературе, чтобы научиться быть  искренними, найти в себе великого Философа, имя которому  Доброта, Любовь, Справедливость, Честь, Долг,  Патриот.

Музыка 18 век

Вед.1: Приглашаем посетить  первую страницу нашей литературной гостиной «Науки юношей питают…»

Вед.2. По мнению Фонвизина , молодой человек, дворянин должен был, получит хорошее воспитание и образование. Он считал, что безнравственные родители, не требующие от своего ребёнка трудолюбия и усидчивости не могут вырастить  благородного, честного , способного достойно служить на благо государства гражданина.

Сценка «Недоросль»

Музыка 19 век

Вед.1:   XIX век - один из самых прекрасных веков истории! Именно в XIX веке Россия подарила миру таких гениев, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев и многих , многих других  классиков русской литературы. Поистине – это «золотой век» не только русской, но и мировой литературы.

Вед.2:  Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души, честностью и благородностью. Приглашаем на вторую страницу литературной гостиной «          »

Вед.1:  »  Бестужев писал: «Горе от ума» – феномен, какого мы не видели от времен «Недоросля» полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствах, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах.  Какое богатства чести и достоинство героя! Всё это завлекает, поражает , приковывает внимание».

Фрагмент фильма «Горе от ума»

Султанов Данис «А судьи кто?»

Вед.2: Для Л.Н. Толстого честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Его герои романа «Война и мир» стоят перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Для Льва Николаевича важен  был процесс становления человеческой личности.

Вед.1:Создавая образ князя Андрея, он показывает героя в борьбе  добра и зла в душе. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», - говорит о нем Кутузов. 

Фрагмент с князем Болконским

Вед.2:  О своей любимой героине Лев Толстой говорил: «…постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали её внешности нечто лучшее, нежели красота»

Вед.1:  В образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра , простоты и правды, где нет чести и милосердия, где нет честности и благородности. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного, проявляется высокая благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность.

Фрагмент из «Войны и мира». Вальс

Вед.2: Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство

и достоинство

Вед.1: Вот  такие  строки о благородстве и достоинстве 30 лет назад написал Булат Шалвович Окуджва.

Вед.2: "Честь, порядочность,  совесть – это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим  здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек». Так написал в своих  письмах о добром и прекрасном  Дмитрий Сергеевич  Лихачев.  28 ноября ему исполнилось  110 лет.

Вед.1.  Со стихов Булата Окуджавы и высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева мы начали третью страницу литературной  гостиной  «О доблестях, о подвиге , о славе» .

Вед.2.:   Эта страница посвящена литературе о Великой Отечественной войне. Как проявит себя человек на войне — тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие? Об этом писали  Василь Быков,  Михаил Шолохов, Юрий Бондарев,  Пётр Проскурин, Виктор Астафьев , Борис Полевой, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Константин Симонов и многие, многие другие.

Вед.1. :  Они писали о том , как на войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм — что выбирал  человек.  Произведения  о войне говорят о том, что человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно  в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства — только  так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

Фрагмент фильма «А зори здесь тихие»

Русский танец.

Вед.2.:   Когда я прочитал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» я понял, что эта повесть – знак благодарной памяти тем, кто за Победу нашей Родины отдал самое дорогое – жизнь. Она написана здорово, мастерски. Мы не только мысленно видим , но и слышим её героев , узнаем каждую из них по голосу. Эта книга показывает нам подвиг и героизм  в смертном бою пяти девушек и старшины Васкова с отрядом  немецких диверсантов.

Вед.1. :  Женщина и мир: создание и сохранение уюта в доме , воспитание детей, любовь и счастье. Женщина и война?  Мне кажется, несопоставимы эти понятия. Но в трудные минуты для Родины  судьба сумела совместить и их, превратив нежность в ненависть к врагам, умение подчиняться – в целеустремленность к победе, хрупкость – в бесконечную силу духа, способного сопротивляться.

Вед.2.:   Да,  но это суровая реальность, но я уверен ,что не было бы Великой Победы если бы не они…Хрупкие, нежные , но сильные, верные! Они помнили, что их судьба и Родина едины

Вед.1. :  Ещё 160 лет тому назад, Николай Алексеевич Некрасов написал :

            Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга , не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые , искренние слёзы-

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей

Вед.2.:   Дорогие мамы, мы желаем вам , чтобы  вы никогда  не провожали своих детей на войну. Чтобы всегда  над головой было чистое мирное небо, чтобы слёзы ваши лились только от радости. Здоровья , счастья , успехов  вам !

Песня о маме

Вед.1:  20 век , век новых побед , новых открытий, новых надежд. А надежды человечества всегда связаны с будущим , с будущим своих детей.

Вед.2.:   Исконная русская заповедь гласит «Долг перед Родом Земным – родить и достойно воспитать своих детей. Долг перед Родом Небесным – донести до потомков наследие предков.» Книги русских классиков – вот бесценное наследие для потомков!

Вед.1:   По словам Александра Ивановича Герцена : «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место»..

Вед.2.:   Агние  Львовне Барто   в феврале исполнилось 110 лет . Она писала стихи для малышей. Пусть не о чести, совести и благородстве, но это те первые книги , которые учили нас понимать , что такое добро , честность. Они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, стойкости, уважению к труду. Книги А. Барто любят одинаково и дети, и взрослые. Она была прекрасным киносценаристом,  работала над сценариями  фильмов «Подкидыш» , "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер»

Фрагмент из фильма «Подкидыш»

Звучит детский смех, 3 класс

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч

http://agniyabarto.ru/01-07-myachik.htm Зайку бросила хозяйка,—

Под дождем остался зайка.        

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Мне не скучно без огня —

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днем —

Ничего не видно в нем,

А посмотришь вечерком —

Он с зеленым огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

http://agniyabarto.ru/01-16-fonarik.htm

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:    

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:                            

— Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,              

А потом вернемся к маме.

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,                        

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

— Прокати, капитан!

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.                

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик          

И верхом поеду в гости.

Песня Якупов Зинур ()  

Вед.2.:    О чувстве патриотизма, долга писали со времен  дружинников  Святослава, слагались стихи,  песни о чести, долге, патриотизме, любови к Родине  в 18,19,20 веках. Мы надеемся, что и в 21 веке, веке новейших технологий, новых открытий больше будет книг именно о чести, достоинстве, верности Родине. 

Вед.1:   Мы гордимся своей страной, потому что здесь родились великие классики мировой литературы, которые оставили нам в наследство самый дорогой, бесценный клад – это их книги.

Вед.2 :  Славится и башкирская земля своими писателями. Гордимся  мы  Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. В этом году нашему земляку исполняется 225 лет. Сегодня мы хотим  напомнить ,знаменитую его сказку «Аленький цветочек», которая никогда не стареет, которую любят дети вот уже более ста лет.

Фрагмент из мультфильма, фрагмент сказки читает Минязева Миляуша.

Вед.1: Закрывая последнюю страницу литературной гостиной под названьем «Надежда». На вопросы поставленные в начале литературной гостиной  : что важнее: кем быть или каким быть? как жить или для чего жить? Мы отвечаем  нужно жить и быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, быть настоящим патриотом своей страны, любить , гордиться своей Родиной!

Вед.1:   В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Совесть,

Честь…

Мы будем помнить всегда

Что это не просто слова!

Песня Аида

Учитель.:  Гениальный узбекский поэт  Алишер Навои писал:  «Ребенку – с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами – должны быть полезны народу, Родине, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».

Учитель: В романе Чингиза Торекуловича  Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Мы хотим, чтобы наши ученики вошли  в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли звание: Я – Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер «Люблю тебя, родина, кроткая…», посвящённый творчеству С. А. Есенина.

Литературный вечер "Люблю тебя, родина кроткая..." посвящён творчеству С. А. Есенина. Плоть от плоти русского народа, Есенин стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» ...

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...

Музыкально-литературная беседа "Русь, Россия, родина моя!". Мероприятие посвященное международному дню музыки. (презентация прилагается)

Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем Родины...

Литературная дуэль «За честь и достоинство книги. PRO и Contra» В 8 классах по произведениям писателей 19 века.

Литературная дуэль«За честь и достоинство книги. PRO и Contra»В 8 классах по произведениям писателей 19 века....

Долг . Честь . Родина

Сценарий фестиваля патриотической песни...

Литературно-музыкальная композиция "Честь и слава донским казакам!"

Литературно-музыкальная композиция «Честь и слава донским казакам», посвященная 450летию со дня основания Всевеликого Войска Донского....