Итоговая контрольная работа по литературе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Платонова Наталья Викторовна

Поможет в полном объеме оцени качество знаний учащихся по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_po_literature_v_8_klasse.docx62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа по литературе за курс 8 класса

1 вариант

Часть 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма

2. Назовите героев исторических песен:

а) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов

3. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?

а) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля

4. Кто учил Митрофана, героя комедии «Недоросль» математическим наукам?
а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин

 5. Перечислите не менее трёх отрицательных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами.

6. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём.
б) Сторона ль моя, сторонушка. Сторона незнакомая!
в) Береги честь смолоду.
г) Береги платье снову, а честь смолоду.

7. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

а) о Вороне и Лисице, б) о Соколе и Змее, в) о Вороне и Орле
г) о Буревестнике и Чайке

8. Узнайте героя по описанию:

«Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

а) Емельян Пугачёв, б) Савельич, в) Алексей Швабрин, г) Зурин

9. Определите жанр произведения «Мцыри».
а)баллада, б)элегия, в)поэма-исповедь, г)притча

10. Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

11. Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии, б) в Москве, в) в Германии, г) в Турции

12. Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве, б) в Тульской губернии, в) в уездном городе, г) в Петербурге

14. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

а) «Не в свои сани не садись»;

б) «На всякого мудреца довольно простоты»; 

в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

15. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером;

б) Хлестаков сам признался в обмане;

в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; 

б) старушка не хотела отдавать долг франту;

в) у старушки заболела внучка

17. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

а) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины

18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»

19. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

а) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов;

в) старый профессор, принимавший экзамен

20. Выберите произведение, написанное Теффи.

а) жизнь и воротник Б) Куст сирени В) история болезни Г) Старый гений

Часть 2

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем:

1. Образы животных в баснях И.А.Крылова.

2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение.

5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

6. Вещь в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне».

2 вариант

Часть 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка

2. Назовите героев преданий:

а) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин

3. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

а) свинья; б) мартышка; в) лошадь

4. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Милону б) Митрофану в) Правдину г) Цыфиркину

 5. Перечислите не менее трёх положительных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами

6. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом к повести: «Береги честь смолоду»?

а) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

7. Кто является повествователем в произведении?

а) А.С.Пушкин б) автор, в) Маша Миронова
г) Пётр Гринёв

 8. Узнай героиню по описанию: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

а) Василиса Егоровна Миронова, б) Маша Миронова, в) Палашка
г) Екатерина II

9. Что можно назвать символом свободы в поэме «Мцыри»?
а)степь, б)Кавказ,  в)барса, г)девушку-грузинку

10. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

11. Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя, б) исповедь героя,

 в) рассказ автора о Мцыри

г) рассказ монаха о Мцыри

13. Произведение «Ревизор»

а) комедия, б) роман, в) трагедия, г) драма

14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

а) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым

15. Кто из героев комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

а) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий

16. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

а) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял.

17. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»

18. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

а) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;  в) наладить сорванную переправу.

19. Кого обманул герой рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

а) жену героя Веру; б) правительство

 в) старого профессора, принимавшего экзамен.

20. Выберите произведение, написанное М.М. Зощенко.

а) жизнь и воротник Б) Куст сирени В) история болезни Г) Старый гений

Часть 2

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем:

1. Образы животных в баснях И.А.Крылова.

2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение.

5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

6. Вещь в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне».

Кодификатор

 итоговой работы по литературе в 8 классе

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ

1.4

Литературные роды и жанры

1.5

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

2

Из русского фольклора

2.1

Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

4

Из русской литературы XVIII в.

4.2

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1

И.А. Крылов. Басни «Обоз»

5.9

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»,

5.12

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

5.14

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.8

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»

6.9

Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала»,

7

Из русской литературы ХХ в.

7.6

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

7.82

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

7.89

А.И. Куприн. «Куст сирени».

Спецификация

итоговой работы по литературе в 8 классе

1.Назначение контрольной работы: 

выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков учащихся за курс 7 класса по литературе

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утвержденииФедерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

 3.Время тестирования: 45 мин.

4.Условия проведения:

При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Содержание работы:

Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за период 1 триместра в 8 классе до момента тестирования, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.

Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень и творческий уровень.

Часть 1 (базовый уровень) включает 20  заданий (1-20). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.

В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1.

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русского фольклора

3

Из русской литературы XVIII века

4

Из русской литературы первой половины XIX в.

5

Из русской литературы второй половины XIX в.

В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по русскому языку для 8 класса.

Таблица 2.

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Художественная литература как искусство слова

3

Художественный образ

4

Литературные роды и жанры

5

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

6

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

7

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий

8

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.

9

Иван Андреевич Крылов.  Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль баснен. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

10

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).

11

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему мире. Свободный, мятежный, ильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой, романтическая поэма.

12

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков

13

Александр Иванович Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность  и находчивость главной героини.

14

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

15

Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

16

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина.

В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 8 класса.

Таблица 3.

Умения и виды деятельности

1

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия

2

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику

изученного произведения; давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

      За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-20) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 20 тестовых заданий первой части работы, – 18 баллов.

   

  Творческий уровень – 20 баллов

  Максимальное количество баллов за всю работу – 38 баллов.

Критерии оценивания сочинения

Критерии

Баллы

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

    учащийся   раскрывает     тему     сочинения,     опираясь     на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют

3

   учащийся     раскрывает     тему     сочинения,     опираясь     на авторскую        позицию        ; при необходимости формулирует свою точку зрения,

но не все тезисы убедительно обосновывает

и/или допускает одну-две фактические ошибки

2

 учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию,

и/или не обосновывает свои тезисы,

и/или допускает три-четыре фактические ошибки

1

учащийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок

0

2. Обоснованность привлечения текста произведения

текст        рассматриваемого        произведения         привлекается разносторонне и     обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения)

2

 текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)

1

 текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

3. Композиционная цельность и логичность изложения

сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания        логически        связаны, мысль последовательно развивается,      нет        необоснованных      повторов      и        нарушений логической последовательности

2

 в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой,

но мысль повторяется,

и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания),

и/или есть отступления от темы сочинения

1

в сочинении не прослеживается композиционный замысел,

и/или        допущены        грубые        нарушения        в        последовательности изложения,

и/или нет связи между частями и внутри частей

0

4. Следование нормам речи

а) допущено не более двух речевых ошибок

3

б) допущено три речевых ошибки

2

в) допущено четыре речевых ошибки

1

г) количество        допущенных        речевых        ошибок        существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок)

0

5. Оценка грамотности

Соблюдение орфографических норм  

а) орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки

2

б) допущены 2 –3 ошибки

1

в) допущены 4 ошибки и более.

0

Соблюдение пунктуационных норм  

 а) пунктуационных  ошибок  нет,  или  допущено  не  более 2 ошибок.

2

б) допущены 3–4 ошибки.

1

в) допущены 5 ошибок и более.

0

Соблюдение грамматических норм  

а) грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

б) допущены 2 ошибки.

1

в) допущены 3 ошибки и более.

0

Фактическая точность письменной речи  

а) фактических  ошибок  в  изложении  материала,  а  также  в

понимании и употреблении терминов нет.  

2

б) допущена 1  ошибка  в  изложении  материала  или  в

употреблении терминов.

1

в)  допущены 2 (и  более)  ошибки  в изложении материала или  в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение

18

Критерии выставления оценок:

От 0% до 38%  (0-14 баллов)

«2»

От 39% до 66% (15-25 баллов)

«3»

От 67% до 88% (26-33 баллов)

«4»

От 89% до 100% (34-38 баллов)

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...