«Пусть душа останется чиста»
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10 класс)

Егорова Людмила Николаевна

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Б. Екимова «Под высоким крестом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок внеклассного чтения47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  метапредметных и личностных результатов на уроке внеклассного чтения

 «Пусть душа останется чиста»

по рассказу Б. Екимова «Под высоким крестом»,8 класс

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозировать возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за народ.

А воспитать людей с правильной гражданской позицией нам помогут прежде всего уроки литературы. Но эти уроки должны быть живыми, увлекательными, чтобы оставить глубокий след в сердцах юных читателей. Если произведение берёт за душу, вызывает школьников к разговору и долго не отпускает, значит, учитель на правильном пути. А то, какое зерно прорастёт,  зависит от того, насколько эффективно будет построен урок.

Поэтому и новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют  новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Моя задача – не только повысить  читательский уровень школьников, но и развивать культуру чтения, научить выбирать умные книги, анализировать, критически мыслить, делать правильный выбор, аргументированно высказывать свою точку зрения.

На примере рассказа  Бориса Екимова  «Под высоким крестом» предлагаю поговорить о моральных ценностях в современном обществе, о нравственном выборе молодого человека, о необходимости сохранить чистоту души, оставаться верным исторической памяти и  быть готовым встать на защиту безымянных  могил солдат от нашествия «чёрных копателей».Для изучения этого рассказа удачно подходит метод кейс- технологии.

Актуализация знаний.

Современные дети читают мало и часто не то, смотрят не те фильмы, что следовало бы.

Поэтому я не сильно удивилась, когда ученики не сразу смогли ответить на вопросы, которые поставила  вначале, чтобы создать мотивацию: с кем встретился главный герой рассказа и откуда у дороги появились человеческие останки. Предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Мы из будущего» (2008), где молодые люди ради наживы раскапывают могилы безымянных солдат времён Великой Отечественной войны. Так, ребята получают представление о «чёрных копателях».

- Очём вас заставила задуматься история, рассказанная писателем?

Вступительное слово учителя: «Всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество

может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что ондолжен прожить свою короткую жизнь

пристойно…» Эти слова принадлежатавтору произведения, о котором  и пойдет речь на уроке, известному писателюсовременности Борису Петровичу  Екимову. Затем перед классом ставится проблемный  вопрос: судя по высказыванию писателя, о чем может пойти речь на уроке? (О смысле жизни, о хороших людях, о том, как надо жить, о стремлении к лучшей жизни). Так вместе с учителем восьмиклассники  самостоятельно формулируют тему, проблемы и задачи урока, учитель корректирует формулировку.

Создание кейс- ситуации «Что значит жить «пристойно»?

- Нам привычнее слышать выражение «прожить жизнь достойно». Как вы понимаете слова «прожить …жизнь пристойно…»? Какой смысл  вкладывает в них автор?(Прожить жизнь пристойно – значит правильно, по-человечески, по-людски, честно, помогать другим, жить прилично, чтобы совесть не мучила за содеянное, чтобы перед народом не было стыдно).

- Как вы думаете,  кто из героев рассказа живёт пристойно?

Понаблюдайте, изменится ли ваш ответ к концу урока.

- В чём особенность начала рассказа?  Почему автор выбирает такое начало для своего произведения и почему?

- Вспомните, как называется такой вид композиции художественного произведения? (Это кольцевая композиция. Начало и концовка рассказа соединены. Сначала герой произведения, молодой пастух  Иван Атарщиков, неожиданно наткнулся на чудовищную картину: «Рядом с дорогой земля была непривычно изрыта, взбуровлена: просторные, но неглубокие, в колено, ямы; сухие, каменистые комья, отвалы. И людские останки: тонкие рёбра, берцы, оскаленные черепа, ломаные и целые; сопревшие сапоги, какие-то тряпки, лоскутья». В конце рассказа повествователь снова возвращается к этой жуткой картине: «А увидел не крест, но горький разор: копаная земля, человечьи кости да черепа»).

- Какое синтаксическое средство и с какой целью применил автор в данном описании?

- Как автор показывает герою страшную картину? (Сначала герой видит будто издалека, со стороны: «земля была непривычно изрыта, взбуровлена», затем он подходит ближе и воочию видит страшную картину: «тонкие рёбра, берцы, оскаленные черепа, ломаные и целые; сопревшие сапоги, какие-то тряпки, лоскутья». Он медленно обводит увиденное взглядом и не может поверить свои глазам. Герой никогда в жизни такого не видел).

- Сколько частей можно выделить в рассказе?  Как бы вы озаглавили эти части?  (1 глава «Встреча с незнакомцами», 2 глава – «Баба Анеша», 3 глава – «Молодой пастух», 4 глава – «Неожиданная находка», 5 глава – «Верное решение» или «В поисках крестов»).

Работа в группах (можнов парах): подготовить пересказ одной главы

1 группа – рассказать о молодом пастухе;

2 группа – составить рассказ о бабе Анеше;

3 группа - рассказать о встрече пастуха с незнакомцами;

4 группа – рассказ о неожиданной находке пастуха;

5 группа –  рассказ о решении пастуха.

Так ребята восстанавливают хронологию последовательных событий рассказа.

Вопрос к классу: как называется хронологическая последовательность событий в произведении? Выберите правильный ответ:

  1. сюжет              3) содержание
  2. фабула             4) пафос

Ответ: 2.

Работа с ассоциациями

-Есть ли в рассказе  образы – символы и какую роль они  играют?

-Какой  символический образ встречается в начале и в конце рассказа и почему? (Это образ креста. Только в самом начале крест «посеревший от времени жердевый восьмиконечный», а в финале – воображаемый «алый высокий крест над землёй». Именно образ креста является главным в произведении и  соединяет начало и концовку рассказа. Всё, что происходит в рассказе, связано с этим православным  символом. Одновременно это символ и памяти,  и жизни).

Аналитическая беседа по рассказу

- Что так взволновало и расстроило героя?

Учитель: такое начало рассказа называется  экспозицией. Это предшествующая завязке часть сюжета, которая представляет читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых происходят изображённые события (определение литературоведческого термина обязательно записываем в тетради). Создаётся впечатление, что удивительным образом   Борис Екимов вставляет  свой рассказ в  экспозицию: молодой пастух восстанавливает в памяти всё, что произошло с ним накануне. А внутри  этого рассказа мы находим ещё один – рассказ бабы Анеши.  Вот такой сложно и одновременно просто строится рассказ Б. Екимова. Наша задача – размотать этот клубок и не порвать сюжетную нить.

- С какой целью писатель строит рассказ на основе кольцевой композиции? Насколько оправдан такой выбор?

- Как бы вы охарактеризовали поведение героя? (Он будто объявил свою войну «чёрным копателям» и встал на защиту не только памяти павших воинов, молодой пастух

встал на защиту своей родной земли, её  истории).

- Когда молодой пастух принял решение уничтожить кресты на могилах солдат? Кто заставил его так поступить? (Добровольно, сам принял решение).

- Что толкнуло его на этот поступок?

- Прочитайте эпизод и ответьте на вопрос «Что испытывал герой, когда выламывал и прятал кресты с безымянных могил?» Для этого сопоставьте  действия копателей и пастуха.

 «А когда закончил свои труды, почуял, что ему нехорошо: творил он всё же неладное. Не по себе стало: вроде томилось сердце».

Работа со словом.

     Борис Екимов  очень тщательно выбирает слова: он пишет  «почуял», а не «почувствовал». Действия молодого пастуха он называет «трудами». Что вы можете сказать по этому поводу?

-Каким человеком вы представляете себе молодого пастуха?

- Что парень знает о войне?

- С чем ассоциируется война для бабы Анеши? (составление кластера «Война – это…»)

                                                                     страх

                                    смерть                           голод

война

                                                               разрушения

- Что молодой пастух знает о своём прадеде?

- Какие мысли не дают ему покоя?

- Можем ли мы утверждать, что герой хорошо знает историю своего края, своей страны?

- Какова мечта молодого пастуха?

- Обратите внимание, почему в продолжение всего рассказа автор называет героя молодым пастухом, хотя с первых строк упоминает его имя - Иван Атарщиков.

Что хотел сказать этим Борис Екимов?

- Случаен ли выбор должности колхозного пастуха? Кто такой пастух?

Учитель: найдите в Интернете другое значение слова «пастух», в каком значении оно употребляется? (Есть ещё одно значение слова «пастух», библейское, переносное: оно означает «пастырь», то есть руководитель, наставник, хранитель. В Священном Писании часто называют Бога Пастырем, а Иисус Христос назван Пастырем добрым).

Учитель: есть ли в этом контексте какая-то связь между пастухом, героем рассказа,  и «пастырем»? (Может, писатель надеется  увидеть в молодом пастухе «хранителя»

истории родного края: он уже защищает   родные могилы от нашествия копателей).

- За что герой просит прощения у Господа?

Работа со словом.

      Учитель: в продолжение всего рассказа писатель называет героя «молодым пастухом», реже «молодым парнем», а в конце автор употребляет личное местоимение «он». Давайте разберёмся, в чём суть такой замены? Так ли это важно? (Молодой пастух – это конкретный человек, а местоимение  «он» надо рассматривать гораздо шире. Здесь  оно не просто заменяет существительное «пастух». (Ещё раз внимательно читаем заключительную часть).

- Понаблюдайте, сколько раз в конце рассказа встречается  словосочетание  «молодой пастух» и при каких обстоятельствах? Какими словами автор заменил его? (В первом же предложении мы читаем местоимение «он»: «…он подрулил напрямую к двору старого учителя», затем сразу же – «своего ученика», «молодой собеседник». Значит, теперь это уже не просто молодой неопытный пастух, а вполне взрослый человек, способный обсуждать важные проблемы, имеющий свою точку зрения и способный высказать свое мнение).

- С чем связано последнее упоминание словосочетания «молодой пастух»? (После этого герой принимает решение – убрать оставшиеся кресты с могил. Перед нами человек, способный самостоятельно  принимать решение. Автор только перечисляет действия, которые герой совершает: «оседлал мотоцикл», «поехал тем давним путём», «ехал и находил кресты», «выламывал их из сухой земли и оставлял … в терновой гущине, в балке», «прятал и ехал дальше», «закончил свои труды, почуял… творил». И ни одного подлежащего, сплошь неполные предложения. Все происходит стремительно, динамично, как будто герой боится не успеть. И только когда опомнился, снова появляется  местоимение «он»: «Господи, прости…» - проговорил он тихо»).

- Как вы оцениваете поступок пастуха? Правильно ли он поступил? Какой вывод он сделал для себя?Что понял герой?

- Чем отличаются мысли героя в начале рассказа и в конце?

Учитель: мы действительно видим, как изменился герой, он как будто в один миг повзрослел, приобрёл большой жизненный опыт, почувствовал  огромную ответственность за происходящее. Он усвоил важный урок – надо  быть частью народа,

уметь отвечать за свои поступки, вовремя исправлять ошибки. Мы наблюдаем  духовный и нравственный рост героя, что, несомненно, вселяет надежду в читателя.

Рефлексия (работа в группах):сопоставьте в виде кластера «поле» молодого Ивана Атарщикова и «поле» его прадеда.

1 группа составляет кластер «Пастух  Иван Атарщиков»

2 группа составляет кластер «Прадед Иван Атарщиков»

пастух Иван Атарщиков                                     прадед Иван Атарщиков

молодой                   молодой

 любит свою родину                                                      любил родину

знает историю родного края                                       воевал за свою землю

 смелый               отважный

защищает могилы неизвестных солдат                погиб, защищая родные места

               герой                                                                    герой

Правнук достойный потомок своего предка, защитника Родины. Их можно назвать героями.

Чтение эпизода.

 «Последним лучом или его отраженьем  в просторном небе восстал над землёй алый высокий крест. Он словно разом вознёсся вполнеба. Поднялся и ярко светил над Солдатским полем, над Танковым, над Набатовскими колодезями, над Ростошью, над речкой Голубой, над могилами безымянными и над станичным кладбищем, где покоились рядом старая Анеша и маленькая Таечка, над хуторами близкими и далёкими – один для всех: мёртвых и живых».

- Рассказ заканчивается символично.  Символом чего в финале выступает «алый высокий крест» над землёй? Чьими глазами мы его видим?

- Какой смысл вкладывает автор в эпитет «высокий»? (Здесь обрели покой сотни тысяч защитников Родины, все они стали святыми для живых. Будто сам Бог хранит эту землю).

- Почему крест алого цвета?

Работа с текстом.

Учитель: в литературе есть такой термин «хронотоп», который предполагает время и место происходящих в произведении  событий. Как бы вы расположили события, происходящие в рассказе, горизонтально или вертикально? (В основном все события происходят в горизонтальной плоскости, все действия пастуха совершаются на земле.)

- Как такое движение отражает  развитие героя? (Герой многое узнаёт за этот день, совершает ошибку и сам же исправляет ее).

- Происходит ли нравственное  становление личности  героя? (Да, герой принимает личное решение убрать кресты с могил, он несёт ответственность за происходящее).

- О каком развитии событий говорит появление в финале «высокого алого креста» над степью? (Как будто действие переносится в небо,  и земля сливается с небом. Словно

«высокий алый крест» соединил небо и землю, оправдывая тем самым действия героя).

- Символом чего выступают небо и «высокий алый крест» и как они связаны с развитием героя?  (Небо и крест в финале рассказа – это символ веры в Бога, духовности человека. Поступок героя – подвиг за народ, защита веры и памяти).

- Можно ли сказать, что на примере такого хронотопа Б. Екимов показывает единение героя с народом, его веру в праведное дело?

- Какие времена изображены в рассказе? Есть ли между ними связь? Если есть, что их связывает? (Время сегодняшнее, современное,  и время Великой Отечественной войны. Главный герой, молодой пастух Иван Атарщиков, правнук тоже Ивана Атарщикова, павшего в Великую Отечественную, связывает эти две эпохи. И эта связь будет жива, пока жива память о тех годах).

- В чём, на ваш взгляд, актуальность этого рассказа? Нужно ли говорить  о такой проблеме?

- Что движет такими «чёрными копателями»? (Они ради наживы готовы продать самое ценное, для них нет ничего святого).

- Есть ли надежда, что молодому пастуху удастся отстоять могилы солдат?

- Чему научили вас герои рассказа Б. Екимова «Под высоким крестом»?

Подведём итоги: Как бы вы ответили на вопрос « Что значит жить «пристойно?» теперь, после обсуждения рассказа? (Надо жить с чистой душой, с чистой совестью, не быть  равнодушным).

Учитель: пока рядом с нами есть неравнодушные люди с чистой душой, с чистыми помыслами, у страны и народа есть будущее. И пусть душа каждого останется чиста, как и совесть. Главное – оставаться человеком, не пройти мимо равнодушно, жить пристойно, как и герои рассказа Б. Екимова «Под высоким крестом».

Литература:

1.Екимов Б.П. Под высоким крестом: рассказы. – Волгоград, 2008

2. asbyka.ru>Православная библиотека> Справочники>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Душа останется чиста..."

Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству поэта Н.М. Рубцова...

Литературная гостиная «Пусть душа останется чиста» (лирика Н.М.Рубцова).

открытое внеклассное мероприятие с использованием ТРКМЧП...

Сценарий литературной гостиной "Пусть душа останется чиста..." Памяти Н. Рубцова".

Работа литературной гостиной в школе - это способ реализации  творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для ...

Литературно-музыкальная композиция "Душа моя чиста" (по творчеству Н. Рубцова)

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова с презентацией в 3 частях...

"Чистый город-чистая душа"

Формирование представления о нормах поведения в обществе, о заботе , о сохранении и поддержании красоты в окружающем мире, стимулирование навыков поведения культурного человека....