« Звучит Тургенев в русском слове…»
материал по литературе (8 класс)

Леутина Елена Валентиновна

Литературный вечер, посвященный И.С.Тургеневу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ

И. С. ТУРГЕНЕВА « Звучит Тургенев в русском слове…»

ХОД ГОСТИНОЙ

Театрализованный фрагмент повести.

АСЯ: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

ГОСПОДИН Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить...

АСЯ: А разве это невозможно?

ГОСПОДИН Н. (задумчиво) Попытайтесь.

АСЯ: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из “Евгения Онегина”(вполголоса)

Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!

ГОСПОДИН Н. У Пушкина не так.

АСЯ: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!

ГОСПОДИН Н. (тихо)Посмотрите, как хорошо!

АСЯ: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... но мы не птицы.

ГОСПОДИН Н. А крылья могут у нас вырасти.

АСЯ: Как так?

ГОСПОДИН Н. Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

АСЯ: А у вас были?

ГОСПОДИН Н. Как вам сказать...Кажется, до сих пор я еще не летал.

Пауза. Ася задумалась.

АСЯ: Умеете ли вы вальсировать?

ГОСПОДИН Н. Умею.

АСЯ: Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс...Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.

Танцуют вальс.

Тургенев:

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?
И вот она расправляет свои крылья — и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?
Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.
Птица спешит, перелетает пустыню — и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.
Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется — но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..
Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.
Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.
Куда же деться мне? И не пора ли и мне — упасть в море?

Ведущий:  Согласитесь, это рассказ не о птице, а об усталом отчаявшемся  человеке.  Человеке, который высоко взлетел, но так и не создал семьи. Человеке, способном на сильные глубокие чувства, но до конца жизни остававшемся одиноким.

Страница первая. И. С. ТУРГЕНЕВ — ПОЭТ? ПИСАТЕЛЬ?


Ведущий:  «Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из "Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой».

Ведущий:  «..гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

Ведущий:  «один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой».

Ведущий:  «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец.

Ведущий:  Все эти слова сказаны об Иване Сергеевиче Тургеневе.

Ведущий:   На книгах Ивана Сергеевича воспитывались поколения лучших людей нашей страны. Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил высоту духа русского народа и красоту родной земли.

Ведущий:   «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было житейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

Ведущий:  А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев своѐ творчество как поэт. Быть может, у писателя не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.

Ведущий:  Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми его стихотворениями не отказались бы поставить своѐ имя и прославленные поэты.

 Ведущий:  Лучше всего Ивану Сергеевичу удавались картины природы: тут уже ясно чувствуется та меланхолическая поэзия, которая составит главную красоту тургеневского пейзажа.

Стихотворение «Через поля к холмам тенистым…»

Через поля к холмам тенистым
Промчался ливень… Небо вдруг
Светлеет… Блеском водянистым
Блестит зеленый, ровный луг.
Гроза прошла… Как небо ясно!
Как воздух звучен и душист!
Как отдыхает сладострастно
На каждой ветке каждый лист!
Оглашено вечерним звоном
Раздолье мирное полей…
Пойдем гулять в лесу зеленом,
Пойдем, сестра души моей.
Пойдем, о ты, мой друг единый,
Любовь последняя моя,
Пойдем излучистой долиной
В немые, светлые поля.
И там, где жатва золотая
Легла волнистой полосой,
Когда заря взойдет, пылая,
Над успокоенной землей,-
Позволь сидеть мне молчаливо
У ног возлюбленных твоих…
Позволь руке твоей стыдливо
Коснуться робких губ моих…

Ведущий:  Тургенев говорил: «Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми, зеленеющими листьями, отчѐтливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, еѐ реальность, еѐ капризы, еѐ случайности, привычки, еѐ мимолетную красоту… всѐ это я обожаю. Я прикован к земле!»

Стихотворение  «Весенний вечер»

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

Ведущий:   Его любовь к природе носила действенный характер: он видел еѐ во всякое время дня и ночи, он глубоко проникал в еѐ сокровенные тайны, во всех еѐ красотах, во всех еѐ ужасах. Уж не потому ли, что он занимался охотой и это волшебное слово могло заставить его забыть обо всѐм?

Стихотворение «Как грустный взгляд, люблю я осень…»

Как грустный взгляд, люблю я осень.  
В туманный, тихий день хожу  
Я часто в лес и там сижу —  
На небо белое гляжу  
Да на верхушки темных сосен.  
Люблю, кусая кислый лист,  
С улыбкой развалясь ленивой,  
Мечтой заняться прихотливой  
Да слушать дятлов тонкий свист.  
Трава завяла вся… холодный,  
Спокойный блеск разлит по ней…  
И грусти тихой и свободной  
Я предаюсь душою всей…  
Чего не вспомню я? Какие  
Меня мечты не посетят?  
А сосны гнутся, как живые,  
И так задумчиво шумят…  
И, словно стадо птиц огромных,  
Внезапно ветер налетит  
И в сучьях спутанных и темных  
Нетерпеливо прошумит.  

Ведущий:  Животные-это тоже часть природы, и отношение Тургенева к ним особое. Для него это существа, способные глубоко  чувствовать и понимать. Но не каждый человек обладает талантом проникать в душу животного, сопереживать, читать его взгляд. А вот Тургенев таким даром обладал, иначе не написал бы таких строк.

Стихотворение «Собака»

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
      Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
      И я тоже гляжу ей в глаза.
      Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
      Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
      Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
      И конец!
      Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
      Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
      Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
      И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Страница вторая. «ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ… ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ…»

Видео. Базаров и Одинцова. Признание.

Ведущий:   Тургенев писал: «Любовь - вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»

Ведущий:   Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает еѐ как силу, способную противостоять всему: и эгоизму, в котором всегда видел главного врага человечества, и даже смерти.

Ведущий:   В конце жизни в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Правда этих слов — итог долгих и глубоких раздумий писателя — подтверждается в каждом его произведении.

«Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Ведущий:    Иван Сергеевич был убеждѐн, что жизнь, каждый шаг человека в ней должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они зажигают в человеке то священное пламя и рождают ту благородную решимость, без которых он не может стать настоящим гражданином своей страны.

Ведущий:   Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и нравственных.

Ведущий:   Иван Сергеевич — один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием тургеневские девушки,— самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Но чаще всего их любовь носит трагический характер.

Ведущий:   Пушкинские дамы и барышни, некрасовские женщины… И вдруг — тургеневские девушки. Сколько споров и восторгов вызывали они и у современников, и многие десятилетия спустя.  Какие они удивительно разные, сложные и загадочные!

Ведущий:    Тургенев в своих произведениях прославил смелость и стремление к великому подвигу женщины. Елена Стахова героиня романа «Накануне» стала прототипом самоотверженных русских сестѐр милосердия, белых голубок, добровольно уехавших в Болгарию, чтобы принять участие в борьбе за еѐ освобождение во время русско-турецкой войны.

Ведущий:   Среди них была баронесса Юлия Вревская — друг Тургенева. В 16 лет еѐ выдали замуж за генерала Вревского, который погиб через 2 года на Кавказе. Юлия Петровна стала сестрой милосердия и тоже уехала в Болгарию. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях.

 Стихотворение  «Памяти Ю. П. Вревской» в сопровождении музыки Д. Д. Шостаковича «Душа».

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Ведущий: Елена Стахова стала примером и для многих других замечательных русских женщин, отдавших свои жизни во имя свободы и счастья русского народа. Под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Трепова, Тургенев написал стихотворение «Порог». Героиня готова идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает этот символический порог.

Стихотворение  «Порог»

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю, — отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Страница третья. «На краешке чужого счастья»

Тургенев: (стоит на сцене): «С той минуты, как я увидел ее в первый раз,  я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной...  

(Обращается к Виардо) Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный».

Виардо: (перебирает письма): Эти письма... Сколько их было...( Читает письмо) «Всё моё существо устремлено к Вам как воронка. Помнится, я от Вас слышал это сравнение и не могу им не воспользоваться, оно слишком точно подходит ко мне...» (Берет у Тургенева следующее письмо) «О мой горячо любимый друг! Постоянно день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам, и как всю ночь напролет вижу Вас во сне. И я теперь уже не могу больше работать, так как все мои помыслы постоянно вьются возле Вас и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег...»

Ведущий: Тургенев и Виардо. Их отношения считают одной из самых драматичных, загадочных, красивых и долгих историй любви всех времѐн и народов. Но правильнее было бы сказать, что это история одержимости великого русского писателя Ивана Тургенева звездой мировой величины, оперной дивой Полиной Виардо.

Ведущий:  «Безобразная красавица»,— такую красочную характеристику дали  этой женщине. Женщина-хамелеон, женщина-загадка.

Ведущий: Сорок лет он жил в статусе друга семьи, на краешке чужого счастья и семейного гнезда, бок о бок с мужем своей единственной возлюбленной. Ради неѐ он отказался от родины, от любви многочисленных поклонниц и собственного счастья, поссорился с матерью, отрѐкся от наследства, сбежал из-под ареста и поехал в Петербург под фальшивым паспортом, чтобы только краем глаза увидеть еѐ на сцене… И даже в преклонном возрасте готов был следовать за ней хоть на край света.

Ведущий: Только человек, придающий любви такое огромное значение, мог написать этот удивительный романс и посвятить его любимой женщине.

Звучит романс «Утро туманное»

Ведущий: Он так и не смог избавиться от страсти к Полине и всегда летел к ней по первому еѐ зову, по какую бы сторону океана она ни была, и тому не было помехой ни время, ни расстояние, ни даже еѐ замужество… Всю жизнь Тургенев любил только одну женщину —  Полину Виардо.

Ведущий: Он был по-своему счастлив: рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3 сентября 1883 года Тургенев умер. Согласно завещанию он был похоронен в России, и в последний путь на родину его провожала дочь Полины Виардо. А как завещание он оставил эти стихи…

Стихотворение  «Милый друг»

Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,

О мой забытый друг, о друг моей весны,

Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,

Почти внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое… душа молчит и ждет:

Как будто в этот миг все страстное, живое

О смерти вспомнит и замрет.

О, если в этот миг невольною тоскою

Стеснится грудь твоя и выступит слеза…

Подумай, что стою я вновь перед тобою,

Что я гляжу тебе в глаза.

Любовь погибшую ты вспомни без печали;

Прошедшему, мой друг, предаться не стыдись…

Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,

Мы хоть на миг с тобой сошлись.

Ведущий: После смерти Тургенева Полина Виардо прожила 27 лет. Она по-прежнему вела активный образ жизни, много ездила, давала уроки музыки. Только с того трагического дня все оставшиеся годы не снимала траура и писала письма на листках с траурной лентой в уголке.

Ведущий: Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей — великого писателя и знаменитой певицы. Тургенев и Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить. Ему не удалось свить гнездо, но судьба подарила Полине Виардо и Ивану Сергеевичу Тургеневу идеальную, роковую, страстную и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать.

Страница четвѐртая. ТУРГЕНЕВ И РОССИЯ

Тургенев: О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие березы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее прости! Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю руки. Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел еще раз услышать издали скромное треньканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотой траве нашего луга...

Ведущий: 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжавшему в гостеприимное Спасское...

Ведущий:  «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу...»

Ведущий:  Тема Родины и исторической судьбы русского народа  в последние годы  жизни Тургенева   становится для него особенно близкой и волнующей.

Ведущий: Тургенев любил свою усадьбу Спасское и еѐ живописные окрестности, которые знал до мельчайших подробностей. Как только приближалась весна, ничто не могло удержать его за границей — так сильно было его стремление вернуться на родину. «Весна придѐт, и я полечу на родину, где ещѐ жизнь молода и богата надеждами. О, с какой радостью увижу я наши полустепные места!»

Ведущий:  Всѐ на этой русской земле было бесконечно дорого сердцу Тургенева — и бледная синева бескрайних далей, и неоглядное море волнующейся ржи, и островки берѐзовых рощ на пологих холмах, и прохладные дубовые леса, и весело блестевшие на солнце реки, и раздольные зелѐные долины, где по ночам горят костры и слышатся топот и ржанье коней…

Стихотворение Деревня»

Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь — и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени…

Задумчиво глядишь на лица мужиков —
И понимаешь их; предаться сам готов
Их бедному, простому быту…
Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту…

Вот песню затянул проезжий… Грустный
Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо —
И на зарю глядит… и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.

Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым, .
Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.

Та степь — конца ей нет… раскинулась, лежит.,
Струистый ветерок бежит, не пробежит…
Земля томится, небо млеет…
И леса длинного подернутся бока
Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет…

Ведущий:  До конца своей литературной деятельности Тургенев неустанно говорил о величии, о духовном богатстве русского народа, о его высоком предназначении. Русский народ он называл не иначе как великим, а русский язык считал самым лучшим в мире.

Ведущий:  Тургенев говорил «Я никогда ни одной строчки в жизни не написал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник, а просто дрянь. Как можно писать на чужом языке, когда и на своѐм-то, родном, едва сладишь с образами, с мыслями?»

Стихотворение «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Ведущий:  Изменить русскому языку, Родине? Об этом даже думать страшно! Его муза знала только одну любовь, только один язык: она безраздельно была отдана России!

Теперь, когда Россия наша

Своим путем идёт одна

И наконец отчизна Ваша

К судьбам другим увлечена,—

Теперь, в великий час разлуки,

Да будут русской речи звуки

Для Вас залогом, что года

Пройдут — и кончится вражда;

Что, чуждый немцу с колыбели,

Через один короткий век

Сойдется с ним у той же цели,

Как с братом, русский человек;

Что, если нам теперь по праву

Проклятия гремят кругом,—

Мы наш позор и нашу славу

Искупим славой и Добром…

Всему, чем Ваша грудь согрета,

Всему сочувствуем и мы;

И мы желаем мира, света,

Не разрушенья — и не тьмы.

Ведущий:   «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неѐ не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неѐ обходится»,— говорит  Тургенев устами своего героя романа «Рудин». Иван Сергеевич всю жизнь верил в Россию, в еѐ цивилизованное будущее.

Ведущий:   Как же случилось, что признанный миром певец женской любви умирает на чужбине, в одиночестве, так и не свив для себя теплого гнезда?

Ведущий:    Почему жизнь оторвала его от родных берегов и прибила к чужому берегу, к чужой стране, к чужой семье?

Ведущий:    Кто виноват в этом, он сам, или исторические обстоятельства? Вероятно и то, и другое... Иван Сергеевич верил в судьбу, но по-своему, без фатализма.

Тургенев: У каждого человека своя судьба! Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отдаляются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас же самих образуется... род стихии, которая потом разрушительно или спасительно действует на нас же.  Эту-то стихию я называю судьбой... Другими словами и говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает... 

Страница пятая. Последняя.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
      Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
      Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
      Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
      И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.

Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Все в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.

Тургеневские девушки…Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.

Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Тайна русского слова: слово – и экология души.

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....