"Эта незабытая далёкая война"
материал по литературе

Однорог Ольга Евгеньевна

"Эта незабытая далёкая война"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл img091-_1_.ocr_2.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

Эта незабытая далёкая война»

Урок внеклассного чтения по повести

В.Богомолова «Иван»

7 класс

Подготовила:  Однорог Ольга Евгеньевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №20

2018г.

Тема урока:”Эта незабытая далёкая война ”

Цели урока: познакомить уч-ся с жизнью и творчеством Владимира Богомолова, чтение и анализ повести “Иван", раскрыть перед уч-ся трагедию военного детства; воспитать чувство патриотизма, любви к родной земле.

Образовательные цели и задачи:

Усвоение исторических знаний о начале ВОВ.

Усвоение понятий по этой теме.

  • Повторение, закрепление и углубление исторических знаний.
  • Формирование навыков работы с текстом и документами.

Воспитательные цели и задачи:

  • Воспитание патриотизма
  • Мотивировать учащихся к углубленному изучению истории
  • Расширить кругозор.

Развивающие цели и задачи.

  • Улучшить навыки работы с историческими текстами, источниками и документами.
  • Развитие логического мышления

Оборудование:

  1. Эпиграф.

... И только дети, горя не прощая,

Как серны, осторожны и дики,

Шли наравне с другими, детство забывая,

Беспомощны перед лицом войны.

Ираклий Абашидзе.

  1. Портрет писателя.
  2. Фронтовые песни.
  3. Рисунки учащихся.

Какой огромной ценой досталась нам победа, какие героические усилия миллионов людей потребовались для того, чтобы добыть её в огне ожесточенных боев. Сколько страшных испытаний выпало на долю тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941г., тех, кто суровой осенью защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто познал пол-Европы, пол-Земли. Боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, кто встретил войну лицом к лицу, кто выстоял в дни величайших бед и опасностей.

К трагическому „военному поколению” юношей, которые прямо со школьной семьи отправились на фронт защищать отечество, свою землю, принадлежит и писатель Владимир Осипович Богомолов.

Судьба сберегла Владимира Богомолова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.

Биография Владимира Осиповича поначалу складывалась как и у многих других, и, кажется, ничего особенного не предвещала. Родился он в 1926 году в деревне Кириловке Московской обл. Все было как обычно. Да и сам Володя был обычным мальчиком, как и все гонял мяч, играл с ребятами в войну, представлял себя, то лихим наездником, то опытным разведчиком, то бесстрашным командиром. Разве он думал тогда, что настанет час и ему придётся с оружием в руках идти защищать свою семью, свою родину. Пройдёт совсем немного времени и позади останутся беседы у костра, сенокос и рыбалка, это счастливое босоногое детство. Совсем юным, в 15 лет, прибавив себе 2 года, Владимир ушел на фронт. Он защищал родное Подмосковье, воевал в Белоруссии, Польше, Германии, Маньчжурии. По рассказам однополчан, несмотря на очень молодой возраст, был выносливым и выдержанным. Не раз глядел смерти в лицо, было ли ему страшно? - спросите вы. Конечно, было. Но Владимир с честью выдержал все испытания, переборол страх. А помогла ему любовь к Родине, желание видеть свой народ свободным.

Когда-то Бертольт Брехт, немецкий драматург, заметил: „Несчастна та страна, которая нуждается в героях”.

Благодаря героизму наших соотечественников страна выстояла в дни великих сражений. Выстоял и Владимир Боголюбов. Был ранен... За мужество и отвагу награждён медалями и орденами.

Вернулся живым... И это было большим счастьем, которое выпало лишь немногим его сверстникам.

Но война никогда не кончается для тех, кто воевал. Страшный лик войны нашел свое отражение в произведениях многих авторов военного поколения, таких как: Юрий Бондарев, Евгений Носов, Виктор Некрасов, Константин Воробьев, Юрий Гончаров.

Писать Владимир Богомолов начал поздно чтобы донести все пережитое до читателя, нужно было вновь и вновь мысленно возвращаться к тем суровым дням.

Писатель считал своим долгом рассказать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы упрекнуть его в неправде.

Не случайно один из рассказов сборника” Сердца моего боль” завершается выстраданными автором словами: ”До боли клешнит сердце: Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся”.

Не вернулся с последнего задания и двенадцатилетний мальчишка- герой повести “Иван”, с которым мы продолжили знакомство сегодня на уроке. Итак, повесть Владимира Осиповича Богомолова

  • Вспомним сюжет повести.

Краткий пересказ. Двенадцатилетний мальчишка по имени Иван теряет отца, мать, мл. сестрёнку.

И пытается отомстить немцам за их смерть. Он попадает в разведгруппу и выполняет задания в тылу врага. Рядом с ним взрослые бойцы, которые пытались отправить его в суворовское училище, в интернат. Но мальчик убегает оттуда и вновь возвращается на передовую. Из одного из заданий он не возвращается.

Хорошо, ну а теперь давайте поговорим о прочитанном.

... Подложив ладошку под щёку, укутанный в одеяла, засыпает во фронтовой землянке маленький мальчик ...

Но случится это чуть позже. А пока мы видим его глазами ст, лейтенанта Гальцева, от лица которого ведётся повествование.

  • Каким же предстал мальчишка перед ст. лейтенантом? Найдите в тексте строчки, рассказывающие о нежданном госте.
  • И почему он произвёл на ст. лейтенанта такое странное впечатление?
  • А как оказался мальчик в землянке?
  • Так что же рассказал мальчик о себе Гальцеву?
  • Почему не поверил Гальцев, что он с того берега?

Дивизия, расположенная у Днепра, готовилась его форсировать.

Историческая справка поможет нам увидеть, насколько серьёзной преградой была эта река на пути к освобождению Украины.

Сов. войска в октябре-ноябре 1943г., проведя ряд успешных военных действий , вышли на рубеж Днепра. Задачей явилось форсирование Днепра и освобождение сталицы Украины-Киева. Широкая и глубокая река с высоким правым берегом представляла серьёзную преграду для наступающих войск. Немцы по приказу Гитлера лихорадочно возводили здесь оборонительные сооружения, так называемый “Восточный вал”. На одном из совещаний Гитлер заявил:”Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его”. Именно здесь Гитлер решил остановить наступательный прорыв сов. войск.

Но Гитлер просчитался. Разве можно было остановить ту силу, наступающую и потому сокрушительную, когда встают на защиту лучшие люди страны, и не только взрослые, но и дети? Когда единым для всех становится огромное желание поскорее стереть с лица земли ту нечисть, которая заполонила наши города и сёла. Когда столько семей лишились крова, опоры , надежд, потеряли близких и дорогих им людей. Поэтому то, несмотря на значительный перевес, приложив все силы, наши войска форсировали Днепр, сделав ещё один шаг к победе. Была в этом и заслуга Ивана Бондарева.

Так какую же помощь мог оказать взрослым двенадцатилетний мальчишка?

Об этом хорошо рассказывает разведчик Холин. Найдем эти строки в тексте.

Трудно даже представить, какой ценой доставались такие сведения Ивану. Он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, за вершок от смерти.

Чудом было и то, что он все-таки добрался до берега с собранными сведениями.

  • Расскажите, как это произошло?

Как, по-вашему, боялся ли он?

Найдите в тексте строчки, подтверждающие это.

Да, сердце сжимается от горечи и боли, видя эту недетскую сосредоточенность взгляда, это

внутреннее напряжение, которое держит и не отпускает Ивана.

  • Почему его не остановить, не вразумить, не спрятать от войны?

Да, не случайны слова одного из героев повести:”Ему ненависть душу жжёт”.

  • А пытались ли взрослые удержать Ивана , уберечь?
  • Давайте снова обратимся к тексту и прочитаем по ролям диалог Ивана с Гальцевым.
  • Ребята, мне хочется узнать, как вы относитесь к Ивану?
  • А какие взаимоотношения складываются между разведчиками и Иваном?
  • Ребята, а вы, наверное, заметили, что взрослые редко называют его Ванюшей, Ванюшкой?

Почему это происходит?

Действительно, неловко и не по себе взрослым боевым офицерам, которые снаряжают и отпускают мальчишку туда где не им, а Ивану предстоит рисковать жизнью. В этом и правда войны, где ничего нельзя изменить, И вновь новое задание.

  • Каким оно было? В чём заключалась подготовка к операции?
  • Как ведёт себя Иван перед заданием?

Вот и Гальцев, расставаясь с Иваном, произносит несколько раз слово до свидания, боясь сказать “Прощай!”.

-        Будет ли новая встреча? Увидит ли ещё раз мальчика Гальцев?

В декабре 1943 года он был задержан в расположении немецким войск. Он оказал яростное сопротивление. Несколько суток находился в тылу. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными гангреной. На допросах Иван держался вызывающе: не скрывал враждебного отношения к немецкой армии. Был расстрелян 25 декабря 1943г.

-        А как сложилась судьба других героев?

Да, трагичен конец повести. А так хотелось бы, чтобы Иван остался живым. Но, война- страшнее нету слова, война- печальней нету слова, война- святее нету слова. Особенно, трагична судьба детской жизни на войне. Вот и Владимир Богомолов написал не о приключениях храброго юного разведчика, неуловимого мстителя, а о судьбе мальчика в дни войны. Владимир Богомолов исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда. Когда-то Ф.М.Достоевский писал о неискупимых слезинках ребёнка. В истории Ивана Бондарева нет слёз, но страдания его тоже из неискупимых.

И вот уже перекликаются с повестью Вл. Богомолова строчки из стихотворения грузинского поэта Ираклия Абамисдзе.

... И только дети, горя не прощая.

Как серны, осторожны и дики,

Шли наравне с другими, детство забывая,

Беспомощны перед лицом войны.

Да, война- это жестокая, разрушающая и убивающая сила. В О в отняла у нашего народа более 25 миллионов жизней, принесла боль и страдания.

-        Скажите, ребята, а может быть не стоит помнить об этом, может быть лучше забыть это страшное время?

Я согласна с вами , ребята. И думаю, что ваши слова созвучны с мыслями Владимира Богомолова, который хочет, чтобы мы все, живущие в тепле благополучного мира, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война. Сколько горечи и боли за страдания своих близких, своего народа, за истерзанную, изуродованную жизнь нёс в себе такой мужественный человек. И ещё он хочет, чтобы мы почувствовали, как спасительна для человеческого естества эта боль, нестихающая, неутолимая, непрощающая.

Да, не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память о них, героях и рядовых, всегда в наших сердцах. Давайте немного помолчим и вспомним тех, кто не вернулся, кто отдал свою жизнь за наше с вами будущее.

Именно с чувством ответственности и боли говорит о войне в своих произведениях Вл. Богомолов, и мы понимаем, что этому писателю и человеку можно верить.

Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ о герое (участнике) В О в по материалам семейного альбома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забытый памятник незабытой войны

Методические рекомендацииПо использованию материалов проекта «Забытый памятник незабытой войны»  в урочной деятельностиВ основе урока- проекта  «WozubraucheichFremdsprachen?», как и лю...

Проект"Забытый памятник незабытой войны"

Проект «Забытый памятник незабытой войны»Направление проекта: Сохранение памяти о годах Великой отечественной войны в Миньяре, о земляках – участниках ВОВЦель проекта: духовно- нравственное и па...

Забытый памятник незабытой войны

В основе урока- проекта  «Wozu brauche ich Fremdsprachen?», как и любого проекта ,есть проблема, которая требует привлечения языковых знаний и знаний по определенным предметам. Данный проек...

Интернет-проект к 65- летию Победы «Забытый памятник незабытой войны» номинация «Краеведы рассказывают»

В 1966 году по инициативе учителей Чернитовской 8 - летней школы был построен памятник - обелиск , где по сложившейся традиции,  каждый год 9 мая проходит митинг в честь Дня Победы … А состояние ...

"Первая мировая война: незабытая война"

Классный час для старшего звена. Рассчитан на проведение у группы учащихся, имеющих определённые знания по данному материалу. Предполагаемые формы работы - беседа или круглый стол с аргументацией собс...

Незабытый подвиг летчика-героя

Автор: Лыгин Данил, ученик  6 класса В Руководитель проекта: Ахмедулина Ирина АнатольевнаАннотация на проект «Незабытый подвиг летчика-героя»Мой проект посвящен нашему земляку – Герою С...

Республиканская научно-практическая конференция для учащихся 5-9 классов «Ломоносовские чтения». Казненный, но незабытый

            Введение             Изучая разделы физики и астрономии, я узнаю все больше нового и интересного....