Презентация к уроку литературы "Болдинская осень А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Четверикова Надежда Николаевна

Конспект к  уроку литературы в 9 классе "Болдинская осень А.С.Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boldino_2.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока литературы в 9 классе "И протекла поэзия во мне..."Болдинская осень 1830г. в творчестве А.С.Пушкина"

Цель  урока: познакомиться  с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина,

вспомнить известные произведения А.С.Пушкина  и познакомиться с новыми, созданными только в течение одного 1830 года.

Доска.

                        Бессмертен тот, чья муза до конца

                        Добру и красоте не изменяла,

                        Кто волновать умел людей сердца

                        И в них будить стремленье к идеалу.

                                                                                           А. Плещеев                                               

Ход урока:

1. Введение  (Слайд №2)

Творчество Пушкина литературоведы условно делят на ряд периодов:

  • лицейский (1813-1817),
  • петербургский (1817-1820),
  •  южный (1824-1826),
  • михайловский (1824-1826)
  • поздний период творчества (1826-1837).

        Каждый из них имеет свои особенности, закономерности развития, ключевые темы, идеи и язык.

       Особое место в позднем творчестве Пушкина занимает «болдинская осень» 1830 года. Мы сегодня обратимся только к одному году жизни Пушкина-1830-му.

(Слайд №3)

 Есть в России места, примечательные не только архитектурой или красотами природы. Мы называем их и перед глазами возникают картины. Мы говорим: Болдино — и сразу возникает сочетание: Болдинская осень 1830 года, пора удивительного творческого взлета великого Пушкина. Того, что было написано им за три месяца в Болдино, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма – всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы перелистаем сегодня некоторые страницы тех произведений, которые создал А.С.Пушкин осенью 1830 года в его первую Болдинскую осень.

       Мы знаем, что сердце поэта завоевала юная Наталья Гончарова. Пушкин во второй раз делает предложение Наталье Николаевне Гончаровой, и она его принимает.

(Слайд №4)

В 1830 г. в мае месяце состоялась помолвка А. С. Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Но к заключению брака имелись некоторые препятствия имущественного характера. Родители невесты не имели возможности дать за ней такое приданое, какое считали приличным, в связи с чем подумывали о расстройстве бракосочетания. Пушкин был вынужден изыскать дополнительные денежные средства, чтобы передать их родителям Натальи Николаевны на покупку хотя бы самого необходимого в качестве приданого и тем самым позволить семье Гончаровых соблюсти приличия.

      А.Пушкин обратился с письмом к своим родителям: «Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, -мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также согласие ее матери. Прошу вашего благословения не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для сего благополучия – и да будет вторая половина моего существования более для вас утешительна, чем моя печальная молодость».

        На пороге нового периода своей жизни Пушкин напряженно вглядывается в грядущую даль. Он жаждет семейного счастья, простых человеческих  радостей, личной независимости.

(Слайд №5)

Приводя в порядок свои имущественные дела, в сентябре Пушкин едет в имение Болдино, принадлежавшее его отцу – Сергей Львович дал согласие на сдачу под залог небольшой деревеньки рядом с селом, чтобы хотя бы частично разрешить денежные затруднения сына.

(Слайд №6)

Пушкин рассчитывал провести в Болдине несколько дней и вернуться в Москву к невесте, однако этому помешала знаменитая эпидемия холеры 1830 г., которая началась в Индии и к лету добралась до России. Осенью 1830 г., когда случаи заболевания холерой стали встречаться в Москве и Петербурге, правительство предприняло ряд жестких мер, долженствующих остановить распространение болезни. В частности, на крупных дорогах были организованы карантинные посты, или «карантины», чтобы люди из зараженных областей не распространяли заразу по соседним уездам и губерниям. Пушкин оказался жертвой карантина – все его попытки выехать из Болдино заканчивались провалом. В результате он провел в имении почти три месяца и только в начале декабря наконец попал в Москву.

(Слайд №7)

Уезжая 31 августа 1830 года, Пушкин пишет Плетневу:  « …Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня. Осень подходит. Это любимое мое время. Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься. Грустно».   Поставлен в коляску дорожный сундучок, а в нем несколько старых, больших тетрадей и сотни листов бумаги. Тут же и книги на целый месяц. Пушкин едет в Болдино. Едет навстречу холере, надеясь управиться за месяц, и не подозревает, что не выедет из этих мест до самой зимы.

(Слайд №8)

Унылая пора!

 Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

(Слайд №9)

Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный деревенский дедовский дом, рядом церковь и длинная деревня с избами, небольшой пруд и … Прошлой зимой поэт начал слагать стихи, но не было настроения закончить – и вот пришли случай и настроение. Раскрыта черновая тетрадь, рядом положены листки для беловика.

(Слайд №10)

    Пушкин пишет Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время … Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…». Спустя девять дней, поэт восхищается деревней, предполагающей к работе: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает».

(Слайд №11)

Он просыпался по обыкновению рано, часов в шесть утра, мылся ледяной водой, пил кофе и сейчас же, лежа в постели, писал стихи и прозу с такой легкостью и быстротой, как будто стихи и повести слагались сами собой, а он только записывал. Сам Пушкин дивился и радовался этому приливу творческих сил. За время пребывания в Болдино Пушкин написал несколько драматических произведений (маленьких трагедий), около 30 небольших стихотворений, 5 повестей прозою, одну повесть, написанную октавами, и 2 последние главы  «Евгения Онегина».

   По рассказам болдинского старожилы, Пушкин в Болдино работал и по ночам. «Все на селе и в доме спят, а он пишет.Он был живой, порывистый. вскочит и ходит, ходит из угла в угол задумчиво, заложив руки за спину, вдруг садится к столу и пишет, пишет…»

(Слайд №12)

Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Он любил движение, езду верхом, шумную народную толпу, многолюдное блестящее общество. Но любил он и полное уединение, тишину, отсутствие докучных посетителей. Весной и в летнюю жару его томили излишнее возбуждение или вялость. По привычкам и физическому складу он был человеком севера - любил холод, осенние свежие погоды, зимние морозы. Осенью он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом - единственному развлечению в это рабочее время - и поддерживали горячку поэтического труда. "Осень чудная, - писал он Плетневу, - и дождь, и снег, и по колено грязь" 

(Слайд №13)

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его "осенних досугов", когда ему бывало "любо писать",творческим подъемом. В сентябре были написаны:

(Слайд №14)

«Гробовщик»

(Слайд №15)

«Барышня-крестьянка»

(Слайд №16)

Завершён роман «Евгений Онегин»

(Слайд №17)

«Сказка о попе и работнике его Балде»

(Слайд №18)

Ряд стихотворений

(Слайд №19)

Пушкин собирается в путь. Он соскучился. Не видя ни души, не читая журналов, он жаждет встречи с Натали, но въезд в Москву запрещён-холера.  Ещё отсрочка. Начинается болдинский октябрь.

(Слайд №20)

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с нею, робкой и унылой,

Твою любовь воспоминать.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

(Слайд №21)

В октябре повесть «Метель»

(Слайд №22)

«Станционный смотритель»

(Слайд №23)

«Домик в Коломне»

(Слайд №24)

«Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери»

(Слайд №25)

Писалась и была сожжена 10 глава «Евгения Онегина»

(Слайд №26)

Создано много стихотворений, среди них такие, как "Моя родословная", "Румяный критик мой...", "Заклинание", ряд литературно-критических набросков

(Слайд №27)

В ноябре-«каменный гость»

(Слайд №28)

«Пир во время чумы»

(Слайд №29)

"История села Горюхина", критические статьи

   Лирика Пушкина в Болдинскую осень 1830 года достигает невиданных идейно-художественных высот. Столь же велики достижения Пушкина и в прозе, и в драматургии.

Того, что было написано им за три месяца в Болдино, хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические статьи, сказки и письма – всего не вспомнить в один час, не рассказать подробно. Мы перелистаем сегодня некоторые страницы тех произведений, которые создал А.С.Пушкин осенью 1830 года в его первую Болдинскую осень

    В календаре болдинского творчества, довольно условном, не всегда точном, обращает внимание не только количество и качество произведений, но и соседство произведений, резко отличных по жанровым признакам (лирическое стихотворение, повесть, сказка и критическая статья, снова стихотворение, роман и т.д.), и порой неожиданные переходы творческой мысли поэта от современности к прошлому, от своего к чужому, от лирики к сатире, от сатиры к драме, от высокого к низкому, от комического к трагическому.

    Сам Пушкин дивился и радовался этому приливу творческих сил. За время пребывания в Болдино Пушкин написал несколько драматических произведений (маленьких трагедий), около 30 небольших стихотворений, 5 повестей, одну повесть, 2 последние главы «Евгения Онегина».

    К этому перечню следует добавить и незаконченные произведения («История села Горюхина», 10-я глава «Евгений Онегина», «Сказка о медведихе»), а также другие произведения («Моя родословная», «Сказка о попе и работнике его Балде»), распространявшиеся в списках или напечатанные лишь после смерти поэта.

    Болдинская осень не только составляет ярчайшую и самую насыщенную страницу литературной биографии Пушкина, но и является беспримерным образом гениального творческого подъема, по количеству и качеству созданных произведений едва ли не единственного в истории всех литератур мира.

2. Болдинская осень в лирике А.С. Пушкина

    Осенью 1830 года Пушкин написал около 30 стихотворений. Среди них - и любовные элегии («В последний раз», «Заклинание»), и произведения философского и политического характера («Моя родословная», «Герой»), и стихи о поэзии и поэтическом труде («Труд», «Рифма», «Ответ анониму»), и жанровые картины, и описания природы («Бесы», «Осень»), и эпиграммы («Не то беда…»).

 Каждый, кто писал о его лирике, фиксировал внимание на стихотворениях осени 1830 года как лирических шедеврах.

  Если по жанрам, по формам поэтического выражения болдинские стихотворения довольно пестры и разноречивы, то по содержанию их можно в основном объединить в две группы. Первые из них продиктованы воспоминаниями о прошлом, они продолжают и развивают предболдинскую тему воспоминаний.

Вторые подсказаны впечатлениями настоящего.

Жить, мыслить, страдать, но и мечтать – этот мотив звучит в любовных элегиях: «Прощание» «Заклинание»,

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

   Основной темой болдинской «любовной трилогии» является характерная для любовных элегий тема расставания, разлуки. Но эта обычная для такого жанра тема по-новому раскрывается в болдинских элегиях Пушкина.

   Среди стихотворений, продиктованных впечатлением настоящего, отметим стихотворения, не без основания, причисленные Д.И. Овсянико-Куликовским к «искусственной лирике» и подсказанные различными впечатлениями жизни – встречами, знакомствами, наблюдениями или книгами, произведениями, недавно вышедшими в свет («Стамбул гяуры нынче славят…», «На перевод Илиады», «Пью за здравие Мери…»). Эти стихи свидетельствуют о драматургическом даре поэта, его способности говорить речи и петь песни от имени лиц различной национальности, социального положения, разного возраста.

    Отличной чертой многих болдинских стихотворений Пушкина является не только оригинальность содержания, но и композиционное своеобразие. Некоторые из них, написанные в форме монологов, резко отличаются от монологов любовных не только наличием в них повествования, но и контрастными лирическими интонациями.

3. «Маленькие трагедии»

   В эту Болдинскую осень Пушкин развил  реалистические принципы своего творчества не только в стихах и прозе, но и в драматургии. «Маленькие  трагедии». Поэт успел написать трагедии «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы».

    Насыщенность драм Пушкина глубокими мыслями, разносторонность в изображении характеров, лаконизм сцен, наличие кульминационных моментов в развитии действия, малое число действующих лиц – таковы внешние особенности «маленьких трагедий».

   Всем этим пьесам, построенным на остроконфликтных сюжетах, присуща одна особенность. Изучение человека в самых неодолимых его страстях, в крайних и самых потаенных выражениях его противоречивой сущности – вот что больше всего интересует Пушкина, когда он начинает работу над маленькими трагедиями.

 «Скупой рыцарь»

В «Скупом рыцаре» Пушкина развиваются сцены высокой трагедии, но в то же время эту пьесу можно отнести и к комедиям.

В центре трагедии Пушкина – образ барона, скупого рыцаря, показанного в духе Шекспира. В бароне все основано на противоречиях, в нем соединяется несоединимое: скупой – рыцарь; рыцарем овладевает иссушающая его страсть к деньгам; и вместе с тем у него есть что-то от поэта.

Слава золоту у барона – как слава любви. Это противоестественно, но это становится возможным благодаря тому, что барон тянется к деньгам не просто как скряга, а как жаждущий власти. Деньги становятся символом власти, и оттого они для барона так особенно сладостны. Это трагедия не только пушкинского времени. Она особенно актуальна для сегодняшнего дня, поэтому востребована и у современных читателей.

 

 «Моцарт и Сальери»

    Первоначально Пушкин собирался назвать свою трагедию «Зависть», но затем отбросил это намерение. Пушкин действительно поставил в ней задачей исследовать зависть как страсть одновременно и низменную, и великую, много в жизни решающую.

  Трагедия начинается с монолога Сальери – богатого не только чувством, но и мыслью. Сальери для Пушкина – главный предмет художественного исследования, он и есть живое воплощение страсти - зависти. Именно в нем заключено то, что так трудно и так необходимо понять, разгадать, раскрыть.

   Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада, сочетающему глубокие, созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией, с беззаботным восприятием жизни, с детской доверчивостью к людям.

   Герои в трагедии Пушкина не уравниваются в их нравственной и человеческой ценности. Мыслью о назначении человека одухотворена трагедия «Моцарт и Сальери», маленькая по размерам, но большая по поставленным в ней вопросам философии и  этики.

 «Каменный гость»

По сравнению с предшествовавшими маленькими трагедиями «Каменный гость» означал не только новый предмет художественного исследования, но и обращение к иным временам и иным народам.

 Это сделало его трагедию и великим художественным открытием, и вместе с тем открытием в сфере психологической и философской.

   «Пир во время чумы»

Источником для трагедии «Пир во время чумы» послужила драматическая поэма английского поэта Джона Вильсона «Город чумы». Пушкин пользовался книжными источниками. Он не только усваивал чужой материал, но и в большей мере перерабатывал его, подчиняя его собственным идейным и художественным задачам.

Оригинально само название трагедии Пушкина. В нем – как это бывало и в других случаях у Пушкина – можно увидеть отражения личного, фактов биографии, фактов близкой действительности. Осенью 1830 года, когда писалась трагедия, в центральных губерниях России свирепствовала холера, Москва была оцеплена карантинами, путь из Болдина был для Пушкина на время закрыт. Пушкин был окружен смертью, и он писал так много и так успешно, как никогда прежде не писал. Он сам переживал в это время пир поэтического вдохновения, который мог осознаваться им в силу трагических обстоятельств и как «пир во время чумы». Это и определило сильную лирическую окрашенность не только отдельных мест трагедий, но и произведения в целом.

Домик в Коломне.

Легкость пера поэта мы видим, когда читаем его поэму «Домик в Коломне». Коломна – это окраина Петербурга, где жил поэт после окончания Лицея до ссылки на юг. Впечатления тех лет и легли в основу этой поэмы.Главные ее герои – старушка мать, ее дочь.

4. «Повести Белкина»

Миру маленьких трагедий противостоит в творчестве Пушкина болдинской осени 1830 года противоположный мир пяти повестей, «написанных прозою», - «Повестей Белкина».

Созданием «повестей Белкина» закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

   «Повести Белкина» были выпущены Пушкиным не под своим именем, а приписаны им условному автору – Ивану Петровичу Белкину. Образ тихого и смиренного Ивана Петровича Белкина, выступающий из письма к «издателю» и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к «Истории села Горюхина», набросан Пушкиным в тонах добродушного юмора и тонкой иронии.

   Миру необычайных страстей и исключительных героев противостоит в «Повестях Белкина» «простой пересказ» происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей.

   Но в то же время в этот «простой пересказ» Пушкин сумел внести столько   глубокого гуманного чувства, столько меткой наблюдательности и мягкой иронии и, вместе с тем, столько способности к широким типическим обобщениям, столько жизненной правды, что его «Повести Белкина» явились первым в нашей литературе образцом подлинно реалистической художественной прозы.

 «Выстрел»

«Выстрел» - это род романтической новеллы с острым сюжетом, с необыкновенным и загадочным героем, с неожиданным финалом. Повесть «Выстрел» - первая социально-психологическая повесть в русской литературе. В ней А.С. Пушкин нарисовал психологию человека путем многостороннего изображения: через его поступки, поведение, восприятие героев окружающими и, наконец, через самохарактеристику героев.

В образе главного героя Пушкин воплотил идею высокой социальной морали

. «Метель»

   «Метель», в сюжетной своей основе тоже романтическая «авантюрная» новелла, поражает читателя неожиданными поворотами повествования и концовкой – влюбленные молодые люди оказались мужем и женой. Искусство рассказа заключается здесь в том, что автор, прерывая нить повествования, переключает внимание читателя от одного эпизода на другой.

В этой повести Пушкин по-разному рассказывает о каждом из действующих лиц повести, и в этом ключ к идейной основе всего произведения.

 «Гробовщик»

   Ирония присутствует и в повести «Гробовщик». Сюжетно она напоминает романтические произведения в духе Гофмана. Две части повести – явь и сон – сплетены и развернуты в повести в двух планах, но ведут они к одной мысли. Основная цель Пушкина: нарисовать гробовщика как в профессиональном, так и в человеческом плане, и выявить обусловленность человеческого профессиональным и социальным.

 «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель написан в духе лучших повестей сентиментального направления. Вместе с тем по своей поэтике повесть не только близка к сентиментализму, но и заметно отличается от него. Близка характерам героя, униженным и печальным; своим финалом – в равной степени и скорбным, и счастливым; близка постановкой темы маленького человека и пафосом сострадания.

Повесть по своему характеру не обличительная, а эпическая, в ней заметен глубокий философский взгляд художника на жизнь, видна мудрость большого художника.

. «Барышня-крестьянка»

   В «Барышне-крестьянке» нет и намека на романтическую поэтику, в ней нет ничего таинственного, загадочного, неожиданно-странного.

«Барышня-крестьянка» - это род шутливого и легкого святочного рассказа, построенного на реально-бытовой основе, с незамысловатыми сюжетными поворотами, с облегченно-счастливым концом.

6. Заключение

Изучение художественных произведений, созданных Пушкиным осенью 1830г., приводит нас к выводу, что в творческой биографии поэта болдинская осень является закономерным этапом, тесно связанным и с предыдущими периодами его творчества, и с произведениями, написанными в последние годы его жизни.

(Слайд №30)

В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета. В Болдине Пушкин чувствовал себя свободным как никогда.  Свобода же для него всегда была - полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Болдинское творчество поражает свободой, выражающейся, в частности, в нескованном разнообразии замыслов, тем, образов.

Само жанровое разнообразие болдинского творчества – свидетельство богатства и полноты его содержания.

Но в этом многообразии привлекает наше внимание единство проблематики и единство творческих принципов Пушкина. Определяемое условиями русской действительности на рубеже 20-30-х годов, даже в тех случаях, когда поэт заимствует и использует темы, сюжеты и образы мировой литературы, или в тех случаях, когда он обращается к романтическим формам, к символам и к аллегориям, болдинское творчество Пушкина реалистично в своей основе.

 «Маленькие трагедии» Пушкина, тесно связанные по содержанию и форме и с его любовной, и общественно-политической, и философской лирикой, и – по своей проблематике – с «Повестями Белкина», отражают глубокие думы поэта о современности, о прошлом и будущем. Они являются новым этапом в эволюции пушкинской драматургии и в то же время свидетельствуют о том, насколько Пушкин драматург опередил своих современников.

Противопоставление частного общему, личного общественному и в связи с этим развенчание эгоизма и деспотизма свойственно было Пушкину задолго до Болдино. Но в болдинских произведениях эти названные проявления человеческого духа оказались впервые освещенными философски как явления социально незакономерные и вредные.

Болдинская осень 1830 года нагляднее всего показывает, какой огромный и многообразный мир мысли, чувства и творческого воображения нес в себе Пушкин, какой родник неиссякаемой творческой энергии бил в нем.

(Слайд №31)

Прощание с прошлым и надежда, что жизнь повернется к лучшему. И снова лошади запряжены, и снова поставлен в коляску дорожный сундучок, а в нем несколько больших тетрадей и стопы бумаги, которые за месяцы болдинской осени словно пожелтели. Свидетельство на проезд в кармане. Пушкин выбегает на крыльцо. Ветер, по–зимнему холодный, морщит поверхность пруда, вдали темнеет роща, уже отряхнувшая последние листы с нагих своих ветвей.  Пушкин забирается в кибитку: «Пошел!» Возница тряхнул поводьями, звякнули бубенцы и … бегут навстречу убогие темные избы, сверкают яркие гроздья рябин, и несут его лошади прочь от Болдина, и он не знает, вернется ли еще когда-нибудь в бедную свою вотчину.

Ну а теперь, когда знакомство с творчеством А.С.Пушкина 1830 г. близится к концу, ответьте на вопрос: Сумели  мы доказать, что «муза Пушкина добру и красоте не изменяла», будила «стремленье к идеалу»?

-Можем ли утверждать, что реалистический метод становится ведущим методом творчества поэта и писателя? (В произведениях любого жанра Пушкин дает правдивую картину жизни, описывает реальные чувства.)

8.Итоги уроки.

оценки:

9.Дом.задание:

1)устное сочинение «Болдино в жизни и творчестве Пушкина»;

2)наизусть (на выбор) стих-ние 1830 г.

Пребывание Пушкина в Болдине в 1830 году
              продолжалось с 3 сентября по последние числа ноября

7 сентября —   Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи...»)

8 сентября —   Элегия («Безумных лет угасшее веселье...»)

9 сентября —   повесть «Гробовщик»

13 сентября — Сказка о попе и о работнике его Балде
                         
Сказка о Медведихе

14 сентября — повесть «Станционный смотритель»;
                         предисловие к Повестям Белкина  «От Издателя»

18 сентября — Путешествие Онегина

20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка»

25  сентября —роман в стихах «Евгений Онегин»Песнь IX
                         (это последняя глава романа в стихах,
                         в окончательной редакции она станет восьмой)

26 сентября — Труд
                         («Миг вожделенный настал:
                         окончен мой труд многолетний...»);
                         Ответ анониму

1 октября —     Царскосельская статуя;
                         
К переводу «Илиады»;
                         
«Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября —
     "Глухой глухого звал..."

4 октября —     Дорожные жалобы

5 октября —     Прощание

7 октября —     Паж, или  Пятнадцатый год

8 октября —     «Я здесь, Инезилья»
                          
"Пред испанкой благородной"

9  октября —     поэма «ДОМИК В КОЛОМНЕ»

11 октября —    Рифма;
                          
Отрок

14  октября —  повесть «Выстрел»

15  октября —   Эпиграмма («Не то беда, Авдей Флюгарин...»);
                          Моя родословная;
                          
«Два чувства дивно близки нам...»;
                          
«Когда порой воспоминанье...»

17 октября —    «Стамбул гяуры нынче славят...»;
                          
Заклинание

19 октября —    сожжена X песнь Онегина

20 октября —    повесть «Метель»

23 октября —    «Маленькие трагедии»: Скупой рыцарь
24-25 октября —   
О критике 
                          статья 
«Об Альфреде Мюссе»;
                          
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы;
                          
«В начале жизни школу помню я...»

26  октября —   «Маленькие трагедии»: Моцарт И Сальери;
                          
Отрывок ( начало этого прозаического отрывка
                          войдет потом в «Египетские ночи»)

29 октября —    статья «Опыт отражения некоторых нелитературных    обвинений»;
Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения;
Заметка о поэме «Граф Нулин»;
«Мы рождены, мой брат названный...»
                                          (А. А. Дельвигу)

31 октября —     Герой
1 ноября —        статья «О втором томе "Истории русского народа "Полевого»
                           
История села Горюхина

4  ноября   —      «Маленькие трагедии»: Каменный гость;
                            
Отрывок («Не розу пафосскую...»)

5 ноября —         статья «Возражения критикам "Полтавы"»;
                            статья «Баратынский»

8 ноября   —       «Маленькие трагедии»: Пир во время чумы;
                            
На перевод «Илиады»

26 ноября  —      статья «О народной драме и о "Марфе Посаднице" М.П.Полевого»

27 ноября —        «Для берегов отчизны дальной...»;
                            
Из Barry Cornwall

28 ноября  —      Предисловие к «Евгению Онегину»
                           
"Цыганы"

ЭЛЕГИЯ

         

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

               8 сентября 1830


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку. Лицей, лицейские друзья Пушкина.

Материал можно использовать на уроках  с 5 по 9 классы фрагментарно как сопровождение рассказа учителя, при этом нужно помнить о возрастном своеобразии восприятия материала, но и, вместе с тем, в...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Болдинская осень в творчестве Пушкина

Литературно-музыкальная гостиная "Болдинская осень в творчестве Пушкина"...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Презентация куроку алгебры в 7 классе "Сложение и вычитание одночленов.

Эта презентация для урока обобщения по теме: "Сложение и вычитание одночленов....

презентации курокам по теме"механика" раздел статика

в форме опорных конспектов сделана презентация для закрепления темы всеми учащимися...