Урок словесности по рассказу А.П. Чехова "О любви"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока словесности
В 10 классе
По рассказу А. П. Чехова « О любви»
Урок словесности по рассказу А. П. Чехова « О любви».
Цели урока.
- Обучающие:
- учить понимать мировоззрение писателя на основе анализа языка его произведения
- показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся
- развивать творческие способности учащихся
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к слову.
Оборудование: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Сладкие грезы» П.И. Чайковского ( аудиозапись), таблицы «Пласты лексики в речи Алехина», « В творческой мастерской А. П. чехова».
Ход урока .
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве А. П. Чехове. Но наш урок необычен . Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова , заглянув в его творческую мастерскую . Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта –слова. Через слово мы постигаем суть произведения , а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.
(Беседа о значении слов слово язык ).
« Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называют сердцем , он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных»,- так говорил Гончаров . И эти его слова будут эпиграфом нашего урока.
- Запишем их.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы посмотрим, как А. П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа « О любви».
3. Работа с текстом.
- Рассказ « О любви» , как известно , входит в « маленькую трилогию» вместе с рассказами « Человек в футляре»и « Крыжовник». Мы знаем, что рассказы объединены одной темой.
- Какова же эта тема?
О несовершенстве жизни , о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр»).
- Как же развивается эта тема в рассказе « О любви»?
( Распространение « футлярной жизни» на любовь).
- Мы знаем , что у Чехова заглавие рассказа передает идейный смысл «О любви».Что значит слово любовь ? Дома вы должны были заглянуть в толковый словарь и выяснить значение этого словарь.( Уч-ся читают записи).
- В каком значении употребляет это слово Чехов?
(Чувство самоотверженной, сердечной привязанности героев- Алехина и Анны Сергеевны Луганович).
- НО слово – это единство лексического и грамматического значений. Мы выяснили лексическое, а грамматическое?
( Сущ. 3 скл. , ж. р. ,им.п.)
- Но у Чехова другая форма – о любви- форма предл.п. .
- А можно ли этот рассказ назвать « Любовь»?
- Если бы вам предложили продолжить название рассказа « О любви», что бы вы добавили? О какой любви?
( О нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, др.)
- Вспомним особенность композиции рассказа.
( Рассказ в рассказе)
- О любви мы узнаем из рассказа Алехина . Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность.
4. Индивидуальная исследовательская работа учащихся с текстом.
- Давайте попытаемся проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики .
( Уч-ся отмечают , что речь Алехина содержательна,точна, правильна, богата, выразительна. Делают вывод о том, что перед нами культурный, умный, образованный человек. Отмечают, что в речи Алехина Чехов использует разные пласты лексики. Приводят примеры).
Пласты лексики в речи Алехина.
1.Разговорно-бытовая лексика 1. Церковно-славянская лексика
(холостяки, батраки, убыток, няня, др.) ( питать пристрастие, тайна сия велика)
2.Просторечные слова 2. Книжная лексика
( спанье, мужики,бабы, др.) (трактовать, поэтизировать, др.)
3.Просторечно- вульгарные слова 3. Просторечные фразеологические обороты
( мурло) (говорил бог знает что )
4. Просторечные грамматические формы
( тосковать по черном сюртуке).
- Рассмотрев речь Алехина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, культурного человека, меняет его склонности, привычки и даже его речь. Когда же Алехин говорит о любви, он меняется на глазах, речь его становится поэтичной.
5. Выразительное чтение.
- Известно, что в образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Л. А. Авилова, у которой были отношения с Чеховым. Я рассказывала вам, что она вернула сестре А. П. , Марии Павловне , все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо ?
( На фоне музыки П. И. Чайковского звучит отрывок из письма , который читает заранее подготовленный ученик. Это же письмо есть в рассказе).
Мы не признались друг другу в любви . . . не нужно рассуждать вовсе.
- Знакомы ли вам эти строчки?
( Это строчки из письма и в то же время из рассказа « О любви»)
6. Лингвистический эксперимент.
- Мы подбирали определения к слову любовь . А какие определения подобрал к этому слову А. П. Чехов?
( Тихая , грустная любовь).
- Слово грустная звучало и в ваших ответах. Вы хорошо знакомы с текстом рассказа. Закройте книги , предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
…Тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно ; я видел женщину, какой я раньше никогда не встречал .
( Уч-ся читают свои тексты , сравнивают с авторским)
- Многие из вас правильно восстановили текст .Обратите внимание, как Чехов расположил эпитеты: молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная.
-
Определим значение слова обаятельная .
( Уч-ся предлагают свои варианты, затем обращаются к словарю С. И. Ожегова: обаятельный –очаровательный , полный притягательной силы)
- Этот эпитет подобран Чеховым очень точно . Мы чувствуем , что образ любимой женщины полон у Алехина притягательной силы . Когда он говорит о любимой женщине , речь его становится поэтической .
7. Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова .
- Современник А. П. Чехова , профессор М. А. Членов , вспоминал: Чехов говорил, что каждое произведение должно давать не только мысль, но и звук.
- Как вы думаете , что помогло нам сегодня почувствовать музыкальность речи Чехова?
( Звучащая музыка) .
- Узнали ли вы автора музыки? Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского?
( Настроение)
- Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки . И , пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.
- Попытаемся проследить, как же Чехов достигает музыкальности повествования.
( У него слова позтичны, мелодичны)
- В чем основное отличие поэтической речи от прозаической?
( В основе поэтической речи – ритм, размер, ритмическое начало ).
- Что такое ритм?
( Равномерное чередование каких-нибудь элементов)
- В данном случае элементы ритма – это слова , из которых Чехов строит предложения.
В услышанном отрывке попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.
( Уч-ся замечают, что автор часто употребляет в предложениях однородные члены, подчеркивают их : скрывали ее робко, ревниво; любил нежно, глубоко; тихая, грустная любовь; красивая, интересная жизнь; был знаменитым уче,ным,артистом,художником;и.т.д.
- Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь и при этом- ясно ощущаемое ритмическое начало . Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.
- Давайте проведем лингвистический эксперимент. Проанализируем начало следующего предложения: И дома, и в школе, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной, женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика.
- Что можно сказать об этом предложении?
( Предложение сложное, в нем троекратное повторение однородных членов, в 1 части предложения однородные обстоятельства соединяются повторяющимся союзом и).
- Попытаемся перестроить 1 часть этого предложения – опустим союз и:
и О, и О, и О,- О, О, О.
- Что изменилось в предложении?
( Эмоциональная окраска предложения)
- Стоит опустить союз , и исчезает музыкальность фразы.
А. П. Чехов мог с полным правом заявлять: « Умею кратко говорить о длинных вещах».
Писатель считал, что читатель должен сам о многом догадываться. Герои рассказа переживают, задают вопросы: честна ли их любовь, принесет ли она им счастье? И только когда герои расстались, Алехин понял: « … как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить».
- Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам в этом слово, ибо, по определению Аристотеля, « слово есть знак состояния души».
7. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что А. П. Чехов бережно относился к слову. Заглянув в творческую мастерскую автора, мы попытались выявить те приемы обращения Чехова со словом, которые помогли ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.
На доске запись:
В творческой мастерской А. П. Чехова.
А. П. Чехов использует:
- образную речь;
- различные пласты лексики для создания речевого портрета;
- точные оценочные определения;
- стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений;
Экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами .
- Конечно же, это только часть тех приемов , которые использовал А. П. Чехов . Мы рассмотрели лишь несколько примеров.
- Рассказ окончен, но вопросы, заданные в нем , остались неразрешенными. А. П. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам , его читателям,
- Наверное, нам нужно согласиться с Алехиным , что « любовь – тайна сия велика есть».
- Тайной является и каждое произведение писателя, и , читая его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От стиля к тексту. Урок словесности по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг".
Для закрепления темы"Стили речи" учащимся можно предложить презентацию «От стиля к тексту». Это будет образец их творческой работы. В этой презентации на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» пок...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-170878-1574354117.jpg)
Урок словесности по рассказу И.Бунина "Кавказ"
Урок словесности в 8 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Цели урока: Систематизировать, обобщить и углубить знания учащих...
урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-577191-1422650706.jpg)
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-254277-1377946114.jpg)
Урок словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Материалы урока могут быть использованы в 11 классе как для подготвки к итоговому сочинению, так и для выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-254277-1377946114.jpg)
Рабочий лист к уроку словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Рабочий лист предназначен для работы с учащимися на уроке словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"
Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...