«Герои повести И.С.Тургенева «Ася» и мое отношение к ним»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Харитонова Нэлли Викторовна

Цель  урока - диспута по повести И.С.Тургенева "Ася" -  показать сложность человеческих отношений, научить ответственности перед другими людьми, бережному отношению как к чувствам другого человека, так и к своим собственным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_asya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  

                                                   Урок – диспут

              «Герои повести И.С.Тургенева «Ася» и мое отношение к ним»

Цели:

Образовательная: на примере повести И.С. Тургенева  «Ася» показать учащимся сложность человеческих отношений;

Развивающая:  продолжить работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся, над развитием логического мышления;

Воспитательная:  работать над воспитанием ответственности человека перед другими людьми, бережным отношением к чувствам другого человека.

                                                     Ход урока:

  1. Слово учителя

     Мы познакомились с удивительным произведением И.С.Тургенева «Ася». Для самостоятельной работы вам были предложены вопросы, на один из них вы должны были дать ответ.  Форма урока – диспут. Для того чтобы наша работа была плодотворной, обратите внимание на памятки по проведению дискуссии: будьте внимательны друг к другу, корректны, не перебивайте, прислушивайтесь к чужому мнению.

Вопросы:

  1. Ваши впечатления о прочитанной книге.
  2. Можно   ли героиню И.С. Тургенева назвать девушкой экстравагантной?
  3. Какие мысли и чувства вызывает у вас Ася?
  4. Почему любовь Аси господина Н. «смущала»?
  5. Можно ли господина Н. назвать человеком легкомысленным?
  6. Прав ли господин Н., что не женился на Асе?
  7. Принесла бы счастье им обоим женитьба?

  1. Сообщения учащихся

1) О книге И.С.Тургенева «Ася» у меня сложилось непростое впечатление. С одной стороны, эта повесть навевает лирическое настроение: в ней показана красота человеческих отношений, удивительно трогательная первая любовь, которая не всегда может встретиться в жизни. С другой стороны, эта повесть навевает грусть: два молодых человека в силу обстоятельств расстаются, чтобы никогда больше не встретиться. Мне бы хотелось, чтобы повесть так не заканчивалась. Не понимаю, почему Тургеневу понадобилось разлучить героев. Возможно, потому что герои расстались, эта повесть так захватывает.

 - Хотелось бы дополнить выступление: у меня сложилось тягостное впечатление после прочтения повести: господин Н. остался несчастливым на всю жизнь, Неизвестно, что стало с Асей.

-  А у меня, напротив, впечатление светлое, пусть даже герои расстались, зато они испытали настоящую любовь. Думаю, если бы не Ася, господин Н. никогда в жизни никого бы не полюбил.

 

2) На вопрос: «Можно ли героиню повести И.С.Тургенева «Ася» назвать девушкой экстравагантной» -  я отвечаю положительно. Да, несомненно, Ася – очень экстравагантная девушка.  В словаре С.И. Ожегова дается такое определение слова «экстравагантный» - «расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный странный». Действительно, характер Аси  весьма противоречивый. Она может быть то безудержно веселой, то грустной, подавленной.  Этим она и смутила господина Н. Но на мой взгляд, эта экстравагантность и притягивает к Асе внимание людей. Именно потому, что она так не похожа на остальных, господин Н. обратил на нее внимание, а потом и влюбился. Но эта экстравагантность впоследствии разлучила героев. Господин Н  побоялся жениться на такой необычной девушке.

- Думаю, навряд ли Асю можно назвать экстравагантной, по-моему, она просто избалована отцом и братом. Они ей во всем потакают, исполняют все ее желания. Порой она ведет себя и вовсе необдуманно. Поэтому господин Н. не решается с ней связать свою судьбу.

3) Ася вызывает у меня больше жалость, чем восхищение. Мне искренне жаль эту бедную девушку. Из рассказа Гагина, ее брата, мы понимаем, что мать ее была простой горничной, а отец помещиком. Мать воспитывала ее в строгости, но отец после смерти матери, а затем брат нежили ее, поэтому в характере ее развились противоречия: она то взбалмошная, веселая, то рассудительная, грустная. Но я не могу судить Асю за ее поведение, она порой не знает, как ей повести себя в той или иной ситуации.

- Ася все-таки порой совершенно не думает о близких ей людях. Я думаю, что она просто избалованная эгоистка. Брат так заботится о ней, а она убегает из дому, заставляет его волноваться. Она управляет братом, ведь если бы она не заставила его уехать из этого городка, возможно, они с господином Н. были бы счастливы.

4) Господина Н. любовь Аси «смущала», на мой взгляд, потому, что Ася была очень непостоянной: то веселой, то грустной. Она была способна на необдуманные поступки. А господин Н. был человеком холодным, рассудительным. Он оказался не готов ответить на любовь такой девушки, как Ася. Мне кажется, такая любовь его просто пугала. А еще, я думаю, господин Н. никого бы не полюбил вообще, потому что у него холодное сердце.

- мне кажется, хоть кого смутит любовь такой девушки. Она вообще ведет себя очень странно.

5) Я считаю, господина Н. назвать человеком легкомысленным никак нельзя. Напротив, он очень рассудительный, думающий. Встретившись с Асей, он постоянно думает, что происходит в его душе, мы слышим его внутренние монологи. Кроме того, он вообще многое анализирует. Он и сам о себе говорит, что ездит по Европе с целью наблюдать за людьми.

- Я считаю, что назвать господина Н. легкомысленным никак нельзя. Если бы он был легкомысленным, он бы тогда не раздумывал, как ему будет с Асей: хорошо или плохо. Он бы сразу ответил ей взаимностью.

6) Я считаю, что господин Н. не прав, что не женился на Асе, он зря испугался ее характера. Впоследствии и он,  и Ася остались несчастными на всю жизнь. Господ Н. сам говорит об этом. А если бы он женился, то, возможно, был бы счастлив.

7) Я не согласен с этим. Господин Н. никогда не был бы счастлив с Асей: они слишком разные. Да и сама Ася не была бы счастлива с господином Н. Она думала бы, что он женился на ней из жалости.  Их жизнь превратилась бы в кошмар. Поэтому даже лучше, что они расстались. Так у них остались светлые воспоминания об этой чистой любви.

  1. Учитель:

     Сегодня мы увидели с вами, что  на вопросы, заданные к тексту, нет однозначного ответа. Так бывает и в жизни. Порой люди сомневаются, делают ошибки, сожалеют о чем-то. Это жизнь. Просто всегда, во всех ситуациях нужно оставаться человеком.

Чему вас научила повесть И.С.Тургенева «Ася»?

- Бережно относиться к любви.

- Нести ответственность за другого человека.

- Помнить, что люди бываю разные, часто отличающиеся от других, нужно внимательно относиться к ним.

- Быть внимательнее к своим чувствами.

- Чистоте человеческих отношений.

     4. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Поэтическая атмосфера повести И.С.Тургенева «Ася».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")".

Данный материал представляет собой методическую разработку урока по теме "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами (на примере повести И.С. Тургенева "Ася")". Данный урок не первый ...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.(Презентация)

Цели урока:биография обзорно (история семейных отношений); беседа по содержанию повести «Первая любовь»;анализ эпизодов повести. Оборудование урока: портреты И.С. Тургенева, его отца и ...

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

В статье рассматривается вопрос о том, какова роль в раскрытии характера героя художественного произведения на примере повести И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»....

Урок в 5 кл. Роль дружбы в жизни Васи и других героев повести (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

На уроке  мы рассуждаем о роли дружбы в жизни Васи, Валека, Маруси. Мы обобщаем, систематизируем знания о главном герое повести В.Г. Короленко, обучаем частичному анализу художественного про...