Урок 1. Малые жанры фольклора
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_malye_zhanry_folklora.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  литература

 Класс: 5

Тема:  Малые жанры фольклора

Дата:  __.09.2018             № 2 урока:

Цель: формирование представления о фольклоре и о малых жанрах УНТ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

образовательные:  познакомить с  малыми жанрами фольклора, с приемами  создания загадок.

развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков.

воспитательные:  способствовать формированию ценностного отношения к  произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений  

Технология:

Межпредметные связи: русский язык

Планируемые результаты:

предметные: расширение понятийной базы  по теории литературы,  формирование  представлений о художественных особенностях малых жанров фольклора

метапредметные: умение использовать визуальные  опоры   при аргументации своего мнения

личностные: формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом

Термины и понятия:

фольклор, фольклористика, фольклорист, иносказание

Формы работы: фронтальная  беседа и групповое задание

Ресурсы:   распечатка текста для обсуждения

Этап урока

 ФОУД,

Обучающие и развивающие

компоненты.

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

деятельность учителя

деятельность обучающегося

1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Установление тематических рамок:

- Мы начинаем изучение раздела устное народное творчество….

настраиваются на предстоящую деятельность

Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа  предложенному плану, выдвигать свой план

готовность к работе

2. Постановка цели и задач.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы вспомним, что такое  фольклор.

Научимся понимать смысл загадок и приемы их создания, научимся отличать пословицы от поговорок.

осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат

записывают тему урока

Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание,  Познавательные: Использование имеющихся знаний, выдвижение гипотез Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

стремление к совершенствованию речи и культуры в целом, понимание смысла поставленной задачи

3. Актуализация опорных  знаний

фронтальная беседа

Расшифровка аббревиатуры

на доске: фольклор, унт, коллективное творчество, фольклорист, фольклористика)

фольклор + ист

фольклор + ист +ик а

- Расшифруйте аббревиатуру :УНТ  (называют фольклором)

1) почему устное народное творчество бывает именно устным? (объясни)

2) что значит народное?

 (Любое фольклорное произведение создается не одним человеком или группой людей, а всем народом) .

 Как можно представить себе процесс коллективного народного творчества? (фольк +лор) как пчелы создают соты и мед, люди создают совершенные творения, по крупицам собирая мудрую мысль и поэтическое слово.  Процесс продолжается (и сейчас создаются произведения фольклора, соответствующие современной жизни).

устные ответы в форме минимонолога с опорой на ключевые слова

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков , синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу

4. Работа над новой темой, открытие нового знания

чтение текста учебника  и дополнительного текста о загадке

Визуальная опора:

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение         Нет законченного суждения

народная мудрость            образное выражение

Всегда поучительна        речевая характеристика

 рассказывает об особенностях  (см. приложение) ,  подводит учащихся к формулировке определений:

Пословица – это краткое изречение (законченное предложение), в котором высказывается суждение (мысль) о жизненных явлениях или дается им оценка.

Поговорка – это оборот речи (незаконченное предложение), который придает высказыванию выразительность, делает его красочным и точным.

Загадка – это краткое иносказательное наименование или описание предмета (явления), содержащее в себе отгадку.

чтение статьи в учебнике

Пытаются сформулировать самостоятельно.

записывают определение в рабочую тетрадь

составляют с учителем  и записывают таблицу

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий,   умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

5. Первичное закрепление

фронтальный

опрос

викторина

задает вопросы для контроля

  1. Почему загадка содержит вопрос, но он не выражен формально
  2. Приведи примеры таких сказок, в которых герой проходит испытание загадкой.
  3. Почему загадки, пословицы, поговорки, возникшие в глубокой древности, живы до сих пор?
  1. Почему пословицы легко запоминаются?
  2. Какова роль поговорки в нашей речи?
  3. Почему в пословицах часто используются глаголы второго лица? К кому обращаются пословицы?
  4. Можно ли читая пословицы и поговорки, составить представление о народном идеале (какими качествами должен обладать человек)?

Отгадайте малые жанры фольклора: (приложение 1)

ответы на вопросы  в форме минимонолога

 с опорой на таблицу

выбирают чтеца, отгадывают

Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные:построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий

 

усвоение  понятий

6. Информация о домашнем задании

творческое задание

 Попробуй составить необычный Устав своей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица.  Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?  (в рабочей тетради)

 ! Не путать пословицы и поговорки

записывают домашнее задание

Регулятивные:самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

готовность целенаправленно использовать знания

7. Рефлексия.

Итог урока

продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Регулятивные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя

Приложение: (Слово учителя)

     По содержанию пословицы бываю разные. Одни сохраняю память о важном для народа историческом событии. («Голодный француз и вороне рад» - бегство наполеоновской армии из разоренной Москвы). Другие пословицы дают оценку жизненным явлениям. Говорят о том. Что справедливо, а что несправедливо, что правильно, а что неправильно. («Чья земля, того и хлеб» «один с сошкой, а семеро с ложкой»).

   Обратим внимание на форму пословиц. Пословица состоит из двух ритмизованных частей: «Лес рубят – щепки летят».  Иногда пословица напоминает маленькое стихотворение благодаря не только ритму, но и рифме: «Что написано пером – не вырубишь и топором».

    Поговорка похожа на пословицу. Но ее нужно научиться распознавать.  Сам  народ в поэтической форме определил разницу между ними:  «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Пословица всегда представляет собой законченное предложение-высказывание, например: «Повторенье – мать ученья».  Она может употребляться в речи самостоятельно, а поговорка всегда сопровождает рассказ о чем-нибудь.  Например, «как две капли», «легок на помине», «как снег на голову». Можно сказать. Что пословица – мысль, а поговорка – украшение речи. И пословица и поговорка обогащают нашу речь.

Загадка появилась вместе с человеком. Загадка – это древнейший способ познания мира.  Наблюдая мир, человек замечал, как много похожего и непохожего в нем.  Наверное, первые загадки были о связи человека и природы. Вот загадка о морозе и весне: «Старый дед, ему сто лет, мост намостил на всю реку.  А пришла молода – весь мост размела». А вот о снеге: «Скатерть бела, весь свет одела». Очень много загадок о человеке и его деятельности: «У двух матерей по пяти сыновей, всем одно имя» (рука) или: «Мужик идет из лесу, зеркало за поясом» (лезвие топора). Такой прием, когда мы называем предмет или явление не так как обычно, а другими словами, называется иносказанием. Любая загадка построена на иносказании.

         Иносказания бывают разные. Мы уже видели примеры иносказательных наименований (мороз – дед, снег – белая скатерть).   Другой пример: «Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто. Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги».  Здесь болото не называется другим словом, а описывается настолько подробно и точно, чтобы мы могли догадаться.  Описана может быть и деятельность того, о ком загадка: «Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает». Итак, иносказательное наименование и иносказательное описание – два основных приема при составлении загадки.

     Загадка – вопрос, выросший из наблюдения. Загадка не требует вопросительной формы и вопросительных слов, потому что она всегда скрытый вопрос, обращенный к миру: почему ты такой? Например, загадка о зиме: «Хоть сама – снег и лед, а уходит – слезы льет». В ней человек задумывается о великом таинстве мира – смене времен года и состояний природы.  Когда человек загадывает загадку другому, он делится с ним своим наблюдением над миром, ищет общий язык, проверяет, насколько точно его наблюдение. Загадка – это всегда диалог: как вопрос имеет ответ, так в загадке есть отгадка.

      В разные времена загадки служили способом испытания человека, частью ритуала, например свадьбы, проверкой ума и сообразительности. Загадка не исчезнет, пока человек будет мыслить. (Современные загадки: «Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает».)

Викторина

1) Киса, кисонька, коток,

     Киса - серенький хвосток,

     Приходи, киса, ночевать,

     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

2) Матушка – репка,

  Уродись крепка,

   Капуста  - виласта.

   Будь пудаста! (закличка)

3) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.  (небылица)

4) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились.   (потешка)

5) Скачет галка по ельничку,

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

6) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки.   (пестушка)

7) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной.  (приговорка)

8) Раз, два – упала гора,

      Три, четыре – прицепило,

      Пять, шесть – бьют шерсть,

     Семь, восемь – сено косим,

     Девять, десять – деньги весить.   (считалка)

9) Ласковое слово слаще мёда.  (пословица)

10) Обманули дурака

      На четыре кулака,

      На пятое – стуло,

     Чтоб тебя раздуло!

     На шестое - колесо,

   Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)

11) Семь пятниц на неделе.   (поговорка)

12) Сорока-ворона

 Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

13) Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку!.

Кашка масленька!

Бражка сладенька.(потешка)

14)Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела, головой вертела. ( прибаутка)

15) Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

16) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.(Скороговорка)

17) Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.(ЗАКЛИЧКА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Русский фольклор. Малые жанры фольклора

Русский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс...