Программа факультатива "Сочинения разных жанров"
рабочая программа по литературе (8 класс)

Черепанова Елена Александровна

Программа факультативного курса рассчитана на учеников 8 класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) . Программа отвечает  следующим образовательно-воспитательным задачам:

- приобщает к самостоятельной работе с книгой

-учит правильно и свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме

- способствует развитию интереса у учащихся к литературному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_sochineniya_raznyh_zhanrov.docx74.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к Образовательной программе

основного общего образования,

утвержденной приказом директора

от 30.08.2018г. № 934

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО

на заседании  экспертного совета

Протокол от 30.08.2018 г. № 1

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________________ /________/

30.08.2018г.

ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы

 Протокол от 30.08.2018 г. № 8

Программа факультатива

«Сочинения разных жанров»

8 класс

Составитель: Черепанова Е.А.

учитель русского языка и литературы

СОШ №1  г. Белоярский

2018

Пояснительная записка.

Литература как учебный предмет имеет огромный потенциал для самовыражения каждого ученика. Она помогает ему переоценить себя как личность и подготовиться к будущей успешной деятельности. Материалом для этого может служить не только художественное произведение, но и личный жизненный, общественный опыт учащегося, его наблюдения за окружающей действительностью, собственные мысли и чувства, творческое воображение.

Цель факультатива:

-развитие у учеников способности к самостоятельности, самоанализу, самообразованию, самовыражению, самореализации;

- развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса.

Основными задачами курса являются:

– изучение факультативного курса в соответствии с познавательными и учебными потребностями детей;

– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинений разных жанров;

– творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

– сочетание индивидуальной и коллективной деятельности в усвоении знаний;

– развитие способности к самостоятельной деятельности;

- развитие письменной речи учащихся.

Программа факультативного курса рассчитана на учеников 8 класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) . Программа отвечает  следующим образовательно-воспитательным задачам:

- приобщает к самостоятельной работе с книгой

-учит правильно и свободно выражать свои мысли в устной и письменной форме

- способствует развитию интереса у учащихся к литературному творчеству.

Исходя из выше перечисленных задач, вполне естественно, что необходима полная свобода в выборе жанра, темы и манеры изложения материала. Выбор жанра определяется не только темой сочинения, а прежде всего личностным отношением автора к анализируемому событию, явлению или герою. Индивидуальность и своеобразие сочинения зависит, конечно, от одаренности автора, способа его мышления.

Одна из главных задач факультатива - пробудить интерес к литературному творчеству. Восьмиклассники осваивают следующие жанры сочинения:

- сочинение-воспоминание, рассказ

- сочинение-заметка, репортаж, интервью

- сочинение - литературное путешествие.

Особое внимание уделяется мало разработанным жанрам, таким как:

- сочинение - письмо автору или литературному герою

- сочинение - стихотворение

- сочинение - дневник.

С сильными учениками можно попробовать писать сочинения проблемного характера:

- сочинение - характеристика

- сочинение - литературный портрет, сочинение - рецензия

- сочинение - эссе

- сочинение - очерк.

Особенности перечисленных жанров сочинения помогают учащимся проявить индивидуальность, собственную позицию, творческое чутье.

Факультативные занятия строятся следующим образом: на первом этапе вводится новый материал (сообщение учителя или учеников, наблюдения учащихся, беседа), на втором этапе предлагаются упражнения - задачи для закрепления полученных знаний, это могут быть

- задачи аналитического характера, требующие ответа на поставленные в текстах вопросы

- задания аналитико-синтетического характера, направленные на обнаружение недочетов в работах учеников

- задания, предполагающие подготовить в устной или письменной форме то или иное высказывание.

Факультативные занятия помогут учащимся развить способность к самовыражению, удовлетворить потребности в общении, выйти на высокий творческий уровень, а значит, стать более успешным в учебной деятельности.

Требования  к уровню подготовки  учащихся

Результатами освоения программы являются:

  • владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
  • умение собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • умение создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
  • умение совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
  • умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
  • умение правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи.
  • Умение самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Текст Эпиграф

2

3

Разговорный стиль

2

4

Эпистолярный жанр. Дружеское письмо

4

5

Дневниковая запись

3

6

Официально-деловой стиль

2

7

Научный стиль

3

8

Публицистический стиль

1

9

Эссе

2

10

Газетные жанры

4

11

Путевые заметки

1

12

Художественный стиль

2

13

Форма литературного путешествия

2

14

Сочинение - стихотворение как разновидность ученического творчества.

1

15

Сочинение проблемного характера.

1

16

Юмористический жанр

2

17

Подводим итоги

2

18

ИТОГО

35

Содержание.

Текст: заголовок, тема, основная мысль, микротема.

Что такое эпиграф? Подбор эпиграфа по темам.

Особенности работы над эпиграфом.

Разговорный стиль: признаки, языковые средства, сфера применения. Нейтральный стиль.

Сочинению в жанре дружеского письма. Дружеская переписка.

Сочинение - письмо автору или литературному герою.

Совершенствование написанного: учимся редактировать.

Дневниковая проза. Знакомство с дневниковыми записями.

Дневник как разновидность сочинения. Знакомство с произведениями, написанными в форме дневника

Официально-деловой стиль речи: сфера применения, языковые особенности.

Деловое письмо.

Научный стиль речи. Составление конспекта научно-популярной статьи.

Как писать реферат, доклад. Библиография, аннотация.

Публицистический стиль речи.

Обучению сочинению в жанре эссе.

Совершенствование написанного.

Газетные жанры. Как написать заметку в школьную газету.

Сочинение - репортаж.

Сочинение -интервью.

Редактирование текста.

Путевые заметки.

Художественный стиль речи. Сочинение - рассказ

Обучение сочинению в жанре литературного путешествия

Совершенствование написанного.

Сочинение - стихотворение как разновидность ученического творчества.

Обучение сочинениям проблемного характера.

Учимся секретам юмористического сочинительства.

Подводим итоги.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Вводное занятие. Значение и задачи факультатива.

1

2

Текст: заголовок, тема, основная мысль, микротема.

1

3

Что такое эпиграф? Подбор эпиграфа по темам.

1

4 ПР

Практическая работа №1 "Особенности работы над эпиграфом".

1

5

Разговорный стиль: признаки, языковые средства, сфера применения. Нейтральный стиль.

1

6 ПР

Практическая работа №2 "Совершенствуй себя, совершенствуй свой язык".

1

Обучение сочинению в жанре дружеского письма. Эпистолярный жанр

1

7 ПР

Практическая работа № 3 "Дружеская переписка".

1

8

Сочинение - письмо автору или литературному герою.

1

9

Совершенствование написанного: учимся редактировать.

1

10

Дневниковая проза. Знакомство с дневниковыми записями.

1

11

Дневник как разновидность сочинения. Знакомство с произведениями, написанными в форме дневника

1

12

ПР

Практическая  работа № 4. "Роман о себе "ежедневном"

1

13

Официально-деловой стиль речи: сфера применения, языковые особенности.

1

14 ПР

Практическая  работа № 5 "Деловое письмо".

1

15

Научный стиль речи. Составление конспекта научно-популярной статьи.

1

16

Как писать реферат, доклад. Библиография, аннотация.

1

17

Практическая работа № 6. Пишем реферат на заданную тему.

1

18

Публицистический стиль речи.

1

19

Обучению сочинению в жанре эссе

1

20

Совершенствование написанного.

1

21

Газетные жанры. Как написать заметку в школьную газету.

1

22  ПР

Сочинение - репортаж.

1

23

Практическая работа № 7 Сочинение «Заметка  в школьную газету»

1

24

Сочинение -интервью. Редактирование текста.

1

25

Путевые заметки.

1

26

Художественный стиль речи. Сочинение - рассказ

1

27

Практическая работа № 8 Создание сочинения – рассказа на свободную тему.

1

28

Обучение сочинению в жанре литературного путешествия

1

29

Совершенствование написанного.

1

30

Стихотворение как разновидность ученического творчества.

1

31

Обучение сочинениям проблемного характера.

1

32

Учимся секретам юмористического сочинительства.

1

33

Практическая работа № 8 Сочиняем юмористический рассказ.

1

34

Подводим итоги.

1

35

Подводим итоги

1

ИТОГО

35  часов

 

Учебно – методические средства обучения

1.Бойко М.И. Сочинение по литературе в средней школе. Киев, 1973.

2. Грекова Е.В. Методические указания по работе над сочинением. М., 1985.

3. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.

4. Майорова А.В. Письменные работы по литературе в 8 классе. Рига, 1973.

5.. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., 1987. С.69.

6.  Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2004.

Материал для занятий

К занятию 3.

Что такое эпиграф? Роль эпиграфа в произведении.

Цель: показать значимость эпиграфа для художественного произведения,

определить роль эпиграфа для ученического сочинения.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя.

Сегодня на занятии речь пойдет о значимости эпиграфа для произведения художественной литературы, а также для сочинения.

Давайте вспомним, что такое эпиграф.(Эпиграф - это один из приемов выражения авторской мысли, его позиции в художественном произведении).

Эпиграфы бывают общими, относящимися ко всему произведению, и частными, которые относятся к главе или фрагменту.

Их количество может быть самым разным. Например, английские писатели Вальтер и Элизабет Роджерсы своему роману "Джон Донар, обыкновенный человек" предписали 25 эпиграфов из 11 источников. А ими могут быть литературные, фольклорные, религиозные, научные произведения, справочные издания, письма и дневники. Выбор источника цитирования связан с характером произведения, с духовным миром автора, с эстетическим вкусом и подчинен творческим задачам автора.

Эпиграф берет свое начало в античной литературе. В древнейшие времена на надгробных плитах, памятниках высекали

надписи, возвеличивающие умерших или обращенные к богу. Одни назывались эпитафиями, другие - эпиграммами. Надписи позже появились и на книгах и предшествовали основному тексту и представляли собой афоризм, взятый из фольклорного или литературного источника. Они и стали называться эпиграфами. (В переводе с греческого надписями). В литературе эпиграфы появились в 15 веке.

Т.о. эпиграф - это компонент литературного произведения, он помогает выразить авторскую позицию и выполняет функцию передачи идейно-тематического содержания, выражает чувства автора, его отношение к изображаемому. А читателю -

психологически подготовиться к восприятию авторской мысли.

2. В пушкинскую пору эпиграфирование было в литературной моде - сказывалось влияние романов В.Скотта и романтических поэм Д.Байрона. Об этом говорит литературовед Д.Якобович:"Латинские эпиграфы и изречения являлись в пушкинское время внешним проявлением образованности." Это отразил и сам поэт, написавший в первой главе "Евгения Онегина" :

... Он знал довольно по латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать...

Есть много свидетельств того, как тщательно и искусно подбирал Пушкин эпиграфы к своим произведениям. Черновики это подчеркивают.

Они отражают кропотливые поиски нужных строк.

Давайте их рассмотрим. (Слайды)

А теперь, ребята, обратимся к стихотворению "Осень". (Чтение)

В каких строках звучит основная мысль стихотворения? Можно ли их сделать эпиграфом?

Пушкин, как истинный художник, не выражал свои идеи прямо, ему чужда назидательность, его мысли, чувства воплощаются

в эпиграфе, который создает внутренний подтекст.

В чем же смысл, суть эпиграфа? В чем перекликаются содержание и эпиграф?

3. Сематика и источник эпиграфа.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо познакомиться с его источником. Это литературная цитата из стихотворения Г.Р.Державина "Евгению. Жизнь званская" (1827г), написанного в имении поэта Званки. В нем он обращается к своему биографу Е.Болховитинову, рассказывает о красоте окружающей природы, о прелестях крестьянской жизни, о праздничных забавах.

Познакомьтесь с отрывком (чтение).

Какие мысли приходят к одинокому поэту, любующемуся красотой природы?

Тишина, покой сельского вечернего пейзажа навевают печаль и сознание того, что все на свете мимолетно и быстротечно, что жизнь поэта ничтожна , а творчество его скоро забудется.

Давайте сравним оба произведения. Какие мысли навевает осенняя природа Державину, а Пушкину?

Для Дежавина, написавшего стихотворение в старческом возрасте, красота природы, покой и уединение приносит утешение,

скрашивает последние годы жизни, помогает смириться с мыслью, что все в мире тщетно и суетно. Для Пушкина - осень - это

пора подведения итогов, ретроспективный взгляд на пережитое.

Обратите внимание на внутртекстовые структурные связи, найдите созвучные строчки эпиграфу (из 9 и 10 строф).

... Иль думы долгие в душе моей питаю...

Я сладко усыплен моим воображением...

Сравните значение слов, при помощи которых осуществляется связь эпиграфа и стихотворения.

"Дремлющий ум " "усыплен моим воображением". Это сопоставление помогает глубоко понять мировосприятие двух поэтов: одного увядание природы сковывает сном, напоминает о неизбежной смерти, в другом осень рождает вдохновение. Последние строфы "Осени" (10-12) дают ответ на вопрос, прозвучавший в эпиграфе, раскрывают мысли и чувства поэта. Они посвящены таинствам творчества. Пушкин рассказывает как рождаются стихи: они приходят словно сами собой, под влиянием вдохновения.

4 Обобщение материала. Роль эпиграфа в стихотворении.

Какова же роль эпиграфа?

Он подчеркивает, что в общении с природой человек черпает богатство мыслей и чувств, создает эмоциональный настрой, обращает внимание на многообразие тематики.

5 Закрепление навыка анализа эпиграфа.

А теперь подумайте, почему Вяземский в стих. "Сумерки" использует тот же эпиграф, что и Пушкин?

(чтение стихотворения)

Вяземский продолжает пушкинскую традицию описания творческого процесса: пробуждения поэтического вдохновения, когда

"слово к слову льнет, и звук созвучья ищет, и леший звонких рифм юлит, поет и свищет". А содержание эпиграфа противоречит всему этому, т.к. у Державина "дремлющий ум" тревожат только воспоминания.

Репортаж как разновидность газетных жанров.

Занятие 19.

Цель: научить распознавать специфику репортажа , развить умение свободно выражать личностное отношение к

описываемому событию.

Учитель: На прошлом занятии мы говорили о том . что средства массовой информации (радио, ТВ, газеты, журналы, интернет) играют в нашей жизни большую роль.

Благодаря им читатели, слушатели, зрители знакомятся с происходящими в стране и за ее пределами событиями, новостями культуры, спорта, науки. Наиболее демократичным средством массовой коммуникации является газета.

Рассмотрите газеты, которые лежат у вас на партах. Скажите, как располагается там материал. Обратите внимание,

что газеты разные, одни- федеральные, другие- региональные, третья- школьная, ее выпускают ученики нашей школы.

Называется она "Классная газета".

Учащиеся: на первых страницах помещается наиболее важный материал о происходящем в стране, на последней странице -

письма читателей, фельетоны, ребусы. Центральная часть газеты освещает вопросы общественной жизни, Школьная газета построена по тому же принципу.

Учитель: Любой человек может обратиться в газету, высказать свое мнение, задать интересующий его вопрос. Но чтобы материал достиг цели, надо многое уметь и знать. Некоторые писатели начинали свой путь в газете. Профессия журналиста помогает совершенствовать мастерство. Но эта профессия очень трудная. Она требует умения ясно излагать мысли, оперативно откликаться на события. При этом обязательна точность и достоверность. Журналист должен сдерживать свое рвущееся на волю воображение.

Вот что говорил о трудностях по

профессии репортера Булат Окуджава:"Я много лет работал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным для меня было описание того, что вижу в данный момент".

Некоторые из вас уже сделали первые шаги корреспондента, провели пробу пера на страницах школьной газеты. И поняли, как это

трудно, как многому еще надо учиться.

Если вы меня внимательно слушали, то заметили, что я называла разные профессии: репортера, журналиста, корреспондента. А чем они отличаются? Давайте разберемся в этом.

( помощь может оказать "Толковый словарь")

Кто такой журналист? ( работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах и журналах)

Корреспондент? ( автор сообщений о текущих событиях, присланных откуда-либо в средства информации)

Репортер? ( корреспондент, пишущий о местных событиях, о событиях дня)

На прошлых занятиях мы познакомились с газетными жанрами, отметили их особенности. Пспомнить этот материал вам поможет упражнение. Прочитайте тексты, определите жанр, докажите свой выбор, обратите внимание на структуру текстов, на особенности синтаксиса и лексики.

( работа с текстами)

Учитель: Итак, при разборе последнего текста были некоторые сомнения. Поэтому более подробно остановимся на специфике данного текста. И тема звучит... Может, вместе сформулируем ее?. Репортаж как разновидность газетных жанров.

Поможет нам решить учебную задачу и определить специфику жанра группа ребят. Открою вам секрет, что им я предложила

опережающее задание: написать репортаж о каком-либо событии, которое происходит в нашей школе.

Внимательно слушая репортаж, назовите признаки, характерные только этому жанру.

( вместе разрабатываем памятку )

Я думаю, что тема школьной жизни волнует каждого. Ребята хорошо справились с заданием. Каждый из вас на занятии также поучится писать репортаж. Представьте, что вы репортеры, и ваш репортаж ждет редактор газеты.

А как достичь того, чтобы создать интересный репортаж?

Сегодня мы откроем еще один секрет, очень важный. А заключается он в том, что репортажи имеют свои разновидности: теле-,

фото-, радио-. Чтобы раскрыть их особенности, я предлагаю вам игру "Мы репортеры". На прошлом занятии вы получили задания и побывали на важных школьных мероприятиях: конкурсах, заседаниях, празднике, т.е. были либо участниками, либо очевидцами

каких-то событий.

Ваша творческая задача будет заключаться в следующем: создать фрагменты репортажа о событии, выбрать ту

разновидность, которая больше всего подойдет вашему репортажу. Разбейтесь на группы: 1- я готовит телерепортаж,

2-я - радио-, 3-я - фото-.

(Через 10 минут группы представляют свои работы)

Учитель: Я предлагаю вам самим оценить работу групп. Определить, что получилось, может, есть какие-то замечания, пожелания.

( обсуждение)

Мне хочется верить, что сегодняшнее занятие стало для вас полезным. Некоторые работы можно сдать в школьную редколлегию

и поместить в газете. А в дальнейшем приобретенные знания могут быть использованы вами для написания очередных сочинений на свободные темы.

И в заключении мне хотелось бы познакомить вас с писателями, которые создавали свои произведения в жанре репортажа:

Юлиус Фучик - чехословацкий публицист проследил судьбы патриотов и борцов антифашистского подполья

Яков Макаренко - писатель

Автор книги "Москва газетная" - Гиляровский был общепринятым "королем" газетного репортажа.

Работа с текстами

( раздаточный материал к занятию)

№ 1

Портрет века : год 1957.

16 января. В Нью-Йорке на 90-м году жизни умер один из величайших дирижеров АртуроТосканини.

25 июля. Тунис провозглашен республикой.

4 октября. Городу Молотову возвращено старое название Пермь. Молотовская область переименована в Пермскую.

3 ноября. В космос отправлен второй искусственный спутник Земли, на его борту находилась небольшая кабинка, в которой собака Лайка прожила на Орбите около недели.

( Из газеты "Губернские новости")

№ 2.

23 февраля в школе состоялась премьера спектакля "Старые друзья". Гостями школы были ветераны Великой Отечественной войны. Спектакль был своеобразным и приятным подарком ветеранам от участников школьного театрального кружка.

( Из гзеты "Шкльная жизнь")

№ 3.

Подросток... Кто он? В каком мире живет?

Взрослые скажут: "Подросток - это ребенок переломного возраста от 13 до 16 лет, который готовится вступить во взрослый

мир."

" Переломный возраст "- что за смешные слова. Почему про мир взрослых не говорят " сломанный возраст"? Ведь это для них

очень подходит.

Подросток - это человек, который еще не ушел из мира шалостей и смеха, но уже вступивший на тернистый взрослый путь.

Я назвал бы мир подростка невесомым, он загадочный и непредсказуемый. И подросток в нем нуждается в защите и равноправии.

Не забывайте об этом, взрослые!

( А. Сахаров )

№ 4.

Мне посчастливилось побывать этим летом в г. Балтиморе. И вот я знаю, где живет Кинг - Конг. В городе Балтиморе, на крыше музея научного центра спец.эффектов. Вместо билетов здесь прикрепляют к тебе наклейку с фирменным знаком.

У входа предупреждают: " Трогать руками можно все". Экспонатов море. Детвора с грохотом рассыпает по всем этажам.

Вот это музей!

( Из газеты " КМ")

№ 5.

Закончился городской этап конкурса "Учитель года". Победителем стала учитель физики школы № 96 Яковлева Надежда Геннадьевна. Мы встретились с ней после церемонии награждения.

- Надежда Геннадьевна, скажите, пожалуйста, трудно ли было Вам достичь таких высоких результатов?

- Надо просто любить свою работу. Быть учителем сегодня очень ответственно. Нужно постоянно совершенствоваться, подниматься на новые профессиональные ступени мастерства. Я поставила перед собой цель и просто стремилась к ней. Но если честно - я не думала стать победителем.

- Вы, наверное, с детства мечтали стать учителем.

- Я окончила школу на "отлично". У меня были прекрасные учителя. А учитель физики привила мне любовь к этому предмету.

После школы я поступила в университет. Потом пришла работать в школу № 96, где учу детей уже 10 лет. Я ни разу не разочаровалась в выборе своей профессии. Кроме того, у меня прекрасные ученики.

- Надежда Геннадьевна, сейчас Вы перешли в следующий этап конкурса - областной. Мы желаем Вам удачи и новых побед!

( Из газеты "Пермские новости")

№ 6.

Ветер с севера подул - Что касается субботы,

Для здоровья это вредно. Он усвоил, как закон:

И решился на прогул Нужен отдых для работы...

В понедельник мальчик бедный. Отдыхал спокойно он.

Вторник. Ветер вдруг с востока - В воскресенье отоспался,

Вот причина сидеть дома. Вымылся, сходил в кино.

"Я не выучил уроков,"- В школу долго собирался,

Шепчет маме наш знакомый. Но...

В среду утром вперегонку Ветер с севера подул,

С запада помчались тучи Быстро стынет пыл воскресный,

Как же можно для ребенка И прогульщик затянул

Упусить подобный случай? В понедельник ту же песню.

А в четверг утихнул ветер. А в семье царит смятенье,

Штиль и солнце. Кое-как И решают сгоряча -

Поборол он козни эти Для серьезного леченья

В комнате создав сквозняк. Пригласить скорей врача.

В пятницу - и грязь и слякоть, Хмурит брови врач тревожно,

На дорогах - гололед. И гласит диагноз так:

Стал бедняга горько плакать, "Случай явно безнадежный,

Что до школы не дойдет. Если в голове - сквозняк".

( Текст №1 - хроника, т.к. информация о событиях конкретная, точная, без комментариев.

2 - заметка, сообщение о событии: что, когда, с кем, где произошло; ярко выражено авторское отношение к событию.

3 - статья - ярко обозначена проблема, звучит авторское отношение, личностная оценка в форме рассуждения,

дается опровеждение. СПП помогают доказать и раскрыть мысль, решить проблему. В конце звучит призыв автора.

4 - репортаж : автор - участник с интересом рассказывает, его цель - заинтересовать читателей (лексика, синтаксис)

5 - интервью

6 - фельетон: живая речь, выдумка, худ. воображение, высмеиваются пороки )

Памятка.

Статья - рассуждение проблемного характера. Особенности : - дискуссионный характер

- личностное отношение к сообщаемому

- общественно-политическая лексика

- риторические вопросы

-- побудительные предложения

- эмоционально окрашенные слова и обороты речи

- СП предложения

Заметка - информационное сообщение о новом иважном событии. Особенности : - что, где, когда , с кем происходило?

- авторское отношение к сообщаемым фактам

- конкретность

Хроника - информация об основных событиях года, века... Особенности: - конкретность и точность изложения

- отсутствие любых авторских оценок

Репортаж - информационный жанр, где воссоздается картина происшествия, рассказывается о том, как это было.

Признаки: - документальность

- эффект присутствия

- оценка автора

- репортажное настоящее.

Фельетон - юмористический информационный рассказ. Особенности: - худ. воображение

- живая речь

-комические черты, которые подвергаются осмеянию.

Интервью - беседа журналиста с интересным человеком по поводу какого-либо актуального события или важной проблемы.

Разновидности: интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-монолог, интервью-мнение.

Занятие 8.

Учимся редактировать.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

" Не бывае никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно, и чем трудней, тем лучше выходит".

(А. Толстой)

"Фразу надо делать - а это искусство.

Надо выбрасывать лишнее, очищать речь от словарного мусора".

( А.П.Чехов)

" Слово - это выражение мыслей. Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребляет слово, значение которого не знает, лишался бы права писать и получал бы 100 ударов розг".

( л. Толстой)

" Художественная литература - это искусство слова. Даже композиция произведения отступает перед решающим значением языка. Самая большая радость в жизни - правильно найденное слово".

( К.Федин)

"Недавно я видел рукопись Пушкина - это зрелище поучительное. Вы видите, как идут поиски слова. В одном месте я насчитал 12

или 14 эпитетов, которые Пушкин все время менял. Теперь я вполне понимаю старого пушкиниста, который заплакал над одной

из рукописей, потому что не смог прочесть - столько было там поправок."

(К.Паустовский)

Упражнение.

Ниже даны выдержки из рассказов начинающих писателей и замечания, сделанные Горьким на полях рукописей.

Определите, в каких случаях замечания Горького вызваны:

1 - употреблением слов в несвойственном им значении

2 - неоправданным повторением

3 - неудачным использованием слова.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАССКАЗОВ ЗАМЕЧАНИЯ ГОРЬКОГО

Вьются дороги, разбегаются в разные Маловата.

стороны, как пугливые звери.

В карьер несутся эскадроны. Вот Неудачное сравнение.

остановились. Каплями крови алели

знамена.

Серебряным рублем катится луна. Хорошо ли? уж сказал бы - пятнами.

Работали молча, без слов. Ведь ясно, если человек молчит, то он не говорит.

Упражнение 2.

Отредактировать сочинение учащихся. Тема: Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".

Сочинение 3.

Понятие "тургеневская девушка" включает в себя: портрет миловидной девушки 17 лет, разносторонний характер

от романтики до самосовершенствования, и много разных ролей от благовоспитанной леди до героини произведения.

Как мы видим, портрет Аси перекликается с портретом других "тургеневских девушек": та же фигура, тот же возраст,

телосложение. Образ Аси - это сама жизнь, бурлящая, жизнерадостная. Глядя на нее, хочется вместе с ней веселиться,

одним словом, жить.

Сочинение 2.

Я прочитала повесть "Ася" и пишу сочинение. Под понятием "тургеневская девушка" скрывается полузагадочная, умная, знающая иностранные языки, благовоспитанная барышня. В образ Аси входит портрет, общий характер, роли, которые она сыграла.

Портрет Аси: девушка 17 лет, миловидная, грациозная, жизнерадостная. Она романтичная, очень изменчивая, любит природу.

Ася была полузагадочная, в любое время могла меняться, этим она похожа на хамелеона. То она была веселая, то вела себя как благовоспитанная барышня.

Ася в повести "крылатая натура". Она хочет взлететь в синеву и посмотреть на весь мир с высоты. У других нет таких стремлений,

остальные в мире бескрылые серые существа.

Я думаю, что привлекательность "тургеневской девушки" для современного читателя в том, что любовь может испытать каждый,

что Ася молода и красива. Прочитав стихи в прозе, я поняла, что любовь в жизни бывает разная: любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к другу. Но главное в том, что каждое чувство надо беречь. Тургенев утверждал в своих произведениях, что любовь нельзя купить ни за какие деньги.

Сочинение 1.

Повесть Тургенева была написана в тяжелую пору крепостного права.(1858 год) Писатель хорошо понимал, что молодежь того времени более всего волновал вопрос: "Как жить? К чему стремиться?" Эти новые мысли Тургенев выразил в образах русских девушек. В них привлекают писателя те свойства, которые он считает чертами русского национального характера: прямодушная правда, простота и откровенность, "честность ощущений".

Героини Тургенева лишены эгоизма, не склонны к самоанализу. Художник прежде всего знакомит читателя с внешностью героини.

Мы узнаем " о складе ее смуглого лица, с почти детскими щечками и черными глазами". Ася кажется существом "непонятным, полузагадочным". Тургенев показывает быстрые смены ее настроения: Ася то грациозно_шаловлива, то впадает в глубокие раздумья, то весело смеется, то часами сидит одна со слезами на глазах. Часто в ее смехе звучит что-то неестественное, и это

сразу отражается на ее внешнем виде. "Лицо бледнеет, черты становятся больше, строже и проще." Ася стремится понять чувства, мучащие ее, отыскать причины.

Ася - дочь дворянина и крепостной крестьянки. В ней сильно развито самолюбие, недоверчивость. Она постоянно стремится к самосовершенству. Несмотря на трудные обстоятельства жизни, Ася стала девушкой чуткой, самобытной. К тому же у нее ни одно чувство не бывает наполовину.

Чувства души, ясность ума, желание служить общему делу присуще Асе. Сердце ее трепетно. Поэтому первую Асину любовь автор сравнивает с явлениями природы. Первая любовь - это ранняя весенняя гроза, веселый кипучий поток. Именно любовь порождает в Асе сделать свою жизнь осмысленной. Асе кажется, что у нее крылья выросли, и она подобно птице может подняться ввысь.

Но лететь ей было некуда. В этом заключается весь драматизм судьбы Аси. В мире "бескрылых существ" нет высоких душевных порывов.

Более ста лет прошло со времени появления в свет повести "Ася". Все изменилось в мире. Но повесть Тургенева не может не волновать современного читателя глубокой правдой, чистотой ч увств. Книга учит дорожить счастьем, юностью, беречь любовь.

Черты, которыми наделил свою героиню Тургенев, во все времена будут цениться и волновать сердца читателей.

Жанры сочинений

«Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности»[1][1].

        Творчество формирует в учащихся:

-   потребность в самовыражении, в сопереживании;

-   чувство слова;

-   умение переносить и связывать знания из разных областей;

-  способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.

Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для  развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.

Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа».

Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:

-  вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;

-  подчинять своё сочинение определённой идее;

-  отбирать материал для сочинения;

- систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;

- строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;

-  правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;

- редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.

Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.

        Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.

Сочинение-повествование

«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2][2]. Сообщение о сменяющихся действиях  –  «новое» в  тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в  повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.

 В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.

Результат сочинения-повествования  – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.

Повествование может вестись от первого или от третьего лица.

Основная часть речи, используемая в повествовании, –  глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.

Существуют следующие виды рассказов:

• о случае из жизни автора;

• на основе услышанного;

• на основе фантастического вымысла;

• на основе данного сюжета;

• на основе сюжета картины;

• юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;

• киносценарий на основе рассказа;

• сказка на основе рассказа;

• рассказ от лица животного;

• по данному началу.

Сочинение-описание

В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.

Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета  обращаемся к возрасту, осанке, росту,  походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.

Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить  предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.

Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе  не обязательно точное и полное.

Структура описания включает:

- общее представление о предмете («данное»); 

- описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);

- отношение автора к описываемому.

Различают следующие виды сочинений-описаний:

- описание отдельных предметов;

- описание человека;

- описание животного;

- описание помещения;

- описание природы;

- описание одежды, костюма;

- описание действий;

- описание общего вида местности;

- описание книги;

- описание памятника;

- описание состояния окружающей среды;

- описание картины чего-либо по воображению и памяти.

В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Сочинение-рассуждение

Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.

В основе рассуждения —  проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.

Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.

 Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:

- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;

- ссылки на литературу (цитирование);

- сопоставление фактов;

- логические умозаключения и т.д.

Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.

Существуют следующие  виды сочинений-рассуждений:

• рассуждение-ответ на вопрос;

• рассуждение на дискуссионную тему;

• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.

 В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно,  таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.

При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.

Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

Наряду с традиционными жанрами необходимо уделить внимание и работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Это сочинения в жанрах рекламы, дневниковых записей, эссе и письма.

Сочинение в жанре рекламы

Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:

- информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;

- распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;

- коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.

Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:

- необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;

- нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы. Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;

- текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;

- в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;

- если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;

- сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;

- материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;

Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.

Памятка составляющему рекламу

1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.

2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.

3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.

4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.

5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.

6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.

7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.

8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.

9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.

10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.

Сочинение в жанре  дневниковых записей

 Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике.
Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь — самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

- каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

- известная отрывочность записей;

- зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

- преобладание самих фактов над их осмыслением;

- категоричность и неаргументированность общих оценок;

- иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

- дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

- дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

Сочинение в жанре эссе

Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:

1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.

3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.

Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза»  аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора.

Памятка пишущим эссе

1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами.

3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной.

4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности.

6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим.

Сочинение в жанре письма

 Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов).

Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке.

Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XVIII века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.

Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.

С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.

Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.

Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.

Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая  индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.

План письма.

1.      Дата.

2.      Приветствие, обращение.

3.      Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.

4.      Заключение.

5.      Подпись.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской  программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...