Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович».
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Матросова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Былина Новгородского цикла: «Вольга и Микула Селянинович».

Цели урока:

  • образовательные: обеспечить усвоение понятий «былина» и «эпос», художественные средства выразительности;
  • развивающие: учить умению  осмысленно читать текст, ставить вопросы, сравнивать былины, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умения анализировать произведение; организовать на уроке самостоятельную работу с текстом, развивать речь детей, учить умению формулировать собственное мнение и свою позицию.
  • воспитательные: воспитывать интерес к истории Родины, принимать русского богатыря как нравственный образец русского человека.

Оборудование: интерактивная доска, проигрыватель.

1. Актуализация опорных знаний:

а)словарная работа: сказка, былина, эпос, богатыри, сказители-гусляры, гипербола, повторы, инверсия.

-Скажите, пожалуйста, о каком периоде развития литературы пойдет речь у нас на уроке? Что вы можете сказать, услышав эти теоретико-литературные термины? (Все эти термины относятся к фольклору, значит речь на уроке пойдет об этом периоде развития литературы)

-Какой жанр фольклора, из перечисленных терминов, достаточно подробно нами уже изучен? (В 5классе на уроках литературы подробно изучена сказка)

-О каком жанре устного народного творчества пойдет речь у нас сейчас? (Былина)

-К какому роду литературы относятся жанры сказки и былины? (Эпос)

-Каковы цели нашего урока, что мы должны вспомнить, что узнать? ( Мы должны вспомнить, что называется фольклором, его жанры, время создания произведений, исторические процессы. Узнать, что такое былина ,ее жанрово-стилистические особенности)

б)  сообщение учеников о героях  былинного эпоса и истории написания былин, основных темах этого жанра, сопровождаемое презентацией (совместным проектом группы учащихся), дополняющее статью учебника (5 мин.).

Вывод: былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались стбрины, стбринки. (Запись в тетрадь).

Дома вы составляли таблицу, в которой должны были указать сходство и различие былин и сказок.

Сказка

Былина

Сходство:

1.Существовали в устной форме

2.Существуют с древних времён

1.Прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера

1.Описание подвигов богатырей

2.Главная черта – вымысел

2.Ей не свойственна точная передача исторических фактов, но у герое есть протопипы

3.В прозе. Художественные особенности: постоянные эпитеты, повторы, сказочные зачин и концовка

3.Песенно-стихотворная форма. Художественные особенности:гиперболизация,повторы,сравнения

уменьшительные и увеличительные суффиксы, инверсии, удлиненные окончания прилагательных.  Былинные зачин и концовка

4.Их «рассказывали»

4.Их «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей

Используя таблицу, которую вы составляли дома, попробуйте доказать, что произведение, которое вы сейчас прослушаете, - былина.

2. Критическое чтение и слушание былины «Вольга и Микула Селянинович», сопровождаемые презентацией (Приложение1) и словом учителя.

-О чем произведение? (О встрече князя Вольги и пахаря Микулы Селяниновича)

Словарная работа:

- Объясните значение словарная работа с устаревшими словами:

«Гужики»– петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

«Булатный»– из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью.

«Сафьян»– тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

«Соловый»– о масти лошадей; желтоватый (В сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

- Есть в произведении герой-богатырь? (Дети безошибочно отвечают, что богатырь – это Микула Селянинович).

-  Почему вы решили, что богатырь-это Микула Селянинович, а не Вольга? (Доказательством служат средства выразительности в былине. Работаем с гиперболами, эпитетами, указывающими, что  пахарь превосходит мощью и доблестью Вольгу. Микула обладает исключительной силой, что и подтверждается текстом былины).

-  Докажите, что прослушанное вами фольклорное произведение – это былина, а, например, не героическая сказка (по стилистическим приемам, по историческим комментариям, географическим названиям, песенно-стихотворной форме, художественным особенностям языка перед нами былина).

Презентация:былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Всеволод Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Князь Вольга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча.

3. Продолжение беседы

- Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича.

- Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.)

- Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца»).

- Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»?

- Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения?(Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя., поэтизация крестьянского труда).

4. Просмотр иллюстраций к былине К.А. Васильев «Вольга и Микула», сообщение учителя о творческой судьбе художника)

- Каково ваше впечатление от героев, изображенных на картине? Кто на ней изображен? Совпало ли ваше представление с тем, что вы увидели на картине? (Микула  Васильева огромен, Вольга рядом с ним почти незаметен, и одет богатырь не как в былине, он стоит в простой рубахе, на переднем плане – руки, большие, крестьянские, натруженные).

- Что хотел продемонстрировать художник в иллюстрации к былине?

- Здесь есть поэтизация? (Нет. Труд тяжкий. И герой другой, и Вольга не такой, как в былине. Символичен образ Вольги, шлем которого напоминает купол церкви, а красный плащ символизирует  власть. Микула Селянинович, крестьянин – богатырь, возвышаясь над князем, символизирует мощь русского труженика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае необходимости встанет на ее  защиту).

  - Найдите те строки в былине, которые воссоздал художник на картине. Зачитайте их. Совпадает ли прочитанное вами с тем, что вы видите на картине? (Все что касается внешности богатыря – нет, у художника нет поэтизации внешности, здесь основной прием-гипербола, перед нами действительно богатырь – гора, связанный со своей землей, вышедший из нее).

- Какие качества богатыря воспевает былина?(Исключительную физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту). Запись в тетради.

5. Рефлексия.

- Что сегодня нового вы узнали на уроке?

- Можно ли назвать Микулу Селяниновича назвать  былинным героем, а Вольгу? По каким критериям определяется былинный герой? (Былинный герой отличается исключительными качествами, прославляющими его, он способен совершить то, что другим не под силу, поэтому богатырь в этой былине – Микула Селянинович, а не Вольга, который, несмотря на свое происхождение, исключительными чертами не обладает).

- Помогла ли картина К. Васильева увидеть богатыря?

6. Домашнее задание.

Групповая работа  по таблице.

Критерии сравнения

Былина

Картина Васильева

Как показан крестьянский труд?

Особенности изображения князя Вольги

Особенности изображения Микулы

Символика изображения героев

Каждая группа получает задание сравнить текст былины и картину К. Васильева:

1 группа: Как показан крестьянский труд?

2 группа: Особенности изображения богатыря и князя.

3 группа: Символика в изображении героя.

Прочитать былину «Садко».  

Проблемный вопрос: Докажите, используя материал сегодняшнего  урока, что Садко - это былинный герой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока

Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема:  Былина «Вольга и Микула Селянинович»...