Сценарий литературной викторины «Великий, красивый и добрый…Время открывать Тургенева»
классный час по литературе (10 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

Этот сценарий будет полезен при проведении внеклассных мероприятий по литературе. Он рассчитан на сборные команды, состоящие из учеников 5-10 классов. Здесь охватывается материал о жизни и творчестве великого писателя с ранних лет и до последних. Занимательные конкурсы вызывают живой интрес со стороны учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_turgenev_.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий к литературной викторине

«Великий, красивый и добрый…Время открывать Тургенева»

Слайд №1 «Великий, красивый и добрый…»

Музыкальная заставка.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители сегодняшней литературной викторины! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. В нашей школе проходили мероприятия, посвящённые Неделе русского языка и литературы, и мы заканчиваем её традиционной литературной викториной. Какова же тема сегодняшнего мероприятия?

Ведущий 2: Его называли «гениальным романистом», «родоначальником нашей прозы» наряду с Пушкиным. «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему?»,- писал о нём Достоевский. Немецкий живописец и писатель Людвиг Пич добавляет: «Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор».

Ведущий 1: Более 20 лет он прожил за границей, но всегда думал и писал о России. Сам он утверждал, что его биография – «в его книгах». И речь сегодня пойдёт об Иване Сергеевиче Тургеневе. В  ноябре прошлого года Россия отмечала 200 лет со дня его рождения.

Слайд №2 «Свое волнение в душе не скрою …»

Ведущий 2: Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.

Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Всё в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.

Ведущий 1: Тургеневские девушки… Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…

Ведущий 2: Сегодня в нашем интеллектуальном состязании примут участие сборные команды 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классов. Поприветствуем наших участников!

Оценивать ваши знания, дорогие участники, будет внимательное и компетентное жюри

Ведущий 1 объясняет правила викторины.

Ведущий 1: Ребята, обратите внимание на ваших столах лежат листочки и ручки. После того как вопрос задан, командам даётся время на обдумывание. Свой ответ вы должны написать на листочке и отнести к столику жюри. Не забудьте подписать ответ номером своей команды.

Слайд №3. Конкурс 1 «Путешествие по тургеневским местам»

Ведущий 2: Тургенев внес большой вклад в русскую литературу, его читают, у него учатся… Язык Тургенева - предмет нашей национальной гордости. Говорят, если хочешь узнать писателя, надо побывать в тех местах, где он жил и работал. Давайте и мы совершим виртуальное путешествие по тургеневским местам,  

Ведущий 1: Внимание – конкурс! Подпишите листочки. Сейчас на слайдах вы увидите изображение мест, которые связаны с именем писателя, и заслушаете краткий комментарий ведущих. Ваша задача - узнать и верно записать название этого места. На обсуждение отводится 30 секунд. Жюри будет оценивать правильность, точность написания, отсутствие фактических ошибок.

Слайд №4. Место №1 (без подписи)

Ведущий 2: Место №1. Судьба этой усадьбы, где прошло детство Тургенева, складывалась, драматически: дом был уничтожен пожаром 1906 года. В 1976 году дом-музей был восстановлен. А когда-то, при жизни Тургенева, к нему сюда приезжали друзья, приятели. Находясь за границей, он с нежностью вспоминал это место: «…поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу». (30 секунд для обсуждения)

Слайд №5. Место №2 (без подписи)

Ведущий 1: Место №2. Если заглянуть в справочники, то именно этот город назван родиной Тургенева. Имение матери писателя Варвары  Петровны Лутовиновой находится в 70 километрах от этого города. Про него Тургенев говорил: «Мой родной город».  (30 секунд для обсуждения)

Слайд №6. Место №3 (без подписи)

Ведущий 2: Место №3. Окончив университет в Петербурге, Иван Сергеевич отправился за границу, мечтая о научной карьере. Этот город считался одним из центров европейской науки, «царством мысли». Интересно, что Тургенев, сын крепостницы, оказывался в одной аудитории с Карлом Марксом, а в университетском реестре значился как «Иоганн фон Тургенев».(30 секунд для обсуждения)

Слайд №7. Место №4 (без подписи)

Ведущий 1: Место №4. В этом пригороде Парижа, где он купил для Полины Виардо дом, ему суждено было провести последние годы. Рядом с домом семейства Виардо он построил себе дачу, или «шале», как он говорил.(30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 1 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайды с правильным ответом. Слайд №8 «Спасское-Лутовиново»; Слайд №9 «Орёл»; Слайд №10 «Берлин»; Слайд №11 «Буживаль».

Слайд №12. Конкурс 2 «Классика на все времена»

Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Классика на все времена…» Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты братьям Тургеневым с детства. Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев писал сыновьям: «Вы все мне пишете по-французски или по-немецки, - а за что пренебрегаете наш природный? Если вы в оном очень слабы, это меня очень удивляет. Пора! Пора! Уметь хорошо не только на словах, но и на письме объясняться по-русски. Это необходимо». Любовь к русскому языку Тургенев нёс в своем сердце всю жизнь. Современники писателя не раз отмечали его удивительно глубокие знания русского языка. Для русских писателей-современников Тургенев был в этом отношении непререкаемым авторитетом. Давайте и мы вспомним некоторые произведения писателя.

Ведущий 2: Внимание – конкурс! Подпишите листочки. Сейчас на слайдах вы увидите отрывки из известных произведений Тургенева. Узнайте их и напишите названия. На обсуждение отводится по 30 секунд.

Слайд №13. Первое произведение

Ведущий 1: «Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, и девочка лет двенадцати, в рубашонке показалась на пороге. Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». (30 секунд для обсуждения)

Слайд №14. Второе произведение

Ведущий 2: «Полюбилась она ему: кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает! Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула. Протягивал он ей прянишного петушка с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Она, было, хотела отказаться, но он насильно впихнул ей пряник в руку, покачал головой, пошел прочь».  (30 секунд для обсуждения)

Слайд №15. Третье произведение

Ведущий 1: «На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье. За столом она держалась очень чинно. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни». (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2. Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 2 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайд с правильными ответами. Слайд №16. Первое произведение - «Бирюк» Слайд №17. Второе произведение – «Муму» Слайд №18. Третье произведение – «Ася».

Слайд №19 Конкурс 3 «Любите живопись, поэты!..»

Ведущий 1: «Любите живопись, поэты!..» - призывал когда-то Николай Заболоцкий. Художники порой помогают нам лучше понять замысел автора. И в этом книжная иллюстрация уникальна. В ней изобразительное искусство и литература сливаются воедино, открывая новые грани друг друга.

Ведущий 2. Внимание конкурс! Ребята, сейчас вы увидите иллюстрации к произведениям Тургенева. Ваша задача – узнать это произведение и назвать его. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер иллюстрации. На обсуждение каждой иллюстрации 30 секунд. (Слайды № 20 - 22 без подписей и показываются с промежутком в 30 секунд) Слайды №20 – 22

Ведущий 1: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 3 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайды с правильным ответом. Слайд №23 «Бежин луг»; Слайд №24 «Воробей»; Слайд №25 «Отцы и дети».

Слайд №26. Конкурс 4 «Созвучье слов живых»

Ведущий 2: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»- писал когда-то Лермонтов. Слово действительно вызывает у нас живой отклик, рождает в нашем сознании множество ассоциаций. Ассоциация довольно часто употребляется в литературе.

Ведущий 1: Внимание, конкурс! Сейчас вы услышите слова-ассоциации с какими-то литературным произведением Тургенева. Ваша задача – узнать это произведение. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер ассоциации. На обсуждение каждой ассоциации отводится 30 секунд.

Ведущие называют ассоциации. Слайд №27

Ведущий 1: Ассоциация №1. Лес, ливень, топор, люлька. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Ассоциация №2. Анастасия, Германия, любовь, одиночество. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1:Ассоциация №3. Виолончель, сфинкс, немецкие философы, отрицание. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 4 конкурса, но результаты не оглашаются) Теперь давайте вместе попробуем проверить, правильно ли вы ответили. (Во время проверки появляются слайды с названиями и иллюстрациями к данным произведениям). Слайды №28 – 30.

Слайд №31 Конкурс 5 «Рассыпанный текст»

Ведущий 1: Русский язык! Тысячелетия создавал народ один из богатейших языков мира. Язык Тургенева признан эталоном. Сам писатель, свободно владея несколькими европейскими языками, писал только на русском языке.

Ведущий 2: Внимание, конкурс! Ребята, перед вами «рассыпанный» текст. Ваша задача – восстановить текст, приклейте строчки так, как они были у автора. У вас три минуты. Не забудьте подписать листки. (Учащиеся на листки клеят текст Тургенева и относят его на проверку жюри)

 Ведущий 1: Прошу команды сдать листочки с ответами. (После того как работы сданы, появляется правильный текст. Жюри подводит итоги 5 конкурса, но результаты не оглашаются) Обратите внимание на слайд с правильным ответом. 

Ведущий 2: Слайд №32

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Слайд №33 Конкурс 6 «Литературная шкатулка»

Ведущий 2: Каждое непрочитанное произведение можно сравнить с тайной, секретом, с загадочной шкатулкой, которую хочется открыть.

Ведущий 1: Внимание, наш финальный конкурс! Сейчас ведущие будут доставать из «тайного» ящика предмет, который должен будет вызвать у вас ассоциацию с литературным произведением Тургенева. Ваша задача - узнать его. Записать название. Подпишите листочки. Не забывайте ставить номер предмета. На обсуждение  каждого лота - 30 секунд.

Ведущий 2: Лот 1. Лягушка. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1. Лот 2. Поводок или ошейник. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2. Лот 3. Домовёнок. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 1. Лот 4. Учебник русского языка. (30 секунд для обсуждения)

Ведущий 2: Прошу команды сдать листочки с ответами. (Жюри подводит итоги 6 конкурса и в целом всего конкурса)

Ведущий 1: Теперь давайте вместе попробуем проверить, правильно ли вы ответили. (Ведущие и ребята ещё раз возвращаются к «тайному ящику» и называют произведение; если надо, дают пояснения).

Ведущий 2: Лот 1. Лягушка. (Роман «Отцы и дети»)

Ведущий 1. Лот 2. Поводок или ошейник. (Рассказ «Муму»)

Ведущий 2. Лот 3. Домовёнок. (Рассказ «Бежин луг»)

Ведущий 1. Лот 4. Учебник русского языка. (Стихотворение в прозе «Русский язык»)

Слайд №34 «Мы ждем: вот-вот появится Тургенев…»

Ведущий 1: Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах,

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Ведущий 2: Придет и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Если результаты у жюри не готовы, демонстрируется короткий ролик о Тургеневе или  ведущие рассказывают об интересных фактах из жизни Тургенева. Ведущий 2: Знаете ли вы, что… 

  • С молодости Тургенев отличался легкомыслием, из-за этого при первом знакомстве у современников складывалось отрицательное мнение о литераторе.
  • Тургенев любил пригласить к себе представителей отечественного бомонда и забыть о запланированном мероприятии. Все, конечно же, обижались, высказывали поэту свое недовольство, а он в прямом смысле слезно умолял простить его и сразу же приглашал на новое празднество, о котором тоже обязательно забывал.
  • Но вот сам Тургенев был любителем посещать различные поэтические вечера, встречи литераторов и других людей искусства. Приходил и шокировал окружающих своим внешним видом — синий фрак с золотыми пуговицами или белый жилет с ярким галстуком. В общем, выглядел как лондонский денди или московский Уайльд.
  • Учился Тургенев в Германии, и там ему удавалось всячески ошеломлять окружающих. Транжирил родительские деньги на безделушки, азартные игры. Однажды он получил от матери огромную посылку и был крайне удивлен, из-за большого веса она была не оплачена, и Тургеневу пришлось выложить последние гроши за таможенные налоги. В итоге, она оказалась набита кирпичами. Именно это заставило юного литератора наконец задуматься о своих поступках.
  • У Тургенева был тонкий, почти женский голос, про него говорили «женская душа в обличии циклопа».
  • Тургенев легко справлялся с грустью, когда нападала на него хандра, он становился в угол и надевал на голову комический колпак. В таком положении мог простоять больше часа, ожидая, когда покинет его тоска.
  • Фет в своих мемуарах приводил интересный факт из жизни Тургенева о его специфическом смехе. Тургенев смеялся истерично и долго не мог успокоиться, даже когда все окружающие уже сидели с каменными лицами. Писатель мог повалиться на пол, трястись всем телом, стоя на четвереньках.

Подведение итогов.

Ведущий 1: Итак, если жюри готово, мы заслушаем результаты. Слово предоставляется жюри.

Оглашаются итоги конкурса, награждение участников грамотами и сладкими призами.

Ведущий 2: Благодарим участников за интересную игру, жюри за кропотливую работу и зрителей за поддержку. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-познавательная викторина «Великая Отечественная война: год за годом»

Цели мероприятия:1) привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;2) используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях ...

Викторина "Великие немецкие поэты"

Данную викторину можно  провести на  одном  из заключительных уроков при изучении в 9 классе темы "Каникулы и книги"....

Викторина "Великая Отечественная война"

Вопросы викторины охватывают период 1941-1945 гг....

Методическая разработка (викторина) "Великие русские путешественники"

Методическую разработку модно использовать на уроках в 6,7,8 классах и как внеклассное мероприятие. методическая разработка содержит задания и вопросы разного уровня сложности. Отражает аналитические ...

Урок литературы" История великой любви. Полина Виардо в жизни Тургенева."

Интересный урок по литературе. Цель:1)     раскрыть  новые факты биографии И. С. Тургенева;2)     познакомить с личностью Полины Виардо;3)...

Викторина "Великие люди великой страны"

Викторина проводится в рамках Месячника военно-патриотического воспитаня,посвящена героям Отечества....

Викторина "Говору красиво".

Расширение и обогащение словарного запаса. Развитие правильной, выразительной образной речи....