Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Прокопьева Татьяна Ильинична

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению  художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в сочинении не достаточно, ученик должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.  

     

     В комплект тем промежуточного  сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

-разум и чувства;

-мечта и реальность;

-доброта и жестокость;

-верность и измена;        

-дружба и вражда.

     Список произведений, изученных в 10 классе и рекомендованных для написания сочинения:

Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»

А.Н.Островский. Драма «Гроза»

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник»

И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказка «Премудрый пескарь»

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

А.П.Чехов «Ионыч»

Комплект тем сочинений для промежуточной аттестации

НОМЕР

ТЕМА

1

Что сильнее в человеке: ум, чувства или интуиция?

2

Всякая ли мечта достойна человека?

3

Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

4

Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

5

Роль дружбы в жизни человека.

Инструкция для выполнения.

      Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём −  350 слов . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится 0 баллов.

     Сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

      В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой
на литературный материал).

     Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём и текстами художественных произведений). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

     При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания

    Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Ученик раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно

2

Ученик поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Ученик при раскрытии темы сочинения строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст); выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Ученик строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов),

и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,

и/или ограничивается простым пересказом произведения,

и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала

1

Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста,

или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала

0

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль не развивается

1

Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть

0

К4. Качество речи

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов

2

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, - и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

К5. Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля

1

В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля

0

К6. Речевые нормы

Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки

2

Допущено 3–4 речевые ошибки

1

Допущено 5 и более речевых ошибок

0

Итого

11

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

3

Допущено 2–3 орфографические ошибки

2

Допущено 4–5 орфографических ошибок

1

Допущено более 5 орфографических ошибок

0

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка

3

Допущено 2–3 пунктуационные ошибки

2

Допущено 4–5 пунктуационных ошибок

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок

0

К9. Грамматические нормы

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка

2

Допущено 2–3 грамматические ошибки

1

Допущено 4 и более грамматических ошибок

0

К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале

Фактические ошибки отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0

Итого

9

Перевод баллов в оценку

Оценка

Максимальный

балл

«2»

«3»

«4»

«5»

За содержание и речевое оформление

11

0-4

5-6

7-9

10-11

За грамотность

9

0-3

4-5

6-7

8-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная аттестация по литературе 5 класс

Промежуточная аттестация по литературе в 5 классе проводится в форме теста(4 варианта), состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ГИА и ЕГЭ, что являетс...

Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по литературе 10 класс

Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации по литературе 10 класс...

вопросы промежуточной аттестации по литературе 7 класс

вопросы для промежуточной аттестации по программе Бирюковой...

Тестовое задание для промежуточной аттестации по литературе. 8 класс

Русская литература 20 века: А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн, М.Зощенко, Тэффи, А. Твардовский, И.Шмелев, М. Осоргин...

Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации по литературе 5 класс

Тестирование охватывает весь изученный материал по литературе в 5 классе, а а также проверяет уровень теоретических знаний пятиклассников по литературе....

Промежуточная аттестация по литературе. 9 класс

В данном материале предложены задания   для проведения промежуточной аттестации по литературе в 9 классе в двух вариантах с ответами....

Промежуточная аттестация по литературе 6 класс

Работа позволяет проверить знание учащимися основных произведений литературы, изученных в 6 классе. Предлагается определить героя произведения по портретной характеристике, название произведения - по ...