Палькин-певец родного края
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Жизнь и творчество любимого поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Биография Палькина2.46 МБ
Файл Биография поэта341.91 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1: «Певец родного края»

 Николай Палькин, наш земляк, талантливый лирик второй половины минувшего столетия и рубежа XX и XXI веков, продолжатель лучших традиций русской поэзии. Ему присуще чувство ритма времени. Палькин всегда активен, его поэзия востребована жизнью, его песни поёт Россия.

Слайд 2:  Моя биография – жизни основа. 

Родился Николай Егорович в прекрасный день весны 3 апреля 1927 года. Свою биографию он рассказал однажды лаконично поэтически, в рамках четверостишия:  

Иные, свои отмечая следы,

Изводят на это бумаги пуды.

Моя биография – жизни основа –

Четыре негромких обыденных слова.

Хотите, сейчас вам ее расскажу:

Родился, учился, женился, пишу.

Слайд 3:  Малая родина. 

Из – под камушка, из-под белого,

Течет реченька, речка быстрая,

Речка быстрая, Вода чистая.

  Место его рождения – Большой Мелик Саратовской области – село в заливных лугах, около леса, в двух шагах от Хопра. Улицы детства и юности – улицы Балашова.

     Отчий дом Н. Палькин писал: “В доме родителей на краю районного городка, как на вокзале, всегда было многолюдно. Летом, из дальних краев наезжала в отпуск многочисленная родня: взрослые и дети. В остальное время у нас дневали и ночевали “наши”, деревенские... Многолюдье в доме не только не стесняло нас, детей, но, наоборот, расширяло наше представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих в труде истоки человеческого счастья

Слайд 4:  Отчий  дом

Мечта  - завалинка  хибары  у  реки,
Дедок  родной,  с  которым  сто  лет  вместе.
И  на  прожилках  мужниной  руки  -
Мой  долгий  путь  до  бабки  от  невесты.
И  шелест  листьев...  и  шуршанье  трав...
И  шёпот  ветра...  и  реки  журчанье...
И  лепет  правнуков!  О,  Боже,  как  ты  прав
Тогда  был,  на  том  памятном  венчанье!

    В доме Палькиных каждый, как в копилку, добавлял в души детей свое: бабушка - сказки, отец - редкое, но меткое словцо, мать пословицы и поговорки, а иногда и озорные частушки. Мать его, Елена Андреевна, превосходный знаток народных обрядов без неё  не проходила в округе ни одна свадьба, ни одни поминки. Она умела выпевать, выкрикивать горе. Это особый дар. От неё Палькин и унаследовал любовь к народному слову,  наверное, уже тогда в сердце поэта прочно вошла любовь к волжским берегам и великой Волге. Отец Николая Егоровича, Егор Степанович смолоду работал на  железнодорожной станции Балашов.

  проживающей рядом с селом Большой Мелик, и обратила внимание на то, что только жители этой местности хорошие знатоки народных обрядов, Очень жалко, что в настоящее время молодёжь не старается унаследовать обряды своих предков.

       «Отец мой, Егор Степанович, смолоду работал на станции Балашов и очень гордился званием железнодорожника. Песня постоянно жила и в его душе. Сколько помню, он в свободные минуты либо напевал что-нибудь вполголоса, либо насвистывал знакомую мелодию. Однажды он даже смастерил балалайку в три струны и сам себе подыгрывал на ней.

В августе 1941 года он сел в эшелон уехал на фронт.

 

Слайд 5:   - Ты остаешься в доме за старшего, береги мать. 

      В мемуарных очерках поэт вспоминает ту горькую пору: «...Я хорошо помню тот день, когда мы проводили на войну отца. Аллеи сада, находившегося по соседству с военкоматом, были запружены народом, прощальные песни мешались с женским плачем, и никто не обращал внимания на помятые цветы; люди сидели прямо на клумбах, не отпуская от себя своих кормильцев. Уже стемнело, когда была дана новобранцам команда строиться, и отец, обнимая меня, сказал, видимо, то, что сказали в этот день тысячи отцов своим маленьким сыновьям:

 - Ты остаешься в доме за старшего, береги мать.

 Слайд 6:    Да разве забудешь такое?

  В начале 1942 года от него пришло последнее письмо; могила его осталась неизвестной.

Да разве забудешь такое?

Умри и воскресни опять,

Все будет солдатской рукою

Отец на прощанье махать. ...

И тут же, как правда без грима,

Среди обгорающих дней

Возникнет с внезапностью взрыва

Картина куда пострашней.

Войти почтальонша боится

Во двор и все прячет лицо.

И ты, как подбитая птица,

Собой закрываешь крыльцо.

Слайд 7:    Отец мне дал не только имя,

В своих стихах Н. Палькин часто обращается к отцу, благодарит его за то, что он для него сделал, за любовь к отчему дому, к народной песне.

Отец мне дал не только имя,

Не только синие глаза -

Весь мир с высотами крутыми,

Где солнце, ветер и гроза.

Он дал мне небо и дорогу,

Березы, песни и траву

И бесконечную тревогу

За мир, в котором я живу.

Слайд 8:   Мне было тогда четырнадцать лет...

   Если бы можно было видеть, как мальчишеское сердце становится сердцем мужчины, то это, вероятно, случилось именно в тот прощальный час, когда я почувствовал, что больше никогда не обниму отца. После его ухода сердце не окаменело, оно рванулось туда, где решалась судьба Отечества. Юношеские мечты. – Все тогда хотели идти в военкомат, умолять, чтобы взяли на фронт. Главными героями были партизаны. Мне тогда исполнилось 14 лет, тоже мечтал стать партизаном. Прежде всего, этот порыв, неожиданно для меня самого, выразился в стихах. 26 октября 1942 года в городской газете «Большевик» появилось мое первое стихотворение «Переправа».  Наивное стихотворение получилось, – рассказывал поэт. Берегу это стихотворение, как первую публикацию».

Серебристою росой

Окроплены травы.

Протянулась полосой

Вражья переправа.

Потемнели вдалеке

Хмурые курганы.

Пробираются к реке

Тихо партизаны.

Тишина. В ночной дали

Видна неба просинь.

Партизаны залегли

Возле темных сосен...

 Слайд 9: Первое место работы

  Сам Николай  в  ту суровую пору, будучи  подростком, день и ночь ремонтировал, или точнее, возвращали к жизни  израненные  в  боях самолеты стал готовить в военных  авиамастерских самолёты к боевым вылетам. Четырнадцатилетним мальчишкой будущий поэт начал трудовую деятельность. Первое место работы – авиационно - ремонтная база, одна из самых крупных в России. Трудился в моторном цеху: ремонтировали истребители, штурмовики, бомбардировщики. В 43–44-х годах, когда стали поступать американские «Дугласы», даже их ремонтировали. Поскольку их часть входила в состав Сталинградского фронта, все неожиданно для себя были признаны участниками Отечественной войны. Когда полной победой советских войск завершилась битва на Волге, некоторые ребята из нашего цеха получили медаль «За оборону Сталинграда».

 Слайд 10: Путь к победе был долгим и трудным.

   В одной из статей Николай Егорович вспоминает, какие тяготы войны приходилось переносить не только бойцам на фронте, но и тем, кто оставался и работал в тылу, особенно - детям: «Кто их забудет, очереди суровых военных лет! Мы, ребятишки, с вечера записывались за хлебом и всю ночь до утра жались где-нибудь в подворотне, боясь, чтобы не пришел какой-нибудь ловкач  и не переписал все заново. Номерки, чаще всего записанные химическим карандашом на наших ладошках, мы берегли пуще глаза: за ними стояла спасительная буханка хлеба, возможность избежать голодного дня и радость матери, которая видела в нас, подростках, своих надежных помощников. Потом, когда ввели карточки на хлеб, стало легче. Появилась гарантия, что свою пайку ты непременно выкупишь, и не надо было по полсуток   выстаивать в очередях. В моей душе очереди военных лет остаются очередями терпения и мужества народа. Да, именно мужества, потому что вынести голод в тылу было порой не проще, чем избежать потери духа на войне».

 Слайд 11: В послевоенное -  связь с журналистикой.

В послевоенное время Н. Палькин связывает свою судьбу с журналистикой.

           В 1953 году Н. Палькина, как сотрудника редакции саратовской молодежной газеты «Молодой сталинец» (ставшей позже «Зарей молодежи»), послали учиться в Москву в Центральную комсомольскую школу на отделение журналистики. После одной из лекций он оставил преподавателю тетрадку своих стихов. Уже на следующий день молодого поэта пригласили в «Комсомольскую правду» на встречу с главным редактором.

  Слайд 12: Творческий путь

    И вскоре, в сентябрьском номере газеты,  было опубликовано 13 стихотворений начинающего литератора. Спустя всего несколько дней стали поступать звонки из хора им. М. Пятницкого, от композиторов, желающих написать музыку на стихи Палькина. Так композитор В. Захаров оживил стихотворения «Нелегко в разлуке», «Ноченька», А. Живцов положил на музыку стихи «Не зови меня спать перепелка».

 Этот романс появился в репертуаре замечательной певицы

 Надежды Андреевны Обуховой.

Слайд 13: За что люблю я Родину свою

«Вы знаете, что за болезнь тоска по Родине? Не по той родине, когда она за тридевять земель, а ты на чужбине, а по этой, так называемой малой родине, которая в двух шагах …рядом, и тем не менее ты о ней не можешь не тосковать»

Меня никто не спрашивал ни разу,

За что люблю я Родину свою

Её поля, что не окинешь глазом

Зелёных рощ весёлую семью.

А если бы по случаю спросили,

Не стал бы я выдумывать ответ

Мне дорога земля моя, Россия,

Как жизнь, как воздух, и как белый свет.

Слайд 14:  Золотая подкова

     Николай Егорович Палькин - один из крупнейших и самобытнейших российских поэтов второй половины XX века и рубежа столетий. Его чарующие стихи о природе, любви, дружбе, труде волнуют и юных, и пожилых. Н.Е. Палькин - истинно народный поэт, «человек волжской судьбы», всю свою жизнь, мысли и творчество он посвятил Саратовскому краю.

Глянь с горы Соколовой

На Саратов ночной.

Золотою подковой

Город светится мой.

И об этом не думать

И не помнить нельзя.

Ведь подкова даётся

Нам на счастье, друзья.

Не сломали подкову

Ни нужда, ни война.

И недаром в наследство

Нам досталась она.

Ради нашего счастья,

Ради будущих встреч

Золотую подкову

Будем вместе беречь.

 Слайд 15:  “У каждого в жизни березка своя...”

«У каждого в жизни березка своя...»— написал  в зрелые годы, может быть, имея в виду какое-нибудь определенное деревцо». Именно берёза символизирует исток, первооснову, малую родину. У поэта есть замечательное стихотворение «Берёзка»:

То весёлая, то грустная,

С лёгкой трепетной листвой,

Хороша берёзка русская

При дороге при лесной.

На ветру слегка качается,

Размечтавшись про своё…

Сколько раз не повстречается –

Снова смотришь на неё.

Столько жизни в юной скромнице,

Столько русской доброты!

Поглядишь, невольно вспомнятся

Милой родины черты.

Радо сердце беспокойное

Этой дочери лесной.

Без неё была б неполною

Красота земли родной.

Слайд 16:  «Поэма о Волге»

    Основная тема творчества - тема родного края, Волги, человека, живущего на ее берегах.  Тема Волги встречается во многих его произведениях. В каждом его стихотворении присутствует тревога за судьбу России, которая не может не вызвать тревоги за её настоящее и будущее у каждого, кто считает себя её сыном.

      Журналист, поэт, волгарь по неизменной сыновней привязанности к легендарной реке и по месту, что называется, прописки (Н. Палькин живет в Саратове), он посвятил Волге и песни, и стихи, а когда эти жанры показались ему тесными для изъяснения со своей возлюбленной, написал поэму, которую так и назвал: „Поэма о Волге". На этом он мог бы, пожалуй, и остановиться. Но поэт, очарованный и зачарованный Волгой, неравнодушный к ее истории, людям по обоим ее берегам, к дивной красе реки, ставшей символом России, вновь берется за перо, чтобы теперь уже не в стихах, а в прозе  «обо всем сказать, что наболело, поделиться, чем в душе богат».

Слайд 17: Любовь к землякам и волжским просторам.

Также Н. Палькин с большой любовью пишет о своих земляках, о тружениках степных волжских просторов, о людях земледельческого труда и труда духовного, художественного.

В подтверждение тому приходятся стихи: «Землячка», «Николавна», «Семеновна» и другие.

Сколько б солнце для нас ни сияло,

Мы порою ворчим всё равно —

Слишком в жизни отпущено мало,

Слишком мало судьбою дано.

И тоскуем о прелестях рая,

И других отравляем тоской,

И клянем эту жизнь, забывая,

Что умрём, не увидев другой.

СТИХИ: «ОСЕНЬ», «УРОЖАЙ», «ЗИМА ТВОРИЛА СКАЗКУ»

Зима творила сказку

Не в шутку, а всерьёз.

И в этом безвозмездно

Ей помогал мороз.

Спокойно и без шума

В потемках у реки

Одним дарил он шубы,

Другим—воротники,

И утро засияло.

И стало веселей

От меха горностаев,

От меха соболей.

Но днём был лес овеян

Дыханием тепла,

Деревья потемнели.

И сказка потекла.

Стоят берёзы, плачут.

Обидно им до слёз:

Ходить в собольих шубах

Недолго довелось.

 Слайд 18: С песней наш народ куда угодно, Наш народ без песни – никуда»

 Слайд 19: Людмила Зыкина

    В мое творчество, — писала в “Литературной газете” Людмила Зыкина в связи с выходом сборника "Куст калины", — Н. Палькин вошел песней С. Туликова “Что хотите, говорите...”. Поэт очарован русской землей, любуется ее природой, давними традициями, в которых воплощается русская душа. Подкупают чистота стиха, его незатейливость. И не случайно, на мой взгляд, к строкам поэта обращаются не только композиторы-любители, но и многие профессионалы. Основа творчества поэта — это Россия, ее люди. Им он предан без остатка”.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/250/254801/img28.jpg

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

ПЕВЕЦ

РОДНОГО

КРАЯ

Николай Егорович Палькин

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...