Внеклассное мероприятие: "Самый умный"-2014
олимпиадные задания по литературе

Криворучко Елена Николаевна

По сути это олимпиада-конкурс "Самый умный". Состоял их двух этапов. Публикую только второй, на мой взгляд, более интересный этап этой олимпиады. К сценарию прилагаю презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада-конкурс «Самый умный»

I I  ЭТАП

Цели и задачи: 

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: компьютер, проектор, гирлянда с лампочками, ручки и

        листочки.

Представление членов жюри, участников олимпиады-конкурса, которые по очереди занимают слои места за столами.

Преподаватель:

                                        Здравствуйте, ребята!

                                        Только сегодня,

                                        Только сейчас,

                                        Только у нас,

                                        Только для вас

                                        Олимпиада-конкурс «Самый умный»

                                        По русскому языку и литературе.

        Наша олимпиада проходит в два этапа. Первый – отборочный – этап состоялся _______________ . Я сейчас попрошу огласить жюри его результаты. (Жюри объявляет какое количество баллов набрал каждый участник на I этапе). Сегодня II этап. Он будет состоять из нескольких конкурсов.

Конкурс «Угадай героя»

        Каждому участнику нужно назвать на каждую букву алфавита какого-то литературного героя. (Буквы алфавита по очереди появляются на экране).

Конкурс «Начитанных» («Как много знаю я стихов?»)

        Зачитывается начало стихотворения, которое учащиеся учили в школе, лицее или просто слышали, дети должны продолжить его.

1.                Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

(…Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном)

(«Узник» А. С. Пушкин)

2.                Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

(«Не позволяй…» Н. Заболоцкий)

3.                Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!

(…Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?)

(«Парус» М. Ю. Лермонтов)

4.                Старик, я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)

(«Мцыри» М. Ю. Лермонтов)

5.                Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

(…Пора, красавица, проснись.)

(«Зимнее утро» А. С. Пушкин)

 

6.                Ночь, улица, фонарь, аптека,

                Бессмысленный и тусклый свет.

                (…Живи ещё хоть четверть века –

                Всё будет так. Исхода нет.)

                                                        («Ночь, улица, фонарь, аптека…» А. Блок)

7.                Отговорила роща золотая

                Березовым, веселым языком,

                (…И журавли, печально пролетая,

                Уж не жалеют больше ни о ком.)

(«Отговорила роща золотая…» С. Есенин)

        Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Смекалистых»

1. Прочитайте 2 предложения. Чем они отличаются?

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

(во втором предложении встречающих стало меньше)

2. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало…

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

(Буквы И, Ы после Ц).

3. Определите род занятий людей по следующим выражениям:

  • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;
  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
  • стричь под одну гребенку;
  • сбоку припеку;
  • мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

4. В одной из сказок А. С. Пушкина есть такая строка: «Да понадеялся он на русский авось». Какой частью речи является в данном случае слово «авось»? (Существительное)

5. Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о человеке...

  • кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит. Незаметном – Тише воды, ниже травы)
  • который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла)
  • который неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится)
  • который часто меняет свои решения (Семь пятниц на неделе)
  • которого трудно заставить поверить чему-либо (Фома неверующий)
  • который чувствует большую неловкость (Готов сквозь землю провалиться)
  • очень болтливом (Язык без костей)
  • который испытывает чувство сильного испуга, ужаса  (Волосы дыбом становятся).

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Любознательных»

        В Крыму есть литературные музеи А. С. Пушкина, Л. Украинки, А. П. Чехова, М. Волошина, А. Грина. А какие литературные музеи и памятники писателям имеются в г. Алуште? (Литературные музеи С. Н. Сергеева-Ценского, И. С. Шмелёва; установлены памятники А. С. Грибоедова, М. Горького).

Жюри подводит итоги конкурса.

Блиц-турнир

I.         1. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (Предложение)

         2. К какому личному местоимению надо добавить несколько лет, чтобы

                получился синоним слова «польза»? (Вы – года)

         3. Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно

                испечь пирог? (Те – сто)

         4. Как образуется форма родительного падежа множественного числа от слова

                кочерга? (Кочерёг)

         5. Как можно существительные «жар» и «ель» превратить в глаголы?

                (Переставить Ь знак в словах: жарь, ел)

         6. Какие 3 гласные русского алфавита идут одна за другой? (Э, ю, я)

         7. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, многоточие,

                кавычки)

         8. Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё)

         9. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки: выходите,

                сходите или встаёте? (Выходим)

        10. «Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова». Что

                это? (Корень)

II.         1. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня)

         2. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковых

                буквы подряд? (Больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех

                гласных допустимо: змееед, длинношеее)

         3. Между какими личными местоимениями нужно вставить предлог, чтобы

                получить крупные плоды? (Ты – к – вы)

         4. За какое местоимение нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное

                из породы грызунов? (За – я – ц)

         5. Есть ли буква «фэ»? (Нет)

         6. Как выделяется прямая речь? (Кавычками)

         7. В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» у Эллочки он из 30 слов.

                (Лексикон)

         8. Название какой буквы русского алфавита говорит о её доброте? (Ь – мягкий

                знак)

         9. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами?

                (Именительный)

        10. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)

Жюри подводит итоги и объявляет победителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Самый умный"

Слайд 2

Конкурс « Угадай героя»

Слайд 3

А Б О Л М Ц Н Е В З Г И Д Ж К Р Х П Ф У Т С Щ Ш Ч Ю Э Я

Слайд 4

Конкурс «Начитанных» «Как много знаю я стихов?»

Слайд 5

Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт за окном . «Узник» А. С. Пушкин Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Слайд 6

Душа обязана трудиться, И день, и ночь, и день, и ночь . «Не позволяй…» Н. Заболоцкий Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь,

Слайд 7

Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? «Парус» М. Ю. Лермонтов Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом!

Слайд 8

Зачем? Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок. «Мцыри» М. Ю. Лермонтов Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас –

Слайд 9

Пора, красавица, проснись . «Зимнее утро» А. С. Пушкин Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Слайд 10

Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А. Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.

Слайд 11

И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. «Отговорила роща золотая…» С. Есенин Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

Слайд 12

Конкурс «Смекалистых»

Слайд 13

НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА. НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

Слайд 14

Буквы И, Ы после Ц . Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал И цифры знал немало… Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где И, а где же Ы.

Слайд 15

направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя военный актёр столяр портной войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку

Слайд 16

через час по чайной ложке, позолотить пилюлю аптекарь парикмахер пекарь охотник стричь под одну гребенку сбоку припеку мертвая хватка

Слайд 17

«Да понадеялся он на русский авось » . А. С. Пушкина

Слайд 18

К ак говорят о человеке … • кротком , безобидном? • который пришёл не вовремя, некстати? • который неизменно хуже, н есравненно ниже другого в каком-то отношении? • который часто меняет свои решения ? Мухи не обидит. Нелегкая принесла . В подметки не годится . Семь пятниц на неделе .

Слайд 19

К ак говорят о человеке … • которого трудно заставить поверить чему-либо ? • который чувствует большую неловкость ? • очень болтливом ? • который испытывает чувство сильного испуга, ужаса ? Фома неверующий . Готов сквозь землю п ровалиться . Язык без костей . Волосы дыбом с тановятся .

Слайд 20

Конкурс «Любознательных»

Слайд 21

Ялта – музей Л. Украинки

Слайд 22

Ялта Дом-музей А. П. Чехова

Слайд 23

Партенит Дача А. П. Чехова

Слайд 24

Партенит Республиканский музей А. С. Пушкина

Слайд 25

Коктебель Дом-музей М. Волошина

Слайд 26

Феодосия Литературно мемориальный музей А. С. Грина

Слайд 27

Старый Крым Дом-музей К. Паустовского

Слайд 28

ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ С. Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО

Слайд 29

Дом-музей И. С. Шмелёва

Слайд 32

М. Горький

Слайд 33

БЛИЦ- ВОПРОСЫ

Слайд 34

Травка зеленеет . Предложение? Словосочетание?

Слайд 35

С иноним слова «польза»? Вы – года

Слайд 36

Те – сто

Слайд 37

Как можно существительны е ж ар ел ь превратить в глаголы?

Слайд 38

Как можно существительны е ж ар ь ел ь превратить в глаголы?

Слайд 39

Э, Ю, Я

Слайд 40

- … « »

Слайд 41

вынуть

Слайд 42

Н аписание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее

Слайд 43

Ты – к – вы

Слайд 44

За – я – ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Самый умный"

Данная разработка составлена в рамках недели естественно-научного цикла совместно с учителем химии Джанджгавой Е.В. Мероприятие проходит по аналогии с телевизионным проектом "Самый умный" и содержит в...

Внеклассное мероприятие "Самый умный физик"

В работе представлена интеллектуальная игра «Самый умный физик», которая проводится ежегодно среди учащихся 10-ых классов общеобразовательных школ. Каждый год игра приурочена к какой-нибудь знаменател...

Внеклассное мероприятие "Самый умный математик"

Целью внеклассного мероприятия "Самый умный математик" среди учащихся 7-9 классов является расширение математического кругозора и развитие познавательного интереса. Девизом игры будут слова, кото...

Внеклассное мероприятие "Самый умный"

Презентация содержит занимательные вопросы и подготовлена для проведения виторины в рамках недели Естественно-научных и физико-математических дисциплин....

Внеклассное мероприятие «Самый умный физик».

способствование проявлению индивидуальных способностей учащихся,        активизации их познавательной деятельности, формирование навыков коллективного поведени...

Внеклассное мероприятие "Самый умный" для 7-8 классов

Внеклассное мероприятие для 7-8 классов«Самый умный»Цель:  Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.Зада...

Внеклассное мероприятие "Самый умный"

Игра предназначена для обучающихся 5-6 классов...