Формирование нравственных приоритетов семиклассников на уроках литературы
статья по литературе (7 класс)

Мельникова Валентина Борисовна

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

                        НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

 

 

 

 

 

  ЦЕЛЬ:

- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;

 

  ЗАДАЧИ:

- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся

 

- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей семиклассников на основе полученных данных;

-сравнить, насколько изменились  нравственные приоритеты обучающихся  в период с 5 по 7 классы;

- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственное воспитание школьников;

- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории, и расширить круг данных понятий в лексиконе ;

- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся.

 

   Работа над темой продолжается в течение трех лет.  На данный момент учащиеся седьмого класса находятся в подростковом возрасте. Это значимый период в становлении личности ребенка . Важной педагогической задачей  в этот период является выработка обучающимися  активной жизненной позиции, нетерпимости  к отклонению  от норм нравственности. И в этом отношении  важную роль  в школьном образовании по- прежнему  играют  уроки литературы. А.Т. Твардовский назвал уроки словесности «уроками нравственного прозрения». Ведь именно уроки словесности способствуют укреплению уже имеющихся и созданию новых положительных качеств личности, а также помогают в работе по искоренению отрицательных. Сочувствуя героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник  становится эмоционально богаче, отзывчивее, понимает, каким человеком ему стоит быть.

  Приведу примеры фрагментов уроков, где ,на мой взгляд, наиболее ярко проявляются методы работы по формированию нравственных приоритетов обучающихся.   

 

   Три года назад, в начале обучения литературе в пятом классе, ученики отвечали на вопросы анкеты:

 

  1. Расположите в порядке убывания значимости, что из перечисленного ниже, по вашему мнению, является наиболее важным в жизни человека: дружба,  здоровье, материальные блага, положительные человеческие качества, образование, любимая работа, семья, высокооплачиваемая должность?
  2. Расположите в порядке убывания значимости человеческие качества: бескорыстие,  доброта, верность, искренность, надежность, смелость, скромность, трудолюбие,  ум, честность;
  3. Какие из перечисленных человеческих качеств являются, по-вашему, наиболее негативными: высокомерие,  злоба,  жестокость,  лживость, лицемерие, подлость, трусость, эгоизм?

  Для того чтобы понять, насколько изменились нравственные приоритеты обучающихся,  в начале этого учебного я  предложила детям  еще раз ответить на эти же вопросы. Что же изменилось?

  В ходе сопоставительного анализа выяснилось, что в тройку самых значимых понятий  у большинства семиклассников (80% - 48 человек из 65 в двух классах)  вошли: доброта, честность и трудолюбие.  Если  в пятом классе обучающиеся  не осознавали  в полной мере  роль и ценность труда , то на данном этапе пришло понимание того, что без труда невозможно ничего добиться в жизни и что необходимо   прикладывать усилия, в том числе и в борьбе с ленью, нежеланием преодолевать трудности.

  Нужно отметить также, что жестокость, в пятом классе не всеми воспринимаемая как одно из самых отрицательных качеств, в седьмом классе почти у всех ( 95% - 62 человека из 65 в двух классах) стоит в ряду недопустимых человеческих свойств.

   Можно сделать предварительный вывод о том, что нравственные приоритеты учащихся формируются правильно, в соответствии с принципами общечеловеческой морали.

   Хочу сказать о том, что при изучении ряда произведений в программе 7 класса мною была проведена работа по акцентированию внимания на том, как безобразна жестокость, насколько она противоречит сущности человеческой натуры.

   Таким образом, расширяются рамки представления о нравственной категории , понимание ее сути переходит на новый уровень. Так , изучая рассказ Л. Андреева  «Кусака», узнаем, что равнодушие, безразличное отношение, в данном случае к животному,-это та же жестокость (расширяем синонимичный ряд: бесчеловечность, бездушие, бессердечие). При изучении на уроках внеклассного чтения повести В.К. Железникова  «Чучело» говорим о жестокости в коллективе, который превращается в страшную толпу. Отмечаем негативные черты  характера  героев, уничтожающие человеческое в человеке. Это высокомерие и бессердечность Железной Кнопки, тщеславие и завистливость Шмаковой, честолюбие и трусость, ведущие к предательству, Димки Сомова. Все эти понятия еще раз объясняем, подбираем  синонимы, находим доказательства их присутствия в характере героев, анализируя их  поступки.  А главное, обращаем внимание на противоположные, истинно человеческие , высоко нравственные качества .В характере главной героини повести, Лены Бессольцевой присутствуют доброта и милосердие, самоотверженность, сила духа. Анализируя финал повести , приходим к выводу о нравственной победе Лены над толпой одноклассников, которые меняются, будто прозревают, становятся добрее, потрясенные ее поступками, силой ее характера.

  Изучая повесть Железникова, семиклассники узнают новое для большинства из них понятие  в сфере нравственности - интеллигентность? Выясняем суть понятия , анализируя характер Николая Николаевича, Лениного дедушки. Обращаем внимание на его преданность родному дому, семье, картинам - семейной реликвии, на его скромность, бескорыстие и  самоотверженность. Не зря Лена - внучка Николая Николаевича. Все Бессольцевы - воплощение интеллигентности.

Для написания сочинения предложены две темы:

 

1.Почему , на Ваш взгляд, уезжают Бессольцевы?

2. Над чем заставляет задуматься повесть В.К. Железникова?

 

 Большинство семиклассников продемонстрировали понимание проблем, поднятых в повести. Рассуждая над вопросом темы сочинения, приводя аргументы в пользу выдвигаемых тезисов , дети приходят к выводу о невозможности для Бессольцевых оставаться среди недобрых людей , причинивших им боль. Размышления семиклассников над второй темой сводятся к мысли об актуальности произведения в 21 веке, о безобразности зависти, недопустимости жестокости, о гнусности предательства, о  созидательном начале милосердия и доброты. Только двое из двух классов, видимо ,так и не прочитав повесть , утверждают, что Бессольцевы уезжают, испугавшись.

 

   Результаты проверки сочинений:

7-а    (33человека, писали 32чел.)                          7-б  (32 человека, писали 30 чел.)                                                                                     

                                                                 

«5» - 3 (12%)                                                           «5» - 2 (6%)           

«4» - 11 (34%)                                                          «4» - 14 (46%)

«3» - 17  (53%)                                                              «3» -13  (43%)

«2»- 1(3%)                                                                «2» - 1(3%)                                                                

 

 

 

 

  На уроках по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» обучающиеся знакомятся с законами нравственности в Древней Руси  16 века (читаем фрагменты из «Домостроя»),но акцентируем внимание на вневременных, общечеловеческих законах. Так на уроке по теме «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем» осуществляем сопоставительный анализ образов двух героев (сравнительная характеристика). Учащиеся, работая в группах, перечитывают эпизоды поэмы («Разговор Кирибеевича с царем на пиру», «Преследование Алены Дмитриевны», «Разговор Калашникова с братьями», «Бой на Москве-реке» ), находят и выписывают слова и словосочетания, характеризующие героев, содержащие авторское отношение, а потом выступает представитель или представители от каждой группы и делятся своими результатами поиска. Все дописывают из услышанного то, что не нашли сами.

 

 После выступления всех групп на слайде презентации дети могут увидеть слова и словосочетания, сверить , дополнить:

 

Кирибеевич

Калашников

«дума крепкая»

«опозорил семью»

«лукавый раб»

«буду на смерть биться»

«осрамил»

«как роса, кровь закапала»

«удалой Кирибеевич»

«скажу Богу единому»

«побледнел, как осенний снег»

«смертью лютою»

«повалился , будто сосенка»

«безымянная могилка»

 

 Таким образом, подходим к выводу о том, что , несмотря на равенство в силе и мощи и авторское сочувствие гибели Кирибеевича, истинным героем является именно Калашников. Он сознательно идет на смерть, защищая свою честь и честь семьи. Именно он одерживает нравственная победу , потому что правда на его стороне. Здесь же объясняем понятие «честь», подбираем синонимы.

   Еще один ,на мой взгляд, важный момент этого урока хочется отметить. Семиклассники вступают в пору, когда каждый в свое время встретится с чувством любви, узнает его очарование, силу, испытает переживания, связанные с ним.

  В дальнейшем, изучая любовную лирику Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Ахматовой, Пастернака и других поэтов, будем учиться постигать красоту и сложность этого прекрасного чувства.

   Говоря же о чувстве Кирибеевича к Алене Дмитриевне, отмечаем, как описывает Лермонтов душевные муки героя ,его отношение к возлюбленной (находим описание Кирибеевича на пиру и его слова  об Алене Дмитриевне  ) : « Опустил он в землю очи темные, Опустил головушку на широку грудь» «Ходит плавно-будто лебедушка; Смотрит сладко-как голубушка…». Делаем вывод о том, что чувство Кирибеевича к Алене Дмитриевне истинное, сильное, но это чувство к чужой жене, а значит, оно непозволительно. Опричник, «лукавый раб» ,чувствует поддержку царя, которому «не сказал правды истинной» и бессовестно пользуется данной ему властью. Говорим также о неприглядности и опасности необузданной страсти , о разрушительной силе вседозволенности и безнаказанности.

 

В итоговом сочинении на одну из тем обучающиеся смогли реализовать весь багаж знаний, накопленный на уроках по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова :

 

1.Почему память о Степане Калашникове живет в народе?

2 Кто и почему одержал победу в бою на Москве-реке?

  

 После анализа сочинений можно сделать вывод о том, что  в целом учащиеся  понимают суть нравственных проблем , поднятых Лермонтовым в поэме, осознают значимость обозначенных морально-нравственных категорий.

   Результаты проверки сочинений:

7-а    (33человека, писали 30чел.)                          7-б  (32 человека, писали 28 чел.)                                                                                     

                                                                  

«5» - 3 (10%)                                                           «5» - 2 (7%)           

«4» - 14 (46%)                                                          «4» - 16 (57%)

«3» - 13  (44%)                                                              «3» -10  (35%)

«2»- 0                                                                       «2» - 0 

 

 

 

 На примерах анализа характеров  героев, их поступков, выявления авторской позиции обучающиеся приобретают опыт анализа человеческих взаимоотношений, самоанализа, начинают  понимать необходимость самовоспитания, духовного роста.

 

 В течение учебного года на уроках русского языка и литературы продолжаем работу по формированию и развитию нравственных приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_metodich._teme_za_18-19.melnikova_v.b.doc28.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ

 ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД МЕЛЬНИКОВОЙ В.Б.,

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ГИМНАЗИИ № 227.

       

         «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

                 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

 

  ЦЕЛЬ:

- способствовать формированию системы жизненных ценностей учащихся через осмысление поступков и характеров героев литературных произведений;

  ЗАДАЧИ:

- найти способы и виды работы на уроках, помогающие формированию нравственных приоритетов учащихся

- провести анкетирование и проанализировать систему нравственных ценностей семиклассников на основе полученных данных;

-сравнить, насколько изменились  нравственные приоритеты обучающихся  в период с 5 по 7 классы;

- по итогам письменных творческих работ учащихся ( сочинение-миниатюра, сочинение по изученному произведению) проследить, в какой мере изучение произведений художественной литературы влияет на духовно-нравственное воспитание школьников;

- используя работу со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов), закрепить понимание учащимися лексического значения слов, обозначающих морально-нравственные категории, и расширить круг данных понятий в лексиконе ;

- применяя различные виды деятельности, выявить наиболее оптимальные, способствующие формированию ценностных ориентиров учащихся.

 

   Работа над темой продолжается в течение трех лет.  На данный момент учащиеся седьмого класса находятся в подростковом возрасте. Это значимый период в становлении личности ребенка . Важной педагогической задачей  в этот период является выработка обучающимися  активной жизненной позиции, нетерпимости  к отклонению  от норм нравственности. И в этом отношении  важную роль  в школьном образовании по- прежнему  играют  уроки литературы. А.Т. Твардовский назвал уроки словесности «уроками нравственного прозрения». Ведь именно уроки словесности способствуют укреплению уже имеющихся и созданию новых положительных качеств личности, а также помогают в работе по искоренению отрицательных. Сочувствуя героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник  становится эмоционально богаче, отзывчивее, понимает, каким человеком ему стоит быть.

  Приведу примеры фрагментов уроков, где ,на мой взгляд, наиболее ярко проявляются методы работы по формированию нравственных приоритетов обучающихся.  

   Три года назад, в начале обучения литературе в пятом классе, ученики отвечали на вопросы анкеты:

  1. Расположите в порядке убывания значимости, что из перечисленного ниже, по вашему мнению, является наиболее важным в жизни человека: дружба,  здоровье, материальные блага, положительные человеческие качества, образование, любимая работа, семья, высокооплачиваемая должность?
  2. Расположите в порядке убывания значимости человеческие качества: бескорыстие,  доброта, верность, искренность, надежность, смелость, скромность, трудолюбие,  ум, честность;
  3. Какие из перечисленных человеческих качеств являются, по-вашему, наиболее негативными: высокомерие,  злоба,  жестокость,  лживость, лицемерие, подлость, трусость, эгоизм?

  Для того чтобы понять, насколько изменились нравственные приоритеты обучающихся,  в начале этого учебного я  предложила детям  еще раз ответить на эти же вопросы. Что же изменилось?

  В ходе сопоставительного анализа выяснилось, что в тройку самых значимых понятий  у большинства семиклассников (80% - 48 человек из 65 в двух классах)  вошли: доброта, честность и трудолюбие.  Если  в пятом классе обучающиеся  не осознавали  в полной мере  роль и ценность труда , то на данном этапе пришло понимание того, что без труда невозможно ничего добиться в жизни и что необходимо   прикладывать усилия, в том числе и в борьбе с ленью, нежеланием преодолевать трудности.

  Нужно отметить также, что жестокость, в пятом классе не всеми воспринимаемая как одно из самых отрицательных качеств, в седьмом классе почти у всех ( 95% - 62 человека из 65 в двух классах) стоит в ряду недопустимых человеческих свойств.

   Можно сделать предварительный вывод о том, что нравственные приоритеты учащихся формируются правильно, в соответствии с принципами общечеловеческой морали.

   Хочу сказать о том, что при изучении ряда произведений в программе 7 класса мною была проведена работа по акцентированию внимания на том, как безобразна жестокость, насколько она противоречит сущности человеческой натуры.

   Таким образом, расширяются рамки представления о нравственной категории , понимание ее сути переходит на новый уровень. Так , изучая рассказ Л. Андреева  «Кусака», узнаем, что равнодушие, безразличное отношение, в данном случае к животному,-это та же жестокость (расширяем синонимичный ряд: бесчеловечность, бездушие, бессердечие). При изучении на уроках внеклассного чтения повести В.К. Железникова  «Чучело» говорим о жестокости в коллективе, который превращается в страшную толпу. Отмечаем негативные черты  характера  героев, уничтожающие человеческое в человеке. Это высокомерие и бессердечность Железной Кнопки, тщеславие и завистливость Шмаковой, честолюбие и трусость, ведущие к предательству, Димки Сомова. Все эти понятия еще раз объясняем, подбираем  синонимы, находим доказательства их присутствия в характере героев, анализируя их  поступки.  А главное, обращаем внимание на противоположные, истинно человеческие , высоко нравственные качества .В характере главной героини повести, Лены Бессольцевой присутствуют доброта и милосердие, самоотверженность, сила духа. Анализируя финал повести , приходим к выводу о нравственной победе Лены над толпой одноклассников, которые меняются, будто прозревают, становятся добрее, потрясенные ее поступками, силой ее характера.

  Изучая повесть Железникова, семиклассники узнают новое для большинства из них понятие  в сфере нравственности - интеллигентность? Выясняем суть понятия , анализируя характер Николая Николаевича, Лениного дедушки. Обращаем внимание на его преданность родному дому, семье, картинам - семейной реликвии, на его скромность, бескорыстие и  самоотверженность. Не зря Лена - внучка Николая Николаевича. Все Бессольцевы - воплощение интеллигентности.

Для написания сочинения предложены две темы:

1.Почему , на Ваш взгляд, уезжают Бессольцевы?

2. Над чем заставляет задуматься повесть В.К. Железникова?

 Большинство семиклассников продемонстрировали понимание проблем, поднятых в повести. Рассуждая над вопросом темы сочинения, приводя аргументы в пользу выдвигаемых тезисов , дети приходят к выводу о невозможности для Бессольцевых оставаться среди недобрых людей , причинивших им боль. Размышления семиклассников над второй темой сводятся к мысли об актуальности произведения в 21 веке, о безобразности зависти, недопустимости жестокости, о гнусности предательства, о  созидательном начале милосердия и доброты. Только двое из двух классов, видимо ,так и не прочитав повесть , утверждают, что Бессольцевы уезжают, испугавшись.

   Результаты проверки сочинений:

7-а    (33человека, писали 32чел.)                          7-б  (32 человека, писали 30 чел.)                                                                                      

                                                                 

«5» - 3 (12%)                                                           «5» - 2 (6%)            

«4» - 11 (34%)        «4» - 14 (46%)

«3» - 17  (53%)                                                              «3» -13  (43%)

«2»- 1(3%)                                                                      «2» - 1(3%)                                                                

  На уроках по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» обучающиеся знакомятся с законами нравственности в Древней Руси  16 века (читаем фрагменты из «Домостроя»),но акцентируем внимание на вневременных, общечеловеческих законах. Так на уроке по теме «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем» осуществляем сопоставительный анализ образов двух героев (сравнительная характеристика). Учащиеся, работая в группах, перечитывают эпизоды поэмы («Разговор Кирибеевича с царем на пиру», «Преследование Алены Дмитриевны», «Разговор Калашникова с братьями», «Бой на Москве-реке» ), находят и выписывают слова и словосочетания, характеризующие героев, содержащие авторское отношение, а потом выступает представитель или представители от каждой группы и делятся своими результатами поиска. Все дописывают из услышанного то, что не нашли сами.

 После выступления всех групп на слайде презентации дети могут увидеть слова и словосочетания, сверить , дополнить:

Кирибеевич

Калашников

«дума крепкая»

«опозорил семью»

«лукавый раб»

«буду на смерть биться»

«осрамил»

«как роса, кровь закапала»

«удалой Кирибеевич»

«скажу Богу единому»

«побледнел, как осенний снег»

«смертью лютою»

«повалился , будто сосенка»

«безымянная могилка»

 

 Таким образом, подходим к выводу о том, что , несмотря на равенство в силе и мощи и авторское сочувствие гибели Кирибеевича, истинным героем является именно Калашников. Он сознательно идет на смерть, защищая свою честь и честь семьи. Именно он одерживает нравственная победу , потому что правда на его стороне. Здесь же объясняем понятие «честь», подбираем синонимы.

   Еще один ,на мой взгляд, важный момент этого урока хочется отметить. Семиклассники вступают в пору, когда каждый в свое время встретится с чувством любви, узнает его очарование, силу, испытает переживания, связанные с ним.

  В дальнейшем, изучая любовную лирику Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Ахматовой, Пастернака и других поэтов, будем учиться постигать красоту и сложность этого прекрасного чувства.

   Говоря же о чувстве Кирибеевича к Алене Дмитриевне, отмечаем, как описывает Лермонтов душевные муки героя ,его отношение к возлюбленной (находим описание Кирибеевича на пиру и его слова  об Алене Дмитриевне  ) : « Опустил он в землю очи темные, Опустил головушку на широку грудь» «Ходит плавно-будто лебедушка; Смотрит сладко-как голубушка…». Делаем вывод о том, что чувство Кирибеевича к Алене Дмитриевне истинное, сильное, но это чувство к чужой жене, а значит, оно непозволительно. Опричник, «лукавый раб» ,чувствует поддержку царя, которому «не сказал правды истинной» и бессовестно пользуется данной ему властью. Говорим также о неприглядности и опасности необузданной страсти , о разрушительной силе вседозволенности и безнаказанности.

В итоговом сочинении на одну из тем обучающиеся смогли реализовать весь багаж знаний, накопленный на уроках по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова :

1.Почему память о Степане Калашникове живет в народе?

2 Кто и почему одержал победу в бою на Москве-реке?

   

 После анализа сочинений можно сделать вывод о том, что  в целом учащиеся  понимают суть нравственных проблем , поднятых Лермонтовым в поэме, осознают значимость обозначенных морально-нравственных категорий.

   Результаты проверки сочинений:

7-а    (33человека, писали 30чел.)                          7-б  (32 человека, писали 28 чел.)                                                                                      

                                                                 

«5» - 3 (10%)                                                           «5» - 2 (7%)            

«4» - 14 (46%)        «4» - 16 (57%)

«3» - 13  (44%)                                                              «3» -10  (35%)

«2»- 0        «2» - 0  

 На примерах анализа характеров  героев, их поступков, выявления авторской позиции обучающиеся приобретают опыт анализа человеческих взаимоотношений, самоанализа, начинают  понимать необходимость самовоспитания, духовного роста.

 В течение учебного года на уроках русского языка и литературы продолжаем работу по формированию и развитию нравственных приоритетов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы

Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание  вопросам нравственного ввоспитания учащихся....

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....