Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок в форме читательской конференции с участием школьного библиотекаря и родителей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robinzon_kruzo.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.

Цели: привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного; продолжить работу по привлечению родителей к участию в уроках-конференциях.

Ход читательской конференции

I. Вступительное слово учителя

Мои первые воспоминания об этой замечательной книге связаны со словами моего друга, Саши Дынкина, который был на два года старше меня и жил в соседнем подъезде. Его слова о «Робинзоне Крузо» я запомнила на всю жизнь. Он сказал: «Я люблю сесть на диван, завернуться в плед, читать Робинзона и грызть сухари».  Я думаю, и уголок дивана, и плед помогали ему как бы перенестись из квартиры на необитаемый остров… почувствовать себя оторванным от привычного мира… А сухари, возможно,  заставляли его почувствовать тот голод, который испытывал одинокий мореплаватель, попавший на необитаемый остров.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»  написан от первого лица. Это не случайно.

- Как вы думаете, почему автор использовал именно этот прием – заставил героя самого рассказывать о своих приключениях?

(Это ещё больше подчеркивает реальность событий – ведь Робинзон был на необитаемом острове один, поэтому никто другой не мог знать, что он там делал, и, соответственно, никто, кроме него, не мог об этом рассказать).

- С каким чувством вы читали эту книгу? Что произвело на вас самое сильное впечатление? (…..)

- Кто же этот автор, придумавший и написавший такую занимательную историю, полную необычных и захватывающих приключений? С этим человеком нас познакомит наш школьный библиотекарь Людмила Викторовна.

II. Выступление  школьного библиотекаря. Презетация.

 Даниель Дефо (1660-1731) – разносторонний и плодотворный английский писатель и публицист. Считается, что именно он сделал популярным в Великобритании такой литературный жанр, как роман. В мире самым известным героем его произведений является Робинзон Крузо. Всего Дефо написал более 500 книг, журналов и памфлетов на самую разную тематику, начиная от политики с экономикой и заканчивая религией, психологией и семьёй. Он заложил основы экономической журналистики, считается основателем английской разведки.

Детские и юношеские годы

Родился Даниель Дефо около 1660 года недалеко от Лондона в небольшом местечке Криплгейте. Его отца звали Джей Фо, он был довольно состоятельным торговцем, продавал мясо и вдобавок к этому ещё имел небольшую свечную фабрику. И отец, и мать были ярыми пуританами, то есть выступали против английской господствующей церкви.

Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому в возрасте 14 лет отдали его в духовную семинарию. После неё юноша окончил ещё Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне. Он, как примерный ученик, хорошо изучил греческий язык, латынь и классическую литературу, но всё это не было для молодого человека интересным. Его увлекала коммерция и торговое дело, этим Даниель готов был заниматься всю жизнь. Хотя всё равно он всегда вспоминал ньюингтонскую школу с теплотой за то, что она дала ему много необходимых знаний.

Торговля

В девятнадцатилетнем возрасте Дефо обучение завершил и, как советовал ему отец, начал коммерческую деятельность. В Лондоне имелась контора оптовой чулочной фирмы, работавшей с заграницей. Отец послал в эту контору Даниеля обучаться торговой практике и бухгалтерскому делу, учёбу юноша совмещал с работой приказчиком у чулочного торговца.
    Литература

Возраст Дефо приближался уже к 60 годам, когда он услышал реальную историю о том, как моряк из Шотландии Александр Селькирк попал на необитаемый остров Хуан Фернандес в Тихом океане. Он прожил там 4 года, пока его не обнаружил и не подобрал корабль, которым командовал Вудс Роджерс. Капитан Роджерс потом описал эти события в книге «Плавание вокруг мира». А вскоре за этим на глаза Дефо попался ещё и очерк Стиля «История Александра Селькирка». Даниель всерьёз заинтересовался этим шотландским моряком, и творческое сознание Дефо превратило уникальную историю в масштабное художественное произведение. Успех этого романа был настолько феноменальным, что Даниель Дефо в скором времени взялся за его продолжение. В 1719 году увидел свет роман "Последующие приключения Робинзона Крузо".
   Последние годы жизни и смерть

Умер Дефо в одиночестве, т.к. скрывался от преследований своего обманутого издателя. Его родственники ничего не знали о его смерти, он был похоронен женщиной, у которой снимал квартиру.

Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, и имя Даниэля  Дефо известно во всем мире. Роман его продолжает оставаться любимым произведением подростков и взрослых на протяжении нескольких веков.

III. Обсуждение романа

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему история Александра Селькирка  настолько заинтересовала писателя, что он решил написать роман?
  2. Что вам показалось самым важным в этой книге?
  3. Какие качества проявил Робинзон, оказавшись на необитаемом острове?
  4. Что помогло ему выжить?
  5. А что помогло Робинзону остаться человеком?
  6. Какой момент жизни Робинзона на острове кажется вам самым печальным? трагичным? опасным? счастливым?
  7. Какой эпизод романа вам запомнился настолько, что вы смогли бы его подробно пересказать?
  8. Какую роль в судьбе Робинзона сыграл Пятница? Все ли вам понравилось в отношениях этих героев?
  9. Как вы  думает, почему имя Робинзона стало нарицательным? Кого так называют?
  10. Кто из известных вам литературных героев играл «в Робинзона Крузо»?  Почему современные дети до сих пор это делают?
  11. Посоветуете ли вы прочитать роман Д.Дефо своим друзьям? Почему?  (Презентация книги)

IV. Обсуждение рисунков и поделок

  • Почему вы выбрали для иллюстрации именно этот эпизод романа?
  • О чем вы думали, когда рисовали и раскрашивали рисунок? Что представляли?
  • Готовясь к конференции, вы нарисовали карту острова Робинзона. Чего на ней не хватает? Уважаемые родители, что бы вы дорисовали на этой карте?
  • Что вы написали бы в письме Робинзону? О чем спросили бы его? Что посоветовали бы?

V. Викторина по роману Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

 - На нашей конференции присутствуют ваши родители, которые, я уверена, читали, и возможно не один раз, книгу «Робинзон Крузо». И хотя вы готовились к конференции, а ваши родители нет ,думаю, они вполне могут посоревноваться с вами в знании этого романа.

Вопросы:

  1. Где родился Робинзон Крузо? (В г. Йорке)
  2. Во сколько лет Робинзон впервые отправился в морское путешествие? (В 28 лет)
  3. Умел ли Робинзон плавать? (Да)
  4. Где в первую ночь на необитаемом острове ночевал герой? (На дереве) Почему он это сделал?
  5. Что за календарь придумал Робинзон? (Большой деревянный шест, где по сторонам отмечал каждый день зарубкой; через каждые шесть зарубок делал одну длинную – воскресенье)
  6. Робинзон вел дневник. Почему он прекратил в нем записи? (Кончились чернила)
  7. Из чего был сделан зонтик героя? (Из козьих шкур мехом наружу)
  8. Почему Робинзону не удалась его затея с лодками? (Первая была выдолблена очень далеко от берега, вторая  была ненадежной)
  9. Сколько времени прожил на острове Робинзон Крузо? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
  10.  Какие полезные растения нашел Робинзон на острове? (Кассава – дерево, из которого индейцы делали хлеб, виноград, дыни, зеленые лимоны)

 

 VI. Определение команды победителей и награждение

VII. Заключительная беседа

- Почему роман Даниэля Дефо до сих пор пользуется такой популярностью?

- Как вы определили бы основную мысль этого произведения?

- Что нового и полезного  для себя вы узнали  из книги о Робинзоне?

- В каких ситуациях нам может помочь опыт Робинзона?

- Какие вещи вы обязательно взяли бы на необитаемый остров?

- Мы познакомились с замечательным произведением, которое помогло нам побывать на необитаемом острове, пережить приключения, которые в реальной жизни, скорее всего, никогда не выпадут на  нашу долю. Вместе с Робинзоном мы научились многому: возделывать землю и выращивать хлеб, приручать диких животных, строить жилище и лодку, шить одежду,  мастерить мебель и даже посуду. Но самое главное, чему учит роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», это всегда оставаться человеком, выживать  в экстремальных ситуациях, никогда не отчаиваться и не сдаваться.

VIII. Просмотр фрагмента фильма

Анкетирование «Новый Робинзон, или Что всего дороже»

Методика «Робинзон» представляет собой ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать себе по рации или спутниковому телефону, которые работают в определенное время, что-либо из следующего списка:

- сладости, мороженое,

-книги, газеты, журналы,

-игры, игрушки,

-радиоприемник,

- телевизор,

-компьютер,

- сверстник (друг, подруга),

-мама,

-папа.

Инструкция заканчивается обращением: «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз – через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»[1]         

(Проведя анкету, мы с родителями были приятно удивлены, не обнаружив в 5б классе патологической зависимости детей от компьютера).


[1] В. Абраменкова. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр., М, «Лепта Книга, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены  несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют  на уроке учащимся...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...

Бинарный урок по ОБЖ и литературе "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Бинарный урок по литературе и ОБЖ в 5 классе позволит обсудить книгу Д. Дефо "Робинзон Крузо", выявить знание текста обучающимися, определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжит...

Викторина по произведению "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Собранная из других источников и адаптированная викторина по роману...

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Автор - Гаврилова Е.А.

Интегрированный урок математика-литература в 5 классе по книге Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Тема: “Одиссея Робинзона Крузо” Учитель...

Самостоятельная работа по отрывку из романа Даниеля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» 5 класс

Самостоятельная работа состоит из 11 вопросов на знание текста, подразумевает краткие ответы....