Подготовка к итоговому сочинению
консультация по литературе (11 класс)

Сачук Ольга Васильевна

выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommentarii_vystuplenie_vo_vtornik.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Подготовка  к сочинению

2015-2016 учебного года

подготовила: Сачук О.В.,

учитель русского языка и литературы

Ноябрь  2015 года

Слайд 2. Сочинение   позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Слайд 3. Мнение филолога практика Соколова.  Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона.

 ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Слайд 4. Секреты… секреты. Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами“.(Н.Д.Солженицына.)

 Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Слайд 5. Направления прошлого года

Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова).

Вопросы, заданные человечеству войной.

Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Спор поколений: вместе и врозь.

Чем люди живы?

Слайд 6.Темы прошлого года

111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова).

211. Как влияет на сущность человека война?

308. Чему человек может научиться у природы?

407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

Слайд 7. Направления 2015-2016 годаГод литературы в России»

«Время»

«Дом»

«Любовь»

«Путь»

       опубликованы 29 августа 2015 года на официальном сайте Минобрнауки России.

Слайд 8. В темах сочиненийумышленно не используются узкие формулировки;

реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;

не указываются конкретные произведения,  что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться   в своих рассуждениях.

Слайд 9.Даты проведения. 2 декабря 2015 года – основной день.

3 февраля 2016 года – пересдача.

4 мая 2016 года – пересдача.

Время написания – 3 часа 55 минут!

Слайд 10. Сочинение оценивается по пяти критериям:

  • Соответствие теме;
  • Аргументация с привлечением литературного материала;
  • Композиция;
  • Качество речи;
  • Грамотность.

Слайд 12. Критерий 1. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

      Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

           «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Слайд 13. Критереий 2.Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

            Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

            «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Слайд 14. Критерий 3. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

               Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

         «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Слайд 15. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

         Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

         «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Слайд 16. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

        «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 

Слайд 17. Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2  являются основными.

  • Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2  (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
  • При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 18. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет».

 Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм

Слайд 19. Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы;

  • литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;
  • опора на литературное  произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
  • Объём сочинения увеличили с 250 до 300 слов  (это минимум!!!).  

Слайд 20. Какие задачи решает итоговое сочинение?    
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и  форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?  
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

21. На скольких произведениях нужно  строить рассуждение?      
Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

22. Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

23. Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.

24. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?       
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

  • В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?  
    Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 300 слов) и написать работу самостоятельно.
  • В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
    Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
  • Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
    Формулировки тем будут разные:
    констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

25. Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.

Тема, сформулированная в виде утверждения

  • 1. «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
  • 2. Произведение о войне, которое Вас взволновало
  • 3. Война: преступление и подвиг
  • 4. Роль родительского наставления в жизни человека
  • 5. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)

26. Тема, переформулированная в виде вопроса

1. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны?

2. Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало?

3. Что на войне  можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу?

4. Какую особую роль играет  родительское наставление в жизни человека?

5. Почему жизнь без любви невозможна?

Почему жить – это значит любить?

27. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)

  • Вступление.

      Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.

  • Главная часть.

      Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:

Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.

28. Заключение.

      Краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).

      Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

      Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

29. делаем выводы :

Читать нужно!

  • Не надо бояться собственного мнения!
  • Отказаться от шаблонов!
  • Писать можно в разных жанрах!
  • Выучить имена писателей и героев!
  • Помнить, что сочинение может дать 10 б.!
  • Собрать литературный материал!
  • Внимательно прочитать критерии!
  • Помнить о грамотности!  

30. Юбилеи и возможные темы

24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля, 

21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта, 

15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя, 

28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста 

7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя, 

3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта, 

22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта,  ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня (1820-1892) , русского поэта-лирика, рождения А. А. Фета

28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта.

31. литература

1.Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя

2.Н.В.Беляева Итоговое сочинение: подготовка и контроль Методическое пособие для учителя

3.Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко! перезагрузка». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

32.Приложение.

33. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...