М. Горький "Детство"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Oksanaleochko@mail.ru

Конспект заключительного урока по повести М. Горького "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiy_detstvo.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Первый человек из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране», -лучших людей ее».

Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с домом семьи Кашириных, который наполнен «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Мы увидели, что в этой семье царят звериные законы, жестокость, полное отсутствие уважения между членами семьи, здесь нет взаимопонимания, любви, теплоты и ласки, которые окружали Алешу в родном доме, до смерти отца.

 Но не все так плохо. Рядом с жестокостью, грубостью, бесчеловечностью живут бескорыстная любовь бабушки к людям, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича.

-Какое событие изменило жизнь дома Кашириных навсегда? Кто был виновником пожара?

-Кого стоит благодарить за тушение пожара? Бабушку.

Бабушка была собрана во время пожара. Велела одеть и вывести детей из дома, так как время было вечернее. Бабушка отдавала распоряжения окружающим и благодаря ее собранности и сдержанности не возникло паники. Бабушка во время пожара вела себя героически. Спасая имущество, детей, коня, она забывала о себе. Думала обо всех. Даже о соседях, чтобы они не сгорели и пожар не перешел к ним. "Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше все дотла сгорит, и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки - соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь. " Максим Горький "Детство". Образ бабушки проходит через все произведение "Детство". На ней все было в доме. Хоть она и была доброй, мягкой, а дед все командовал над ней и всеми. А все-таки на самом деле она и была тем оплотом на котором все и стояло: семья, дом, дети, бытовая жизнь.

-Кто еще пострадал из-за пожара, кроме семьи Кашириных? Григорий.

-Почему Алеша всегда убегал, когда видел Григорий? Было стыдно за деда.

-Посмотрите на тему нашего урока, если вы прочитали повесть до конца, то должны были уже понять, кому посвящен наш сегодняшний урок.

-Чем привлек внимание мальчика Хорошее дело? Читается отрывок, в котором говорится о его таинственной и непонятной деятельности. Выясняется, что он интеллигент, ученый, что комнату свою он превратил в лабораторию, а по профессии явно химик). Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе?

(Алешу трогает чуткое внимание Х. Д. к бабушкиным историям, напоминающие отношение самого мальчика, хотя он и не понимает до конца слез квартиранта, вызванных восторженными отношением к талантливости русского народа, гордость от сознания, что такие люди, как бабушка, живут на русской земле. Привлекают мальчика простота Х. Д., его деликатность, скромность, умение уважать человека, радоваться красоте природы, а главное, его вдумчивое отношение ко всему, желание разобраться в сущности каждого явления).

Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши? (бабушка его боится, называет «чернокнижником», а дедушка говорит «ты богу враг и людям опасный»)

-Как вы думаете, почему дед так говорит о Х. Д.? Кого в России правящие классы считали опасными? (революционеров)

- Но Х. Д. совсем не революционер, он самый обычный простой человек, который считает своим долгом бороться со злом, которое есть на земле.

-Перечитаем сцену прощания Алеши с Х. Д. И раскроем какие чувства переживали и мальчик, и взрослый человек в это время. (Каждый из них страдает по-своему. Алеше не только больно расставаться с человеком, который стал необходим ему «и во дни горьких обид, и в часы радостей». Ему стыдно перед ним, как и перед Григорием Ивановичем, за бездушное отношение окружающих. Он еще не находит слов, не знает, как выразить свою любовь и свое горе этому человеку, поэтому только дергает его за рукав и слезы льются из глаз. Не просто и Х. Д. расставаться с мальчиком, в котором он, одинокий, непонятый, нашел родственную, чуткую, привязчивую душу. Не случайно и у него «слезы текут из-под мутных очков», а говорит он практически шепотом. Но Х. Д. находит в себе силы, чтобы утешить Алешу и ласково проститься со всеми, кто так незаслуженно его обидел).

-Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей ее».

Вывод: Мы с вами разобрали дружбу взрослого человека и ребенка, отметим, что, будь сам Алеша менее чутким, он не только никогда не понял бы Хорошего Дела, но и не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из. лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу и свидетельствовала о том, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. Хорошее Дело прощает людям их презрительное отношение к себе, видя, что оно идет от темноты, невежества, непонимания того, что человек может не заботиться о собственном благополучии, а, наоборот, в ущерб ему бескорыстно служить человеку. И подводя итог, нужно отметить, что в лице Алеши торжествует мысль Горького о неискоренимости и превосходстве в изображенной им жизни положительного начала, лучшего, что есть в народе.

-Изучая «Детство» Толстого, мы с вами говорили о том, что во многом на то, какими мы с вами станем людьми , добрыми или злыми , обманщиками или честными, влияет обстановка, которая окружала нас в детстве, влияют люди, даже те, с которыми мы общались недолго.

- Как и под влиянием кого, чего шло формирование нравственного мира Алеши?

-Кто повлиял на мальчика положительно?

родители, бабушка, дед, Григорий Иванович, Цыганок, Хорошее Дело, книги, улица);

Отрицательное влияние неумное племя, улица.

- Чему учили каждый из них?

Он успешно перенял все советы, которые давала Акулина Ивановна, перенял все ее лучшие черты : стойкость, смелось, мужественность, доброту.

Цыганок научил Лешу состраданию, показал, как нужно дружить.

Хорошее Дело Научил видеть мир не только жестоким, но и красивым, научил его прощению.

- Какой урок вынес Леша, глядя на жестокость, царящую в семье Кашириных? Он решил, что никогда не будет похожим на них, благодаря им, он стал испытывать отвращению к любому проявлению несправедливости в мире.

Д/з М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.

Охарактеризовать одного из героев повести «Детство»