Конспект урока по литературе на тему "Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тип урока:
Урок-семинар.
Оборудование:
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Цели урока:
Обучающая. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.
Воспитательная. Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.
Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные, драматические).
Методы и приемы:
Традиционные:
Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).
Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .
Развивающие:
Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).
Проблемный (проблемная беседа).
Виды деятельности учащихся:
Пересказ текста;
Ответы на вопросы по содержанию;
Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;
Выразительное чтение фрагментов из текста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе на тему
"Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе
Тип урока:
Урок-семинар.
Оборудование:
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Цели урока:
Обучающая. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.
Воспитательная. Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.
Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные, драматические).
Методы и приемы:
Традиционные:
Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).
Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .
Развивающие:
Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).
Проблемный (проблемная беседа).
Виды деятельности учащихся:
Пересказ текста;
Ответы на вопросы по содержанию;
Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;
Выразительное чтение фрагментов из текста;
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, сдача домашнего сочинения на тему "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание".
Вступительное слово учителя.
У.: Сегодня мы знакомимся с комедией русского просветительского классицизма. Это «Недоросль». Она написана в 1782 году. В произведении Фонвизин поднимает вопрос, который волнует нас и сейчас, вопрос о воспитании молодого поколения, о том, как влияет окружающая среда на юные умы и сердца. Первая постановка «Недоросля» состоялась в Петербурге в сентябре 1782 года. Цензура, признавая пьесу недостаточно благопристойной, вычеркивала реплики и целые сцены из комедии. Восторженно приняла пьесу московская публика. Было дано восемь представлений в течение сезона 1783 года.
Реализация образовательной цели.
Название выбрано не случайно. В словаре Ожегова дается два лексических значения этого слова. 1. Недоросль – в XVIII веке в России молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. перен. глуповатый юноша-недоучка (разговорное, ироничное).
У.: Как вы считаете, в каком значении брал это слово Фонвизин для названия комедии? (ОТВЕТ: в первом, второе появилось уже после выхода комедии в свет).
У.: Итак, давайте откроем комедию и посмотрим на список действующих лиц. Что можно сказать о фамилиях и именах героев комедии? (ОТВЕТ: Говорящие фамилии, разграничение отрицательных и положительных героев).
У.: Правильно. А Рома дома подготовил для нас сообщение на эту тему.
УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ С СООБЩЕНИЕМ.
У.: Комедия Фонвизина написана в направлении просветительского классицизма, и автор, давая героям говорящие фамилии, уже делит их на отрицательных и положительных. Тем самым он создает у зрителей и читателей определенное представление о персонажах еще до просмотра спектакля и прочтения комедии.
У.: А теперь давайте почитаем по ролям 1-4 явления.
УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.
У.: Какими предстали перед вами персонажи?
ОТВЕТЫ.
У.: Кто из них вам кажется колоритнее? Почему?
ОТВЕТЫ.
У.: В 1912 году Саводник В., автор учебника по истории русской словесности, писал: «Главное, центральное лицо этой комедии – госпожа Простакова. На ней держится все действие комедии, и вместе с тем она изображена полнее и ярче всех других выведенных лиц. …вся ее несложная духовная жизнь раскрыта автором, показаны различные стороны ее существа, обнаружены двигательные пружины ее действий».
У.: Можете ли вы на данный момент согласиться с этим утверждением? Докажите свое мнение.
ОТВЕТЫ.
У.: Что показалось вам смешным?
ОТВЕТЫ.
У.: Над чем вы призадумались?
ОТВЕТЫ.
У.: А теперь давайте почитаем по ролям 5 явление.
УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.
У.: Что нового вы узнали о персонажах комедии?
ОТВЕТЫ.
У.: Удалось ли актерам передать характеры героев?
ОТВЕТЫ.
У.: Что своего привнес каждый исполнитель в свою роль?
ОТВЕТЫ.
У.: Вопрос к актерам: какими вы увидели своих персонажей, удалось ли вам донести свое видение до зрителей?
ОТВЕТЫ.
У.: Обратимся к речи героев. Дайте речевые характеристики персонажей. Что мы можем сказать о герое, судя по его речи? Вам предстоит поработать в группах. Делимся на 6 групп (по числу героев в анализируемых явлениях):
- первая группа анализирует язык Простаковой;
- вторая – Скотинина;
- третья – Митрофанушки;
- четвертая – Простакова;
- пятая – Еремеевны;
- шестая – Тришки.
При работе используйте опорную карточку.
Карточка.
Словарный запас: какая лексика употребляется, бедность (богатство) языка.
Выразительность речи, эмоциональность, интонация.
Синтаксические конструкции (простые, сложные предложения).
Выразительные средства (эпитеты, сравнения, инверсия и т.д.)
УЧ-СЯ ГОТОВЯТСЯ, ДАЛЕЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ РЕЧЬ КАЖДОГО ПЕРСОНАЖА.
У.: Что общего в языке всех отрицательных персонажей?
ОТВЕТ: Отрицательным персонажам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотинина и его сестры включает слова, используемые на скотном дворе. Их преставление о жизни начинается и кончается скотным двором.
Рефлексия.
У.: Давайте подведем небольшой итог, каждый сам. Ваши высказывания могут начинаться с фраз типа :
- Читая произведение, я понял, что...
- На этом уроке я сделал для себя вывод...
Заключительное слово учителя.
У.: Фонвизин – один из самых талантливых писателей своего времени. Он смог создать колоритные речевые характеристики героев комедии. В пьесе есть четкое разграничение языка положительных и отрицательных персонажей.
Домашнее задание.
Дочитать до конца 1 действие, прочитать 2 действие.
Задания по парам:
- Речевая характеристика Кутейкина.
- Речевая характеристика Цыфиркина.
- Речевая характеристика Софьи.
- Речевая характеристика Правдина.
- Выяснить значение слова РЕЗОНЕР и чем в старину отличались значения слов МАМА и МАТЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."
Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс
Цели:образовательная:· сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;· подготовить учащихся к ...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)
Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)
Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....
Конспект урока по литературе на тему: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (9 класс)
Рассматриваются ключевые ключевые образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". урок направлен на анализ психологиских и социальных характеристик героев, их роли в изо...
