Конспект урока по литературе на тему "Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Старкова Юлия Сергеевна

Тип урока:

Урок-семинар.

 

Оборудование:

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина

 

Цели урока:

Обучающая.  Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.

Воспитательная.  Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.

Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные,  драматические).

 

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .

 

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

 

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drama.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему

"Недоросль" Д.И.Фонвизина в 8 классе

Тип урока:

Урок-семинар.

Оборудование:

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина

Цели урока:

Обучающая.  Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.

Воспитательная.  Учиться вырабатывать свою точку зрения, учиться у положительных героев чувству патриотизма, желанию служить своему Отечеству.

Развивающая. Учиться сопоставлять исторические события и их отражение в литературе. Развивать свои творческие способности (художественные,  драматические).

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, беседа) .

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам в стихотворениях, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста;

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих, сдача домашнего сочинения на тему "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание".

Вступительное слово учителя.

У.: Сегодня мы знакомимся с комедией русского просветительского классицизма. Это «Недоросль». Она написана в 1782 году. В произведении Фонвизин поднимает вопрос, который волнует нас и сейчас, вопрос о воспитании молодого поколения, о том, как влияет окружающая среда на юные умы и сердца. Первая постановка «Недоросля» состоялась в Петербурге в сентябре 1782 года. Цензура, признавая пьесу недостаточно благопристойной, вычеркивала реплики и целые сцены из комедии. Восторженно приняла пьесу московская публика. Было дано восемь представлений в течение сезона 1783 года.

Реализация образовательной цели.

Название выбрано не случайно. В словаре Ожегова дается два лексических значения этого слова. 1. Недоросль – в XVIII веке в России молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу. 2. перен. глуповатый юноша-недоучка (разговорное, ироничное).

У.: Как вы считаете, в каком значении брал это слово Фонвизин для названия комедии? (ОТВЕТ: в первом, второе появилось уже после выхода комедии в свет).

У.: Итак, давайте откроем комедию и посмотрим на список действующих лиц. Что можно сказать о фамилиях и именах героев комедии? (ОТВЕТ: Говорящие фамилии, разграничение отрицательных и положительных героев).

У.: Правильно. А Рома дома подготовил для нас сообщение на эту тему.

УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ С СООБЩЕНИЕМ.

У.: Комедия Фонвизина написана в направлении просветительского классицизма, и автор, давая героям говорящие фамилии, уже делит их на отрицательных и положительных. Тем самым он создает у зрителей и читателей определенное представление о персонажах еще до просмотра спектакля и прочтения комедии.

У.: А теперь давайте почитаем по ролям 1-4 явления.

УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.

У.:  Какими предстали перед вами персонажи?

ОТВЕТЫ.

У.: Кто из них вам кажется колоритнее? Почему?

ОТВЕТЫ.

У.: В 1912 году Саводник В., автор учебника по истории русской словесности, писал: «Главное, центральное лицо этой комедии – госпожа Простакова. На ней держится все действие комедии, и вместе с тем она изображена полнее и ярче всех других выведенных лиц. …вся ее несложная духовная жизнь раскрыта автором, показаны различные стороны ее существа, обнаружены двигательные пружины ее действий».

У.: Можете ли вы на данный момент согласиться с этим утверждением? Докажите свое мнение.

ОТВЕТЫ.

У.:  Что показалось вам смешным?

ОТВЕТЫ.

У.: Над чем вы призадумались?

ОТВЕТЫ.

У.: А теперь давайте почитаем по ролям 5 явление.

УЧ-СЯ ЧИТАЮТ.

У.:  Что нового вы узнали о персонажах комедии?

ОТВЕТЫ.

У.:  Удалось ли актерам передать характеры героев?

ОТВЕТЫ.

У.: Что своего привнес каждый исполнитель в свою роль?

ОТВЕТЫ.

У.:  Вопрос к актерам: какими вы увидели своих персонажей, удалось ли вам донести свое видение до зрителей?

ОТВЕТЫ.

У.: Обратимся к речи героев. Дайте речевые характеристики персонажей. Что мы можем сказать о герое, судя по его речи? Вам предстоит поработать в группах. Делимся на 6 групп (по числу героев в анализируемых явлениях):

- первая группа анализирует язык Простаковой;

- вторая – Скотинина;

- третья – Митрофанушки;

- четвертая – Простакова;

- пятая – Еремеевны;

- шестая – Тришки.

При работе используйте опорную карточку.

Карточка.

Словарный запас: какая лексика употребляется, бедность (богатство) языка.

Выразительность речи, эмоциональность, интонация.

Синтаксические конструкции (простые, сложные предложения).

Выразительные средства (эпитеты, сравнения, инверсия и т.д.)

УЧ-СЯ ГОТОВЯТСЯ, ДАЛЕЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ РЕЧЬ КАЖДОГО ПЕРСОНАЖА.

У.: Что общего в языке всех отрицательных персонажей?

ОТВЕТ: Отрицательным персонажам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотинина и его сестры включает слова, используемые на скотном дворе. Их преставление о жизни начинается и кончается скотным двором.

Рефлексия.

У.: Давайте подведем небольшой итог, каждый сам. Ваши высказывания могут начинаться с фраз типа :

- Читая произведение, я понял, что...

- На этом уроке я сделал для себя вывод...

Заключительное слово учителя. 

У.: Фонвизин – один из самых талантливых писателей своего времени. Он смог создать колоритные речевые характеристики героев комедии. В пьесе есть четкое разграничение языка положительных и отрицательных персонажей.

Домашнее задание.

Дочитать до конца 1 действие, прочитать 2 действие.

Задания по парам:

  1. Речевая характеристика Кутейкина.
  2. Речевая характеристика Цыфиркина.
  3. Речевая характеристика Софьи.
  4. Речевая характеристика Правдина.
  5. Выяснить значение слова РЕЗОНЕР и чем в старину отличались значения слов МАМА и МАТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."

Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)

Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...

Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс

Цели:образовательная:·         сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;·         подготовить учащихся к ...

Конспект урока по литературе на тему "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон" (8 класс)

Урок литературы в 8 классе "Мистическое в поэме Эдгара Аллана По "Ворон". Цель: познакомить учащихся с поэзией Эдгара По на примере поэмы «Ворон», проанализировать мист...

Конспект урока по литературе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Фета" (10 класс)

Конспект урока литературы, провереднного в 10 классе, с применением технологии группового обучения....

Конспект урока по литературе на тему: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (9 класс)

Рассматриваются ключевые ключевые образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". урок направлен на анализ психологиских и социальных характеристик героев, их роли в изо...