Подготовка к итоговому сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Черных Ирина Владимировна

Тематическое направление «Человек и общество». Формулировка аргументов и тезисов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_itogovomu_sochineniyu.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое направление «Человек и общество».

Возможные темы сочинений:

  1. «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»
  2. «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»
  3. «Конфликт поколений как общественная проблема».

С чего начать? Вступление или введение.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труды. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Формулировка тезиса.

Тезис – это не введение. Не путайте! Тезис – это главная мысль введения, который помещается в одно (максимум в два) предложения, выражает ваше личное мнение и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезисам подбирают аргументы.

Тема

Вступление

Тезисы

«Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»

Кого мы можем считать сильной личностью?

1.Как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность?

2.Сильная личность, сыгравшая значимую роль в жизни общества.

«Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»

У каждого из нас  свои интересы, свой взгляд на взгляд на мир. Когда мы попадаем в общество, наше мировоззрением начинает меняться.

1.Сложность отстаивания своих интересов перед обществом.

2. Собственный выбор как нравственная категория.

«Конфликт поколений как общественная проблема».

Конфликт поколений является естественным явлением.

1.Причиной разногласий двух поколений являются разногласия в обществе.

2.Старшее поколение с трудом принимает перемены, а младшее не желает держаться за прошлое.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.  РАСКРЫТИЕ ТЕЗИСА СОЧИНЕНИЯ.

Тема: «Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?»

 Первый аргумент: Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является по-настоящему сильным человеком, у него хватило смелости идти не только против одного влиятельного человека, Фамусова, но и против толпы его сторонников. Чацкий проповедовал правду, свободу, выступал против чинопочитания и лжи. От него все отвернулись, но Александр все равно не сдавался, это ли не сила духа?

Второй аргумент: Андрея Соколова, главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», можно назвать сильной личностью. Он отправился на войну, потому что Родина в опасности, прошел все ее ужасы, потом и плен, и концлагерь. Соколов – настоящий герой, хотя сам никогда не понимал своей силы.

________________________________________________________________________

Тема: «Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?»

Первый аргумент: Пушкин в произведении «Евгений Онегин» показывает человека, судьба которого складывается трагически, прежде всего потому, что он сформирован тем обществом, правила которого вызывают у него отторжение. Он не желает жить по этим правилам, но и противиться им он не способен. Он боится пойти против общественного мнения и показаться трусом в глазах окружающих. Это приводит не только к нелепой дуэли с Ленским, но и смерти невинного человека. Мы увидели, как общество может влиять на поведение человека. Онегин так и не смог противостоять мнению света.

Второй аргумент: Грибоедов в произведении «Горе от ума» тоже показал, насколько трудно противостоять обществу. Конфликт возникает между Чацким и фамусовским обществом, которое герой не понимает и не принимает. Когда сплетни про сумасшествие Чацкого так быстро разносятся среди гостей Фамусова, он ощущает всю жестокость этого общества на себе и осознает, что пути с ним окончательно разошлись. Чацкий отступает, потому что понимает, что в одиночку ему не справиться с фамусовским обществом.

____________________________________________________________________

Тема: «Конфликт поколений как общественная проблема».

Первый аргумент: Конфликт поколений показал А. Н. Островский в пьесе «Гроза», если считать представителей «темного царства» поколением «отцов», а Катерину отнести к поколению «детей». Идея пьесы в противостоянии консервативного, не готового к переменам поколения «отцов» города Калинова, ярко выраженного в образах Кабанихи и Дикого, и свободолюбивой Катерины, мечтающей о личной  свободе и  женском счастье.

Второй аргумент: Самым ярким примером конфликта двух поколений является роман Тургенева «Отцы и дети», где автор противопоставил Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Взгляды этих героев  расходились во всем: политика, искусство. Отношение к людям,  природа, традиции – любой разговор заканчивался противостоянием. Причина тому – категоричность и нежелание держать связь между прошлым и будущим. Молодой базаров был уверен, что взгляды отцов давно устарели, а Павел Петрович. Напротив, старался не замечать перемены в обществе и не хотел принимать что-то новое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СВОЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Выражение собственной позиции, объяснение того, как Вы лично понимаете, можно ли быть независимым от общественного мнения; сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом; как лично вы понимаете конфликт поколений как общественную проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...