Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова «Возвращение»

Цели:

- раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому,

  заставить сопереживать;

- развивать навыки анализа художественного текста; развивать умение    

  выразительно читать;

- содействовать духовному и нравственному развитию обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Этап ВЫЗОВ

Эпиграф к уроку (на доске)   

     «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться»   Л.Н. Толстой. Из письма Толстого от 18.10.1857 г.

- Прочитаем эпиграф к нашему уроку.  

  Л.Н.  Толстой размышляет, что значит жить честно. Давайте поразмышляем над этим вопросом и мы с вами. Это будет ключевой вопрос нашего урока.  А поможет нам разобраться в этом рассказ А.П. Платонова «Возвращение» и фильм по этому рассказу режиссёра Виктора Рыжкова, снятый в 1968 году. Кстати, Петрушу в этом фильме сыграла… Лия Ахеджакова.

- Давайте посмотрим буктрейлер на произведение Платонова и на фильм по этому рассказу 1968 года режиссёра Виктора Рыжкова. Это было индивидуальное домашнее задание (Епешин Сергей)

Буктрейлер

- Почему рассказ называется «Возвращение»?

      Ответы учащихся:             герой вернулся с войны…

- Герой возвращается с войны, всё верно. Но какое же это возвращение, если на следующий день главный герой собирается уехать, покинуть семью?

КЛАСТЕР (на доске)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

                                    с войны                                                ?   

                                    домой

- Чтобы выяснить смысл названия рассказа, нужно пройти путь главного героя с момента возвращения в семью, путь его души, его внутреннего мира, его внутреннего состояния. Нам предстоит выяснить, о каком возвращении говорит автор.

III. Анализ текста.

1.  Чертим путь героя.    (Учащиеся чертят в тетради)

     Начало пути  (слева) – момент возвращения героя в семью.

«Путь героя»

_____________________________________________________________________

     

- Скажите, у всех людей такой ровный жизненный путь? (Ответы учащихся)

   Нет, конечно. Всё верно. В жизни бывают обстоятельства, когда человек делает ошибки, неразумные поступки, принимает неправильные решения, противоречащие законам нравственности, законам доброты, понимания, милосердия.

      Важно в такие моменты вовремя одуматься, суметь исправиться, встать, подняться и пойти по правильному пути.

Задание «Найди нужное выражение»

- Выберите из представленных вам цитат, пословиц и поговорок те, которые доказывают нашу мысль.

Не грех упасть, грех не подняться (Сергий Радонежский)

Жить прожить - не поле перейти

Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт.

Перестаньте беспокоиться и начните жить!

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жизнь измеряется не годами, а трудами.

2. «Рассыпанные эпизоды».  2 группы учащихся.

     - Давайте выстроим сюжетный ряд рассказа по фрагментам фильма по этому произведению.

      Перед вами «рассыпанные эпизоды». Составьте сюжетный ряд и озаглавьте эпизоды.                               (маркерами пишут название эпизодов)

(встают, озвучивают)

                         - Алексей Иванов. Возвращение

                         - Встреча отца и сына

                         - Семья вместе

                         - Ссора, ночной разговор

                         - Решение уйти из семьи, уехать

                         - Возвращение

(Учитель вывешивает на доску – выше жизненной линии - сюжетный ряд с названиями эпизодов)

3. Герой произведения. Алексей Иванов.

     - Итак, герой произведения вернулся с войны в семью.

     - Сколько лет семья жила без отца? (4 года)

     - Какими эти 4 года были для Алексея Иванова? Как он жил эти 4 года? Что ему

       пришлось пережить? (Ответы учащихся)

             Герой воевал, защищая Родину. Иванов испытал всё, что можно испытать на войне: голод, холод, страх, отчаяние, боль… Каждый день мог стать последним. Но ему посчастливилось вернуться живым.

     - Давайте посмотрим, что означает имя Алексей.

Индивидуальное задание

     Алексей – в переводе с древнегреческого имя Алексей означает «оберегающий», «защитник».

     - Автор не случайно даёт герою это имя. Не Владимир, не Святослав, а именно Алексей. Алексей – защитник Родины.

     Вот он наш герой, и мы поместим сюжетный фрагмент на линию жизни.

Алексей Иванов__________________________________________________________________

- А почему, на ваш взгляд, писатель дал герою фамилию Иванов?

     Распространённая фамилия в России. Писатель дал герою именно эту фамилию, потому что хотел сказать, что история, случившаяся в семье Иванова, во время Великой Отечественной войны и после неё случалась во многих семьях. Война покалечила тысячу семей.

4. Встреча отца и сына.  1 мин. 9 сек. (19.30 – 20.39)

     - Следующий фрагмент сюжета – встреча отца и сына. Посмотрим эпизод из фильма.

(Сюжет из фильма «Возвращение» (1968 г.) 1 мин. 9 сек.

     - Как проявляет себя отец Алексей Иванов? (Ответы учащихся)

     Поправляет рубашку, отцовские чувства, чувствуется  гордость за сына, любящий, заботливый. Если вернуться к значению имени, то теперь он защитник не только Родины, но и семьи.

     Поместим сюжетный фрагмент на ту же самую линию.

_____________  Встреча отца и сына_____________________________________

     - Как этот разговор характеризует Петрушу?  (Уверенный, ведёт себя по-хозяйски, деловитый, упрекает, что приехал на 6 день)

     

5. Семья вместе.

- Найдите в тексте эпизод, когда семья в полном сборе садится ужинать.

- Прочитаем этот эпизод по ролям.

(Со слов «За столом, сидя в кругу семьи…

и до слов «Я выросла большая, - сказала Настя)

                           Слова автора:

                           Отец:

                           Петрушка:

                           Любовь Васильевна:

- Сейчас семья воссоединилась. Алексей Иванов с женой и детьми. Поставим наш эпизод на прямую линию.

____________________________Семья вместе_____________________________

6. Ночной разговор. Ссора.

- Вроде бы и быт налаживается, и дети привыкают к отцу. Но что происходит? Какой возникает конфликт? (Ответы учащихся)

- Давайте послушаем аудиозапись (32.10 – 33.45)

- Как ведёт себя Алексей Иванов в данном конфликте? Какие чувства он проявляет?

   (Ответы учащихся)

 Упрекает жену Любу, повышает голос, думает только о себе, проявляет эгоизм, уязвлённое самолюбие, непонимание, обида, ревность, злость.

- На эту же линию расположим мы данный эпизод? Куда будет линия жизни направлена? (Нет, ниже, внизу над линией)

 

                                                                        Ссора, ночной разговор

   Алексей поступает не как защитник, а как разрушитель. Он берёт на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья.

 

       7. Жизнь без отца.

 - Давайте посмотрим, как жила семья без отца? Расскажите о Любови Васильевне.

   (Работала на кирпичном заводе с утра до вечера, до ночи сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, - у пресса. Пришлось и огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и детей поднимать)

- По каким эпизодам мы можем судить, что Любовь Васильевна очень ждала мужа?

  (Несколько дней отпрашивалась на работе, чтобы встретить мужа. Три дня выходила ко всем поездам, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На четвёртый день отправила встречать отца детей, а к ночному поезду вышла сама. На шестой день отца встретил сын. Перед приездом мужа прибрала кухню и комнату, навела чистоту)

     Согласитесь ли вы со мной, что неслучайно жену главного героя зовут Любовь. Алексея Иванова дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.

     

8. Решение уйти из семьи, уехать.

- Как решает поступить герой после ночного разговора и возникшего конфликта? И это наш следующий эпизод.

(Решает уйти из семьи, уехать)

- Вверху или внизу расположим кадр из фильма? (Я думаю, и вы со мной согласитесь - внизу)

_______________________________________________________________________

                                                                                           Решение уйти

- Как поступает семья, дети? (Петруша одевается второпях, одевает Настю, чтобы догнать отца)

      Обратим внимание на детей главного героя, Алексея Иванова– Петрушу и Настю.

- Сколько лет детям? (Петруше 11 лет, Насте – 4 года)

- Найдите в тексте описание Петруши. (со слов Иванов приехал на шестой день…» до слов «Отец удивился и вздохнул»)

     - Давайте посмотрим, что означает имя Пётр.

Индивидуальное задание

     В переводе с древнегреческого языка имя Пётр означает «скала», «утёс», «камень», «каменная глыба». В христианский мир оно вошло как имя одного из учеников Христа – апостола Петра.

- Докажите, пользуясь текстом, что Петруша был скалой, опорой в семье.

(Обучающиеся зачитывают примеры из текста)

  (Он помогает по хозяйству, разбирается в карточках, талонах. Заботится о матери, мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась. Учит сестру грамоте и счету)

9. Возвращение.   (1.15.20 - концовка)

- Итак, герой садится в поезд, в вагон, чтобы навсегда покинуть семью. Но…

- Прочитаем заключительные строки произведения.

(со слов «Так было и сейчас…» до заключительных слов)

    …«бежали вслед его дети». Петруша и Настя.

-  Про Петрушу мы поговорили. А каково же значение имени Настя? Именно это имя дал автор дочке главного героя.

Индивидуальное задание

     В переводе с греческого языка имя Анастасия означает «воскресшая», «возрождённая», «возвращение к жизни», «воскресение»

- В каком абзаце, на ваш взгляд, заключена основная и очень важная мысль? (от слов «Иванов закрыл глаза» до слов «обнажившимся сердцем»)

- Посмотрим, как увидел режиссёр этот эпизод в фильме.

    (1.15. 20 – концовка)

                                             

             Не это ли настоящее возвращение героя? Вернёмся к нашему кластеру. Так о каком возвращении идёт речь? Какие слова синонимы вставим в кластер справа? (прощение, обновление, возвращение к себе, духовное возвращение, воскресение, душа оживает от грубостей и ран войны)

КЛАСТЕР (на доске)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

                                    с войны                 возвращение к себе, духовное возвращение,  

                                    домой                    прощение, обновление, воскресение    

- Куда поместим на линии жизни фрагмент из фильма?

VI. Заключение.

     Вернёмся к эпиграфу урока. Прочитаем. А теперь покажите все ладошки. Будем загибать каждый палец и ответим на вопрос, чему нас научил рассказ. Каждый палец чему-то научил. Сформулируем свой ответ на основе цитаты Толстого: «Чтобы жить честно, надо…» (прощать, ценить, любить, беречь, понимать)

    Сожмём кулак. Сейчас в руках вы держите самое главное. Вы знаете, что сердце человека размером в кулак. От него, согревающего своим теплом, действительно должно приходить счастье.

     Кстати, слово «сердце» повторяется в рассказе Платонова 15 раз.

     Именно такое сердце просыпается в груди главного героя, человека, вернувшегося к себе. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение главного героя  к себе и к своему дому, к своей семье. И помогают ему это сделать его дети – Петруша И Настя.

     Я  желаю вам, чтобы вы всегда находили в себе силы прощать, умели ценить, любить, беречь и понимать.  Спасибо за работу! Спасибо за урок! Я вас люблю!

             

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"

Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются на...